Мусульмане и арабы: две уммы

 
Код статьиS086919080018396-2-1
DOI10.31857/S086919080018396-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный руководитель Института востоковедения РАН; Декан Восточного факультета Государственного академического университета гуманитарных наук
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы6-22
Аннотация

Статья продолжает одну из тем исследований автора, результаты которых изложены в многочисленных публикациях . При опоре на углубленное и обобщенное представление об эволюции различных си-стем групповой солидарности у арабов автором разработан новый, в сокращенной форме предложенный в статье подход, основанный на идее сосуществования исламской уммы, объединяющей мусульман, как арабов, так и не-арабов, и уммы арабской, объединяющей всех арабов, независимо от их вероисповедания. Показано, как эти два сообщества пересекались и взаимодействовали между собой, особен-но в ходе становления независимых национальных государств на Ближнем Востоке. В рамках данного подхода рассматривается этимология термина умма и его бытование на различных этапах арабской истории. Отмечается, что данный термин является одним из самых многозначных в арабо-мусульманском культурном лекси-коне. Это демонстрируют примеры его употребления в священной книге мусульман – Коране. Немаловажное значение придается приме-нению термина к сообществу не только людей, но и животных, как в Коране, так и в хадисах. В статье анализируются развивавшиеся на основе концептуализации термина умма различные теории «уммаиз-ма», в которых немалую роль играют чувства и эмоции, в особенно-сти любовь как один из структурообразующих элементов этих тео-рий. Уделено внимание не только различным вариантам использова-ния термина, особенно теоретиками арабского национализма, но и манипуляциями ими со стороны тех или иных политических сил. 

Ключевые словаумма, ислам, Коран, арабский национализм, уммаизм, любовь, нарцис-сизм, эксклюзивизм
Получено15.02.2022
Дата публикации07.03.2022
Кол-во символов51349
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Парадоксально, но в исключительно богатом лексемами арабском литературном языке словом умма обозначаются сразу два совершенно разных, хотя и частично пересекающихся понятия. Однако, если хорошо знать историю употребления термина умма, о котором здесь пойдет речь, вряд ли можно счесть необычным то, что он относится одновременно к двум различным формам групповой солидарности: во-первых – к общине мусульман, включающей и не-арабов, во-вторых – к сообществу арабов, включающему и немусульман. Как будет показано ниже, именно это обстоятельство является причиной некоторой путаницы, которая иногда возникает при использовании и описании данных двух понятий.
2

МУСУЛЬМАНСКАЯ УММА

3

Умма – одно из самых важных и многозначных арабских слов, имеющее долгую историю употребления в самых разнообразных контекстах. Начнем с того, что оно многократно, а именно 64 раза, встречается в аятах Священной книги мусульман – Корана. Известный ливанский историк ислама Насыф Нассар выделяет в них пять или шесть значений термина [Нассар, 1992, с. 16–20]. В первом из этих значений, довольно необычном, он употребляется как уммат аль-вакт ваь-хин, т.е. «умма времени и срока», в двух следующих аятах. Это, во-первых, аят 8 в суре 11 «Худ»1: «Если мы отложим наказание их до определенного срока (умма ма‘дуда), то они скажут: “Что же удерживает его?”» [Священный Коран, 2007, с. 537]2. Интересно, что в одном из переводов Корана на французский язык, сделанном под редакцией шейха Субхи ас-Салиха французским исламоведом Дениз Массон (1901–1994) [Le Coran, 1967], прозванной «леди Марракеша», умма ма‘дуда интерпретируется как «определенное поколение». Во-вторых, это аят 45 в суре 12 «Юсуф»: «Но тот из двух людей, который спасся, вдруг вспомнил его спустя много времени (ба‘да умматин)…» [Священный Коран, 2007, с. 584]. В ином, втором значении термин употреблен в смысле уммат аль-имам, т.е. «умма имама (предстоятеля)», это аят 120 суры 16 «Пчелы» (Ан-Нахль): «Воистину, Ибрахим был вождем (кана умматан), покорным Аллаху и единобожником. Он не был одним из многобожников» [Священный Коран, 2007, с. 685]3.

1. Здесь и в большинстве других случаев текст аятов приведен по переводу на русский язык текста и тафсира Корана, выполненного Абдуллой Юсуфом Али [Священный Коран, 2007]. Отдельные цитаты из-за несогласия с вариантом перевода Али в тексте даны в моем переводе (тогда ссылка идет просто на Коран). Арабские слова в статье приводятся в практической транскрипции, а цитаты из Корана – в латинской транслитерации.

2. В поясняющем комментарии к последней фразе Абдулла Али пишет: «Ни много ни мало, заявляя: “Ох, все эти разговоры о наказании – ерунда, ничего такого не существует”» [Священный Коран, 2007, с. 537].

3. В комментарии Абдуллы Али к этому аяту говорится: «Умма – “модель, образец, пример для подражания”, но идею того, что Ибрахим был уммой сам по себе, находясь отдельно от своего народа, не следует терять из вида» [Священный Коран, 2007, c. 685] (выделение А. Али).
4

В третьем значении слово умма обозначает «следуемый путь», это аят 22 суры «Украшения» (Аз-Зухруф): «Они сказали: “Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути (аля умматин)…”» [Священный Коран, 2007, с. 1259].

5 В четвертом случае термин обозначает просто группу людей, как, к примеру, в аяте 23 суры 28 «Рассказ» (Аль-Касас): «Когда он прибыл к колодцу в Мадйане, то обнаружил возле него людей (умматан мин ан-нас)…» [Священный Коран, 2007, с. 967]. Или аят 164 суры 7 «Преграды» (Аль-А‘раф): «Вот некоторые из них сказали: “Зачем вам увещевать людей (умматан минхум), которых Аллах погубит или подвергнет тяжким мучениям?”» [Священный Коран, 2007, с. 428]. Нассар отмечает, что данное толкование термина применимо ко многим аятам, в которых он встречается. Однако авторы классических тафсиров всегда стремились связать подобное значение термина умма с тем, что обнаруживается в предыдущем случае. При этом подчеркивается, что здесь людей объединяет принадлежность к милля, т.е. к сообществу, что, в частности, следует из толкования смысла аята 213 суры 2 «Корова» (Аль-Бакара): «Люди были одной общиной (Кана ан-насу умматан вахида…)» [Священный Коран, 2007, с. 104]. Здесь имеется в виду, что они еще не были верующими мусульманами.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 191

Оценка читателей: голосов 0

1. Ближний Восток: политика и идентичность. Под ред. И.Д. Звягельской. Москва: «Аспект-Пресс», 2020.

2. Из классической арабской поэзии. Перевод с арабского С. Шервинского. Вступительная статья, примечания И. Фильштинского, М.: Худ. лит. 1979.

3. Наумкин В. Ислам и мусульмане: культура и политика. Статьи, очерки, доклады разных лет. Москва – Нижний Новгород: Медина, 2008(1).

4. Наумкин В. К вопросу о переводе некоторых сакральных мусульманских формул на русский язык. Восток (Oriens). 2008(2). № 1. C. 5–10.

5. Наумкин В. Несостоявшееся партнерство. Советская дипломатия в Саудовской Аравии между мировыми войнами. М.: ИВ РАН, Издательство «Аспект Пресс», 2018.

6. Наумкин В. Современный конвергентный арабский национализм в зеркале исторической памяти. Полис. Политические исследования. 2021. № 6. С. 42–59.

7. Речь Башшара Асада 11 ноября 2012 г. http://mofaex.gov.sy/ar/pages175/.

8. Священный Коран. В переводе, с комментариями Абдуллы Юсуфа Али. Нижний Новгород: Издательский дом «Медина», 2007.

9. Тихонова Т. Светская концепция арабского национализма Саты аль-Хусри. Москва: Издательство «Наука», ГРВЛ, 1984.

10. Al Duri A. Al-Takwin al-ta’rikhi li al-ummah al-‘arabiyyah: dirasa fi al-huwiyya wa al-wa’y [The Formation and History of Arab Umma: Research of Essence and Conscience. Beirut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya, 1984 (in Arab.)].

11. Al-Hindi H. Al-Haraka al-qawmiyya al-‘arabiyya fi al-qarn al-‘ishrin (dirasa siyasiyya) [Arab Nationalist Movement in the 20th Century (Political Research). Beirut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya, 2012 (in Arab.)].

12. Al-Husri S. Ara’ wa ahadith fi al-wataniyya wa al-qawmiyya [Views and Notions of Patriotism and Nationalism. Beirut, 1957 (in Arab.)].

13. Al-Husri S. Abhath mukhtara fi al-qawmiyya al-‘arabiyya [Selected Works on Arab Nationalism. Beirut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya, 1985 (in Arab.)].

14. Habash G. Safahat min masirati al-nidaliyya. [Pages from the My Fate of a Fighter. Beirut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya, 2019 (in Arab.)].

15. Lisan al-‘arab li al-imam al-‘allama Ibn Manzur [Arabic Language by Reverent Imam Ibn Manzur. Vol. 1. Beirut: Dar ihya’ al-turath al-‘arabi, 1993 (in Arab.)].

16. Al-Mu’jam al-mufahras li alfazh al-hadith al-nabawi ‘an al-kutub al-sitta wa ‘an Musnad al-Darimi wa Muwatta’ Malik b. Anas wa Musnad Ahmad b. Hanbal [Indexed Dictionary of Deeds of the Prophet’s Hadith Collected in Musnad by al-Darimi, Muwatta’ by Malik b. Anas and Musnad by Ahmad b. Hanbal. In Six Volumes. Vol. 1. Leiden: Brill, 1936 (in Arab.)].

17. Nassar N. Mafhum al-umma bayn al-din wa al-tarikh. Dirasa fi madlul al-umma fi al-turath al-‘arabi al-islami [Concept of the Umma between Religion and History. Researching the Role of Umma in the Arab Islamic Heritage. 4th Edition. Beirut: Dar al-amwaj, 1992 (in Arab.)].

18. Salti al-Tall S. Harakat al-qawmiyyin al-‘arab wa infitahuha al-fikriyya. Silsilat al-saqafa al-qawmiyya 31. [Movement of Arab Nationalists and its Ideological Development. National Culture Series 31. Beirut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya, 1996 (in Arab.)].

19. Biddlestone M., Cichocka A., Zezelj I., Bilewicz M. Conspiracy theories and intergroup relations. Routledge Handbook of Conspiracy Theories. Edited by Butter M., Knight P. London: Routledge, 2020. Рр. 219–230.

20. Cichocka A., Cislak A. Nationalism as collective narcissism. Current Opinion in Behavioral Sciences. 2020. Vol. 34. Pp. 69–74.

21. Golec de Zavala A., Cichocka A., Iskra-Golec I. 2013. Collective narcissism moderates the effect of in-group image threat on in-group hostility. Journal of Personality and Social Psychology. 2013. Vol 104. i. 6. Pp. 1019–1039.

22. Haim S. Arab nationalism: An Anthology. Berkley: University of California Press, 1962.

23. Halliday F. The politics of the umma: states and community in Islamic movements. Mediterranean Politics. 2002. Vol. 7, i. 3. Pp. 20–41.

24. Judy R. Sayyid Qutb’s fiqh al-waqi’i, or new realist science. Boundary 2. 2004. Vol. 31. i. 2. Pp. 113–148.

25. Kepel G. Muslim Extremism in Egypt: The Prophet and Pharaoh. Berkley and Los Angeles: University of California Press. 2003.

26. Kepel G. The War for Muslim Minds. Islam and the West. Cambridge: The Belknap Press of Harvard University Press. 2004.

27. Lane E.W. Arabic-English Lexicon. 2 volumes. Cambridge: The Islamic Texts Society, 1984.

28. Le Coran. Traduit par D. Masson. Paris: Gallimard, 1967.

29. Naazer M. Nationalism in the Muslim World: a curse or blessing? Liberal arts and social sciences international journal No. 1 January-June 2019. Vol. 3. Pp. 30–42.

30. Paret R. Umma. Shorter Encyclopaedia of Islam. Eds.: H.A.R. Gibb and J.H. Kramers. Leiden: E.J. Brill, 1974.

31. Piscatori J. Islam in a World of Nation-States. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

32. Roy O. Globalized Islam: The Search for the New Ummah. New York: Columbia University Press, 2004.

33. Saunders R.A. The ummah as nation: a reappraisal in the wake of the “Cartoons Affair”. Nation and Nationalism. 2008. Vol. 14. i. 2. Pp. 303–321.

34. Seale P. The Struggle for Syria. A new edition with a forward by Albert Hourani. London: I.B. Tauris & Co Ltd, 1986.

35. Tauber E. The Arab Movements in World War I. London: Frank Cass, 1993.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх