Советско-иранский договор 1921 года и его значение для отношений двух стран

 
Код статьиS086919080017726-5-1
DOI10.31857/S086919080017726-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН; доцент Института стран Азии и Африки МГУ
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН; доцент кафедры мировой экономики МГИМО МИД РФ
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы191-202
Аннотация

Авторы, обращаясь к советско-иранскому договору 1921 г., по истечении столетия с новых позиций оценивают его роль в укреплении суверенитета каждого из государств и выстраивании отношений между ними, анализируют, насколько он отвечал интересам России и Ирана, какое значение имел для развития отношений двух стран в XX в. Рассматривая историческую обстановку накануне его подписания, авторы обращают внимание на неоднозначность ситуации в Иране и большое влияние Великобритании на политику страны. Подписание Договора гарантировало суверенитет Ирана, открыло возможности для развития равноправных отношений двух соседних государств, таким образом создав прецедент в отношениях Ирана с иностранными государствами. Для новой России этот документ стал шагом к прорыву дипломатической изоляции и отражением нового баланса сил в регионе.

Оценивая экономические статьи Договора, авторы отмечают, что безвозмездный отказ России практически от всей российской собственности не только способствовал улучшению финансовой ситуации в Иране, но и заложил основу для развития взаимовыгодных экономических отношений двух стран в последующие десятилетия. Подчеркивается, что этот отказ был увязан с вопросом обеспечения безопасности Советской России, что отразилось в статье 6, которая многие десятилетия вызывала недовольство иранской стороны.

Договор заложил основы правового статуса Каспийского моря как моря закрытого, находящегося в общем пользовании государств. Подписанная в 2018 г. Конвенция о правовом статусе Каспия в определенном смысле сохранила особый режим моря и отразила дух Договора.

Несмотря на то, что в ИРИ высказываются неоднозначные оценки этого Договора, ряд экспертов отмечает, что в целом он отвечал интересам Ирана.

Ключевые словаСоветско-иранский договор 1921 г., Персия, отказ от концессий, Русский Учетно-ссудный банк, правовой режим Каспийского моря
Получено30.11.2021
Дата публикации24.12.2021
Кол-во символов31294
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 После Октябрьской революции Советская Россия оказалась в кольце политико-дипломатической блокады. В связи с этим одним из направлений ее внешней политики стало подписание договоров с рядом стран Востока, что должно было означать прорыв дипломатической изоляции, навязанной империалистическими державами. В 1921 г. были заключены договоры с Ираном, Турцией и Афганистаном. Несмотря на то, что со времени их подписания прошло уже сто лет, интерес к ним не утихает ни в зарубежной, ни в отечественной литературе1. 1. В 2021 г. была опубликована статья В.Н. Зайцева и Т.А. Коняшкиной «Об одном из этапов «Большой игры» в центре Евразии (к столетию московских договоров 1921 года)» [Зайцев, Коняшкина, 2021]. В Иране Б. Навазани в 2015 г. опубликовал книгу «Договор о дружбе Ирана и России 26 февраля 1921 г.» [Navazani, 2015].
2 Чтобы оценить значение советско-иранского г. для Ирана, необходимо рассмотреть не только суть этого документа, но и предысторию его подготовки и подписания. В XIX в. Иран в ходе своего политико-дипломатического общения с европейскими державами подписывал неравноправные договоры, как правило, навязанные ему по итогам проигранных войн: Гулистанский и Туркманчайский трактаты с Россией (1813 и 1828 гг.) и Великобританией (начиная с договора 1801 г. и особенно договор 1841 г.). Затем и другие западные страны стали подписывать неравноправные договоры с Ираном. Все эти договоры ущемляли иранский суверенитет, навязывали неравноправные условия торгово-экономических связей, наделяли подданных этих стран правом экстерриториальности и пр. Господствовавшие в Иране Россия и Англия самостоятельно решали его судьбу, что выразилось в разделах его территории на сферы влияния в 1907 и 1915 гг.
3 ДОЛГИЙ ПУТЬ К УСТАНОВЛЕНИЮ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РСФСР И ИРАНОМ
4 Период, предшествовавший подписанию договора 1921 г., был крайне сложным и противоречивым. Советское руководство уже в январе 1918 г. передало иранскому посланнику в Петрограде заявление Совнаркома об аннулировании всех соглашений, направленных против независимости Ирана. В нем выражалось стремление строить отношения с Ираном на основе взаимного уважения народов и равноправных соглашений, объявлялось об отказе от кабальных договоров, включая англо-русское соглашение 1907 г. [Советско-иранские отношения, 1946, с. 63–64].
5 26 июня 1919 г. было обнародовано обращение к «Персидскому народу и персидскому правительству», в котором советское правительство отказывалось от всей собственности, концессий, финансовых активов царской России в Иране, освобождало Иран от выплат по старым долгам, отказывалось от участия в организации иранских вооруженных сил и пр.[Советско-иранские отношения, 1946, с. 65–67].
6 Несмотря на эти дружелюбные действия РСФСР, с иранской стороны встречного движения не наблюдалось. Затягивалось открытие дипломатического представительства РСФСР в Иране. Иранские власти признавали советскую власть уже самим фактом политико-дипломатических контактов с нею и присутствием иранского посла в Петрограде и позднее в Москве, но при этом они отказывались признавать советские миссии, направлявшиеся для работы в Иран. Такая политика привела к вынужденному отъезду первого советского дипломатического агента Н.З. Бравина (1918 г.), разгрому советской миссии во главе с И.О. Коломийцевым (1918 г.), и его убийству в 1919 г. при повторном въезде в Иран для открытия советского полпредства.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 834

Оценка читателей: голосов 0

1. Алиев С.М. История Ирана. ХХ век. М.: ИВ РАН, 2004.

2. Ананьич Б.В. Банкирские дома в России 1860–1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства. Ленинград: Наука. 1991.

3. Глуходед В.С. Проблемы экономического развития Ирана (20-е–30-е годы). М.: Наука, 1968.

4. Дёмин Ю. А. Советская политика в отношении бывших царских концессий в Иране (1921–1927 гг.): региональный и международный контексты. Известия Саратовского университета. 2020. Т. 20. Вып. 1. С. 14–21 https://imo.sgu.ru/ru/articles/sovetskaya-politika-v-otnoshenii-byvshih-carskih-koncessiy-v-irane-1921-1927-gg-regionalnyy (accessed: 05.06.2021)

5. Документы внешней политики СССР. Т. IV. М.: Международные отношения, 1960.

6. Зайцев В.Н., Коняшкина Т.А. Об одном из этапов «Большой игры» в центре Евразии (к столетию московских договоров 1921 года). Вестник Московского университета. Сер. 13. Востоковедение. 2021. № 1. С. 42–57.

7. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря 2018. https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/multilateral_contract/-/storage-viewer/multilateral/page-1/53319 (accessed: 25.06.2021).

8. Кулагина Л.М., Дунаева Е.В. Россия и Иран: история формирования границ. М.: Гуманитарий, 2007.

9. Кулагина Л.М. Россия и Иран (Х1Х–начало ХХ в.). М.: ИВ РАН, 2010.

10. Махдиян М.Х. История межгосударственных отношений Ирана и России (XIX –начало XXI века.) М.: ИВ РАН, 2014.

11. Новая эпоха в истории Персии и Англо-персидский договор. Баку, 1920.

12. Сеидов Р.А. Иранская буржуазия в конце Х1Х–начале ХХ века. М.: Наука, 1974.

13. Советско-иранские отношения в договорах, конвенциях, соглашениях. МИД СССР. М.: МИД СССР, 1946.

14. Almouti Z. Fosuli az tarikhe mobarezate siyasi wa edjtemie Iran. Tehran, 1370.

15. Bazkhani-ye moahedat-e iran va rusiye dar bareye marzhaye abi. IRNA [Rereading Iranian-Russian Maritime Border Agreements. IRNA (in Persian)] 2018 https://www.irna.ir/news/83001964 (accessed 09.06.2021).

16. Bharier J. Economic Development in Iran 1900–1970. London: Oxford University Press,1971.

17. Hushang Mahdavi A. Siyasat-e kharejiye Iran dar douran-e Pahlavi. 1300-1357. Tehran: Peykan, 2005 [Hushang Mahdavi A. Foreign Policy of Iran under the Pahlavis. Tehran: Peykan, 2005 (in Persian)].

18. Kargozaran 02.02.2008 (in Persian)

19. Maleki A. Siyasat-e kharegiye Iran va daryaye khazar. Eshtrak [Maleki A. Iranian Foreign Policy and the Caspian Sea. Eshtrak. 2018a. https://eshtrak.worldpress.com/2018/08/24/ (accessed: 29.06.2021) (in Persian)].

20. Maleki A. Vazarat-e kharegi dalayelash ra dar rad-e moahedat-e qabliye khazar beguyad. ISNA [Maleki A. Foreign Ministry Should Explain Why It Rejects the Previous Agreements on the Caspian Sea. ISNA. 2018b. https://www.isna.ir/news/97061206161/ (accessed: 25.06.2021) (in Persian)].

21. Navazani B. Ahdname-ye movadat-e Iran va Russiye 26 fevriye 1921. Tehran: Ketabrah, 2015 [Navazani B. Soviet-Iranian Treaty 1921. Tehran: Ketabrah, 2015. (in Persian)].

22. Rahnema. 12.30.1920 (in Persian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх