Сикхские праздники и календарь Нанакшахи

 
Код статьиS086919080019253-5-1
DOI10.31857/S086919080019253-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник МАЭ РАН
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
Выпуск
Страницы192-202
Аннотация

В статье рассматривается история происхождения сикхского календаря Нанакшахи (принят в 1998 г., реформирован в 2003 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе учения и общины сикхов. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469-1539) создал общину своих учеников (сикхи), которые, следуя за ним, поклонялись Единому Богу в его бестелесной (ниргун) форме. Традиция живых гуру длилась до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма, каждый из которых считался реинкарнацией Нанака. Наряду с панджабскими сельскохозяйственными и новогодними праздниками северной Индии (Байсакхи, Холи, Дивали) календарные даты событий сикхской истории, прежде всего – даты рождения, смерти, принятия миссии сикхских гуру стали основными сикхскими праздниками. Существование значительной части сикхов в диаспоре еще в большей степени усложняет этот процесс и сохраняет альтернативные версии идентичности сикхов. Стремясь придать сикхам единообразие и единомыслие, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский календарь. Инициатором его введения был индо-канадский сикх Пал Сингх Пуревал. Пуревал предложил взять за основу сикхского календаря солнечный тропический год вместо лунно-солнечного сидерического. Предложенный календарь точнее традиционного индийского, и близок григорианскому, что привело к обвинениям создателя календаря в принятии в качестве сикхского – календаря христиан. Пуревал утверждал, что новый сикхский календарь точнее старого североиндийского, и его введение внесет символическую границу между сикхами и индусами. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов. Официально новый календарь Нанакшахи принят, но часть сикхов ему не следует. Соответственно, в разное время они отмечают дни памяти сикхских гуру – гурпурб. При этом, даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечают по старому североиндийскому календарю Викрам самват (Бикрами-самат).

Ключевые словаСикхизм, сикхская идентичность, гуру Нанак, Арджун Дев, Гобинд Сингх, Пал Сингх Пуревал, календарь Нанакшахи
Источник финансированияИсследование выполнено в Санкт-Петербургском университете в рамках работы над проектом «Календарные праздники Древнего Востока: календарный ритуал и роль темпоральных представлений в формировании традиционного сознания народов Древнего мира» (грант РНФ, №19-18-00085).
Получено25.04.2022
Дата публикации13.05.2022
Кол-во символов29396
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Последние два десятилетия сикхи в Индии и в диаспоре горячо обсуждают тему календаря, реформу которого предложил проживающий в Канаде сикх Пал Сингх Пуревал, и которую поддержал сикхский комитет по управлению молельными домами – гурдварами (Широмани Гурдвара Прабандхак Камити, далее в тексте – ШГПК). Суть предложенной реформы – в отказе от североиндийского лунно-солнечного календаря Викрам самват (Бикрами-самат) и лунных месяцев, переход на солнечный календарь с фиксированными датами праздников, включая дни рождения, обретения статуса гуру, смерти, часто мученической, сикхских гуру, их родственников и сподвижников. Однако поддержанная ШГПК реформа забуксовала и оказалась половинчатой. Причины введения календаря Нанакшахи, его достоинства и недостатки, исторический контекст календарной реформы рассматриваются в данной статье.
3 Несмотря на наличие полемических статей [Purewal, 2010, 2021] в мировой сети интернета, научных публикаций в академических журналах по данной теме практически нет. Отдельным аспектам истории индийского календаря посвящены работы российских и зарубежных этнографов. В трудах С. Селешникова [Селешников, 1977] и И.А. Климишина [Климишин, 1985] разбираются особенности календарной системы и календарей Индии. Календарные праздники Индии в их связи с хозяйственной деятельностью рассмотрены в работах М.Ф. Альбедиль [Альбедиль, 2005], Н.Г. Краснодембской [Краснодембская, 2005], И.Ю. Котина и Е.Н. Успенской [Котин, Успенская, 2005(1), 2005(2)], И.Ю. Котина [Котин 2020] и др. Создание религиозных границ между сикхизмом и индуизмом стало специальным предметом исследования Х. Обероя [Oberoi, 2001]. Предложенная календарная реформа (введение календаря Нанакшахи) и дискуссия вокруг нее еще не стали предметом специального исследования, хотя они являются важным шагом на пути дальнейшего формирования отдельной сикхской идентичности и проведения более четкой религиозной границы между сикхами и индусами. Несмотря на проповедь монотеизма, с которой выступил гуру Нанак, его последователи сохранили многие верования и предрассудки, унаследованные от индуизма. В XX в. как усилиями самих сикхов, так и вследствие раздела Индии по религиозному принципу наблюдается рост сикхского самосознания, тенденция на проведение более жестких границ между сикхизмом и индуизмом, способствовать чему был призван и особый сикхский календарь Нанакшахи.
4

ЭВОЛЮЦИЯ СИКХСКОЙ ОБЩИНЫ И РОЛЬ ПРАЗДНИЧНОЙ ОБРЯДНОСТИ В ЖИЗНИ СИКХОВ

5 Легендарным основателем календаря Нанакшахи считается сикхский военачальник Банда Бахадур (1670–1716), на некоторое время создавший сикхское государство, назвавший в честь гуру Нанака сикхскую денежную единицу нанакшахи и одноименный календарь. Поэтому иногда датой создания календаря Нанакшахи называют 1710 г. Однако, у нас нет данных о том, что этот календарь чем-то отличался от североиндийского календаря Викрам самват (Бикрами-самат). Возможно, в календарь включили даты памятных дней сикхских гуру, так называемые гурпурб.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 448

Оценка читателей: голосов 0

1. Альбедиль М.Ф. Праздники в Южной Индии. Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005. С. 113–143.

2. Барахмах. Перевод И.С. Серебрякова из текста «Грантх Сахиб», с. 1107–1109. Гуру Нанак. К 500-летию со дня рождения поэта и гуманиста Индии. Под ред. К.З. Ашрафян, Э.Н. Комарова. М.: Наука, 1972. С. 57–81.

3. Бочковская А.В. Милосердие лангара: ритуальное служение в «трапезных гуру». Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки. Под ред. Е. А. Баклановой и др. М.: МГИМО-Университет, 2019. С. 300–312.

4. Захарьин Б.А., Хохлова Л.В. Эволюция религиозного самосознания сикхов в ХV – первой половине ХIХ в. Ломоносовские чтения. М.: МГУ, 1999. С. 35–42.

5. Климишин И.А. Календарь и хронология. Мoscow: Progress, 1985.

6. Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев. Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005(1). С. 10–75.

7. Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные праздники и обряды народов Южной Азии (на примере панджабцев). Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности: сборник статей. Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005(2). С. 144–184.

8. Котин И.Ю. «Ади Грантх» и культурная память сикхов в Индии и в диаспоре. Радловский Сборник. Научные и музейные проекты МАЭ в 2016 г. Санкт-Петербург: МАЭ, 2017. C. 41–52.

9. Котин И.Ю. Два полугодия и два новых года в индийском календаре. Этнография. 2020. № 2. C. 131–153.

10. Краснодембская Н.Г. Праздники у маратхов. Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005. С. 76–112.

11. Селешников С.И. История календаря и хронология. М.: Наука, 1977.

12. Успенская E.Н., Котин И.Ю. Сикхизм. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007.

13. Хохлова Л.В., Сикхский Лангар – символ социального равенства (страницы истории). Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки. Под ред. Е.А. Баклановой и др. М.: МГИМО-Университет, 2019. С. 313–322.

14. Nanakshahi Calendar released at Akal Takht Secretariat. The Tribune (Chandigarh). 25 September. 2021.

15. Ahluwalia P.M.S. Another Link on Nanakshahi Calendar. Sikh Scholar Defends ‘Nanakshahi’ Calendar He Created. http://faith.sikhcom.net (accessed: 02.09.2021).

16. Nanakshahi Calendar. BBC. www.bbc.co.uk/religion/religions/sikhism/customs/nanakshahi.html (accessed: 02.09.2021).

17. Oberoi H. The Construction of Religious Boundaries. Culture, Identity and Diversity in the Sikh Tradition. New Delhi: Oxford University Press, 2001.

18. Purewal P.S. Gurbani and Nanakshahi Calendar. http://purewal.biz/Gurbani_and_Nanakshahi_Calendar.pdf (accessed: 08.09.2021).

19. Purewal P.S. Nanakshahi Calendar (Reply to Mr. Gurcharanjit Singh Lamba’s Criticism of Nanakshahi Calendar First Implemented in 1999 CE). Edmonton: s.l., 2000.

20. Purewal P.S. Nanakshahi Calendar, 2000. Reply to Mr. Gurcharan Singh Lamba. http://www.nanakshahi.net (accessed: 08.09.2021).

21. Sikh Festivals: Sikh Festivals and Punjabi Calendar https://www.allaboutsikhs.com/sikh-way-of-life/sikh-festivals/the-sikh-calendar-gurupurabs-and-festival-dates (accessed: 08.09.2021).

22. Surjit Singh. Guru Gobind Singh’s Birth Anniversary: Akal Takht Rejects SGPC Plea to Extend Parkash Purv Day. Hindustan Times. 13 November, 2017.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх