Танзания: политическое развитие в контексте наследия Джулиуса Ньерере

 
Код статьиS086919080018254-6-1
DOI10.31857/S086919080018254-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник, зав. Центром социологических и политологических исследований, Институт Африки РАН; старший научный сотрудник, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Аффилиация:
Институт Африки РАН
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Ведущий научный сотрудник, зав. Центром изучения стран Тропической Африки ИАфр РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы160-172
Аннотация

13 апреля 2022 г. исполнилось 100 лет со дня рождения первого президента независимой Танзании Джулиуса Камбараге Ньерере, политическое наследие которого продолжало оказывать большое влияние на все аспекты жизни страны и после его кончины в 1999 г. Преемники Мвалиму («Учителя»), как его называли танзанийцы, на высшем государственном посту, с одной стороны, руководствовались его «видением будущего Танзании», с другой – использовали – не всегда правомерно – его имя при продвижении собственных решений.

В статье рассматриваются основные направления политического развития Танзании в контексте преемственности сменявших друг друга режимов. Анализируются особенности формирования танзанийской нации и причины постепенного отхода лидеров страны от сформулированных Ньерере принципов «африканского социализма», сохранения – любой ценой – экономического равенства, национального единства и др., следование которым в годы правления Мвалиму было обязательным.

Используя для характеристики танзанийских политических режимов теоретико-аналитический и системно-исторический подходы, авторы делают выводы о том, что, во-первых, именно благодаря заложенным Мвалиму основам нациестроительства Танзания, в отличие от большинства других африканских стран, постколониальный период развития которых был отмечен многочисленными военными переворотами, гражданскими войнами и вооруженными конфликтами, в течение почти шести десятилетий сохраняла политическую стабильность, выражавшуюся прежде всего в исключительно конституционной передаче власти от одного политического режима/лидера другому; во-вторых, что под влиянием внутренних и внешних политических и экономических процессов принципы «африканского социализма» постепенно, мирным путем, были вытеснены рыночными отношениями, и в 2010-е – 2020-е гг. танзанийцы оказались в начале эры «постньереризма», хотя и сохранили – в соответствии с заветами первого президента – единство нации и гордость за право называться «гражданином Танзании».

Ключевые словаТанзания, Джулиус Ньерере, Али Хасан Мвиньи, Б. Мкапа, Дж. Киквете, Дж. Магуфули, политические режимы, «африканский социализм»
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках гранта РНФ № 21-18-00123 «Анализ и моделирование развития Африки в контексте внешнеполитических интересов России».
Получено17.01.2022
Дата публикации22.06.2022
Кол-во символов31140
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В отличие от большинства африканских стран, постколониальный период развития которых был отмечен многочисленными военными переворотами и вооруженными конфликтами, Танзания, образовавшаяся в 1964 г. в результате объединения материковой части страны – Республики Танганьики и островной – Республики Занзибара и Пембы, в течение почти шести десятилетий сохраняла относительную политическую стабильность, которая выражалась прежде всего в конституционной передаче власти от одного политического режима/лидера другому. Мирный характер процессов государственного строительства в Танзании в значительной степени обусловлен уважением к политическому наследию первого премьер-министра независимой Танганьики (1961–1964), а затем президента (1964–1985) Объединенной Республики Танзании (ОРТ) Джулиуса Камбараге Ньерере (1922–1999), 100-летие со дня рождения которого отмечалось 13 апреля 2022 г.
3 Интересно, что, несмотря на большое внимание не только в Африке, но и на Западе к деятельности Дж. Ньерере [Kassam 1994; Mwakikagile 2006; Hyden, Mmuya 2008; Bierk 2017 и др.], в России развитию его концепции «африканского социализма» и, в целом, Танзании при его правлении посвящено не так много, как можно было бы предположить, работ, среди которых выделяются книги В.Е. Овчинникова [Овчинников, 1986], И.Е. Синицыной [Синицына 1972]; сборники статей «Julius Nyerere. Humanist, Politician, Thinker» [Julius Nyerere…, 2006], «Джулиус Камбараге Ньерере – первый президент свободной Танзании» [Джулиус Камбараге Ньерере…, 2010] и статьи Д.М. Бондаренко [Бондаренко, 2004; 2005] и С.М. Шлёнской [Шлёнская, 2015].
4 Между тем теоретическое и практическое наследие Мвалиму («Учителя»), как его называли танзанийцы, огромно и до сих пор влияет на все аспекты общественной жизни Танзании. В 1967 г. Ньерере была сформирована стратегия развития страны, нашедшая отражение в Арушской декларации и вдохновленная социалистическими идеями, адаптированными к африканским реалиям. Многочисленные теоретические работы и политические памфлеты Мвалиму снискали ему уважение зарубежных политиков и политологов, хотя практическое воплощение в жизнь предложенного им и теоретически обоснованного пути развития было полно парадоксов: принятие мер по достижению равенства, социальной справедливости и материального благополучия граждан сопровождалось подавлением инакомыслия во всех его проявлениях, в т.ч. репрессиями в отношении политических оппонентов. Подобные действия оправдывались необходимостью «быстро побороть бедность и болезни»: Ньерере неоднократно высказывался в том смысле, что «мы должны бежать, пока другие идут» [Kassam 1994]. В результате сформировалась атмосфера «безотлагательности и больших ожиданий» – предполагалось все сделать «здесь и сейчас», и политические решения объявлялись как необходимые к реализации любой ценой. Однако спешка и поощрение «революционного» настроя у танзанийцев приводили к ошибкам в планировании и в конечном итоге к провалам в экономике.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 451

Оценка читателей: голосов 0

1. 2010 всеобщие выборы в Танзании. https://www.hmong.press/wiki/Tanzanian_general_election,_2010 (accessed: 18.12.2021).

2. Бондаренко Д.М. Исламо-христианские отношения, образование и политика в современной Танзании. Азия и Африка сегодня. 2004. № 9. С. 27–35.

3. Бондаренко Д.М. Исламо-христианские отношения в свете проблемы образования. Мусульмане и христиане в современной Танзании. Труды участников российской экспедиции. Под ред. А.Д. Саватеева. М.: Институт Африки РАН, 2005. С. 41–70.

4. Джулиус Камбараге Ньерере – первый президент свободной Танзании. Материалы научно-политической конференции. Под ред. Ю.Н. Винокурова. М.: Институт Африки РАН, 2010.

5. Овчинников В.Е. История Танзании в новое и новейшее время. М.: Наука, 1986.

6. Синицына И.Е. Танзания. Партия и государство. М.: Наука, 1972.

7. Турьинская Х.М. Занзибар и союзный вопрос в Танзании: новое «время политики». Азия и Африка сегодня. 2015. № 6. С. 34–41.

8. Шленская С.М. Объединенная Республика Танзания. М.: Институт Африки РАН, 2014.

9. Шленская С.М. Выборы в Объединенной Республике Танзания в свете внутрисоюзных отношений. Ученые записки Института Африки РАН. 2015. № 1. С. 73–81.

10. Adotevi S.K. President Magufuli: A Good Example of Leadership and Good Governance in Africa. August 2017. https://afjn.org/documents/2017/08/president-magufuli-a-good-example-of-leadership-and-good-governance-in-africa.pdf (accessed: 04.01.2022).

11. Africa Center for Strategic Studies. Subverting Democracy in Tanzania and Zambia. 17 September 2019. https://africacenter.org/spotlight/subverting-democracy-in-tanzania-and-zambia (accessed: 06.01.2022).

12. Anyimadu A. Politics and Development in Tanzania. Shifting the Status Quo. March 2016. https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/publications/2016-03-politics-development-tanzania-anyimadu.pdf (accessed: 02.01.2022).

13. Bjerk P. Julius Nyerere. Athens (OH): Ohio University Press, 2017.

14. Congressional Research Service. Tanzania: Recent Governance Trends and 2020 Elections In Brief. 2020. https://sgp.fas.org/crs/row/R46579.pdf (accessed: 05.01.2022).

15. Edwards S. Is Tanzania a Success Story? A Long Term Analysis. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research, 2012. https://www.nber.org/system/files/working_papers/w17764/w17764.pdf (accessed: 03.01.2022).

16. Hellman B., Ndumbaro L. Corruption, Politics, and Societal Values in Tanzania: An Evaluation of the Mkapa Administration’s Anti-Corruption Efforts. African Journal of Political Sciences. 2002. Vol. 7. No. 1. Pp. 1–19.

17. Hyden G., Mmuya M. Power and Policy Slippage in Tanzania – Discussing National Ownership of Development. Sida, 2008. https://cdn.sida.se/publications/files/sida46879en-power-and-policy-slippage-in-tanzania---discussing-national-ownership-of-development.pdf (accessed: 03.01.2022).

18. Issa F.H.H. Leadership Effectiveness and Democratic Processes the Tanzania Experience: Are the Positive Outcomes Sustainable? Journal of Power, Politics & Governance. 2019. Vol. 7. No. 2. Pp. 1–14.

19. Julius Nyerere. Humanist, Politician, Thinker. Dar es Salaam, Tanzania: Mkuki Na Nyota Publishers, 2006.

20. Kassam Y. Julius Kambarage Nyerere (1922-). Prospects: the quarterly review of comparative education. 1994. Vol. XXIV. No. 1/2. Pp. 247–259.

21. Masare A. Tanzania: Rahco, TRL Merged to Form New Corporation. 14 September 2017. https://allafrica.com/stories/201709140210.html (accessed: 07.01.2022).

22. Ministry of Finance and Planning. The Tanzania Development Vision 2025. January 1999. https://www.mof.go.tz/mofdocs/overarch/vision2025.htm (accessed: 02.01.2022).

23. Ministry of Finance and Planning. National Five Year Development Plan 2016/17 – 2020/21. June 2016. https://www.mof.go.tz/mofdocs/msemaji/Five%202016_17_2020_21.pdf (accessed: 05.01.2022).

24. Mirondo R. Bank of Tanzania approves merger of Postal, Women's banks. 2 August 2018. https://www.thecitizen.co.tz/news/Bank-of-Tanzania-approves-merger-of-Postal-Women-banks/1840340-4693972-u55pl2/index.html (accessed: 05.01.2022).

25. Mwakikagile G. Nyerere and Africa: End of an Era. Kampala: New Africa Press, 2006.

26. Nkobou A.T., Ainslie A. ‘Developmental nationalism?’ Political Trust and the Politics of Large-Scale Land Investment in Magufuli's Tanzania. Journal of Eastern African Studies. 2021. Vol. 7. No. 3. Pp. 378–399.

27. Nyaluke D., Connolly E. The Role of Political Ideas in Multi-Party Elections in Tanzania: Refuting Essentialist Explanations of African Political Systems. Irish Studies in International Affairs. 2013. Vol. 24. Pp. 1–17.

28. Sambaiga R.F., Baez-Camargo C., Koechlin L. Informal Governance and Corruption – Transcending the Principal Agent and Collective Action Paradigms. Dismantling Networks of Corruption: Challenges and Opportunities in Reforming Informal Governance in Tanzania. Basel: Basel Institute on Governance, 2018.

29. Shaw D. Tanzania’s President John Magufuli – The Hero of the Hour. New Delhi: Institute for Defence Studies & Analyses. 2016.

30. Weinstein L. The Politics of Government Expenditures in Tanzania: 1999–2007. Los Angeles: University of California, 2010. http://cega.berkeley.edu/assets/miscellaneous_files/wgape/18_Weinstein.pdf (accessed: 02.01.2022).

31. Collord M. Tanzania’s 2020 Election. Return of the One-Party State. IFRI. February 2021. https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/collord_tanzania_2020_election_2021.pdf (accessed: 02.01.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх