Гроза с востока: нашествие Бату в европейской средневековой книжной миниатюре

 
Код статьиS086919080016451-3-1
DOI10.31857/S086919080016451-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы217-229
Аннотация

В данной статье анализируются средневековые книжные миниатюры, иллюстрирующие Нашествие армий Бату на Европу 1236–1242 гг. В связи с постулируемым высоким символизмом средневекового изобразительного искусства, автора интересует изобразительный код миниатюр, в котором должно быть зашифровано отношение европейцев к монгольским завоевателям. В связи с этим, предпринимается исследование книжных памятников, созданных в разные столетия, от сер. XIII до сер. XVI вв., на пространстве Западной, Центральной Европы и Руси. И несмотря на то, что, на первый взгляд, эти традиции генетически никак не связаны друг с другом, они демонстрируют одинаковые закономерности развития.

Ключевые словакнижная миниатюра, средневековое искусство, Бату, монгольские завоевания, монголы
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, проект № 21-18-00166
Получено15.01.2022
Дата публикации07.03.2022
Кол-во символов30252
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 «Ненавистный плебс сатаны…» [Хаутала, 2015, с. 415],1 «бич гнева Господня» [Матузова, 1979, с. 148] – такими эпитетами европейские хронисты наделяют монгольских завоевателей. Нашествие войск Бату 1236–1242 гг. стало одним из важнейших событий в Европе XIII в., нашедшим отражение в латинских хрониках, русских летописях, в произведениях агиографического жанра. Повествующие о нашествии тексты снабжались иллюстрациями, формировавшими параллельный символический изобразительный текст. Именно так в Средние века и на католическом западе, и на православном востоке понимался смысл изобразительного искусства, как особого живописного языка, на котором средневековый художник общался с созерцающим его произведения также, как писец со своим читателем [ср.: Chazelle, 1990; Полное собрание, 1913, с. 355, 411]. 1. Здесь и далее, при наличии русского перевода источника, дается ссылка на перевод.
2 До наших дней сохранились книжные миниатюры, иллюстрирующие тексты о нашествии Бату, из разных регионов Европы. На первый взгляд, они демонстрируют не связанные между собой традиции изображения монголов. Впрочем, эти отличия могут иметь корни не столько в разнице мест происхождения памятников, сколько во времени их создания: датировки разнятся от сер. XIII до втор. пол. XVI вв. Ниже мы предпримем попытку реконструировать общее для христианского мира Европы отношение к монгольским завоевателям XIII в. и его эволюцию в течение столетий сквозь призму средневековых книжных миниатюр.
3 Самые ранние в европейском искусстве иллюстрации Западного похода монголов сохранились в «Великой Хронике» Матвея Парижского (Кэмбридж, Колледж Корпус Кристи, библиотека Паркера, MS 016-II, далее – Хроника). Хроника создавалась в период между 1235 и 1259 гг. и одновременно иллюстрировалась. При том, миниатюры, изображающие монголов, можно датировать достаточно точно: они расположены в той части кодекса, которая согласно выводам С. Льюис была иллюминирована в 1246–1248 гг. [Lewis, 1987, pp. 407–408].
4 Первая миниатюра расположена на л. 145:2 на нижнем поле представлен монгольский всадник, поражающий копьем своих жертв. Вторая миниатюра занимает низ л. 167, где представлена ужасающая сцена каннибализма: под деревом слева воин расчленяет человеческую плоть, рядом его соплеменник её поглощает; в центре миниатюры, еще один «тартар» (как их называет автор Хроники) жарит на костре человеческое тело; наконец, в правом углу, изображена ожидающая своей участи жертва, верёвкой и за волосы привязанная к дереву. 2. Нумерация листов дана с учетом разделения кодекса на две части [см.: Lewis, 1987, p. 447]. Оцифрованная версия обеих частей представлена на сайте Библиотеки Паркера: >>>>
5 Сюжеты миниатюр объясняются текстом, который они иллюстрируют: в нём красочно описываются каннибализм и зверства неизвестных захватчиков, более монстров, чем людей. Недаром, композиционно, и даже в «гастрономических предпочтениях», монголы Матвея находят много общего с Исседонами, изображения которых помещены на Херефордской карте мира (1290-е гг., Херефорд, Херефордский собор) [Strickland, 2003, pp. 198–200]. Для целей же данной работы важнее то, каким именно образом художник отличает монголов. Особенно бросаются в глаза их непомерно большие головы и непропорционально короткие ноги, особенно, при сравнении с готически изящными человеческими фигурами прочих миниатюр Матвея. Эти анатомические сведения, вероятно, почерпнуты им из Письма Иво из Нарбонна [Матузова, 1979, с. 148–150] и отражены в описании монгольского нашествия в статье 1240 г. [Матузова, 1979, с. 137]. Впрочем, Матвей выделяет монголов не только поведением и телосложением.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 184

Оценка читателей: голосов 0

1. Амосов А.А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Комплексное кодикологическое исследование. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

2. Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры, как исторический источник. М.: МГУ, 1944.

3. Горелик М.В. Армии монголо-татар X – XIV вв.: воинское искусство, снаряжение, оружие. М.: ООО «Восточный горизонт», 2002.

4. Карпини Джиованни дель Плано. История Монгалов. Путешествие в Восточные страны. Ред., прим., вступ. ст. Н.П. Шастиной. М.: Географгиз, 1957.

5. Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Вып. 3. Доспех, комплекс боевых средств X-XIII вв. Л.: Наука, 1971, с. 33-40.

6. Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. М.: Языки Славянской культуры, 1998.

7. Левочкин И.В. Лицевое житие преподобного Сергия Радонежского. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца: факсимильное воспроизведение рукописной книги 1592 года. М.: Терра, 2002. Кн. 2.

8. Мартынюк А.В. Русь и Золотая орда в миниатюрах Лицевого летописного свода. Российские и славянские исследования. Вып. 1. Минск: БГУ, 2004. С. 61–70.

9. Мартынюк А.В. Западный поход монголов 1236–1242 гг. Опыт визуальной реконструкции. От Онона к Темзе. Чингизиды и их западные соседи. Под ред. В.П. Степаненко, А.В. Юрченко. М.: Изд. дом Марджани, 2013. С. 166–177.

10. Матузова В.И. Английские средневековые источники IX–XIII вв. Тексты, переводы, комментарии. М.: «Наука», 1979.

11. Морозов В.В. Лицевой свод в контексте отечественного летописания XVI века. М.: «Индрик», 2005.

12. Немеров В.Ф. Воинское снаряжение и оружие монгольского воина XIII–XIV вв. Советская археология, № 2, 1987. С. 212–227.

13. Никитин А.Л. О Радзивиловской летописи. Герменевтика Древнерусской литературы. Вып. 11, М.: «Прогресс-традиция», 2004, с. 526–559.

14. Полное собрание творений Св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. СПб.: Имп. С.-Петерб. дух. ак., 1913.

15. Радзивиловская летопись. Т. 2. Текст. Исследование. Описание миниатюр. Под ред. М. В. Кукушкиной. СПб.: Глагол, М.: «Искусство», 1994.

16. Сизов В.И. Миниатюры Кёнигсбергской летописи (Археологический этюд). Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб.: Изд-во Академии наук, 1905. Т. 10, Вып. 1. С. 1–50.

17. Толочко А.П. «Не преступати предела братня» (об источниках миниатюр Радзивиловской летописи). Ruthenica. 2014. Т. 12. С. 67–81.

18. Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого "Жития Сергия Радонежского" о начале Андроникова монастыря. Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: ежегодник. 1995. М.: «Наука», 1996. С. 181–192.

19. Фома Сплитский. История архидьяконов Салона и Сплита. Пер., комм. О.А. Акимовой. М.: «Индрик», 1997.

20. Хаутала Р. От “Давида, царя Индий” до “ненавистного плебса сатаны”. Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2015.

21. Худяков Ю.С. Вооружение центральноазиатских кочевников в эпоху раннего и развитого Средневековья. Новосибирск: «Наука», 1991.

22. Чернецов А.В. Чингизиды на миниатюрах Лицевого летописного свода Ивана Грозного. Поволжская археология. 2018. № 2 (24). С. 222–236.

23. Avril F., Aniel J.-P., Mentré M., Saulnier A., Zaluska Y. Manuscrits enluminés de la péninsule ibérique. Paris: Bibliothèque nationale, 1983. No 106.

24. Bak J.M., Grzesik R. The text of the Illuminated Chronicle. Studies on the Illuminated Chronicle. Ed. J.M. Bak, L. Veszpremy. Budapest–New York: Central European University press, 2018. Pp. 5–24.

25. Chambers J. The Devil’s Horsemen: the Mongol Invasion in Europe. London: Morrison and Gibb Ltd, 1979.

26. Chazelle C.M. Pictures, books, and the illiterate: Pope Gregory I's letters to Serenus of Marseilles. Word & Image: A Journal of Verbal/Visual Enquiry. 1990. Vol. 6. Iss. 2. Pp. 138-153.

27. Cherniavsky M. Khan or Basileus: an Aspect of Russian Medieval Political Theory. Journal of the History of Ideas. 1959. Vol. 20. Iss. 4. Pp. 459–476.

28. Grotowski P. Arms and Armour of the Warrior Saints. Tradition and innovation in Byzantine iconography (843-1261). Leiden: Brill, 2010.

29. Jana Długosza Kanonika Krakowskiego Dzjelów Polskich Ksiag Dwanaście. Transl. K. Mecherzhiński. Vol. II. Krakow: «Csazu», 1868.

30. Jackson P. The Mongols and the West, 1221–1410. London: Routledge, 2005.

31. Kren T. Illuminated Manuscripts of Germany and Central Europe in the J. Paul Getty museum. Los Angeles: J. P. Getty Museum, 2009.

32. Lane G. Daily Life in the Mongol Empire, London: Greenwood Press, 2006.

33. Lewis S. The Art of Matthew Paris in the Chronica Majora. Aldershot: Gower, 1987.

34. Marosi E. The Illuminations of the Chronicle. Studies on the Illuminated Chronicle. Ed. J.M. Bak, L. Veszpremy. Budapest – New York: Central European University press, 2018. Pp. 25–110.

35. May T. The Mongol Art of War. Chinggis Khan and the Mongol Military System. Barnsley: Pen & Sword Military, 2007.

36. Nicolle D. The Mongol Warlords: Genghis Khan, Kublai Khan, Hülegü, Tamerlane. Poole: Firebird Books, 1990.

37. Nicolle D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050-1350. Western Europe and the Crusading States. London: Greenhill books, 1999.

38. Nicolle D. Warriors and Their Weapons Around the Time of the Crusades: Relationships Between Byzantium, the West and the Islamic World. Aldershot: Ashgate Variorum, 2002.

39. Oakeshott E. The Archaeology of Weapons. Arms and Armour from Prehistory to the Age of Chivalry. London: Lutterworth Press, 1960.

40. Pálóczi-Horváth A. Pechenegs, Cumans, Iasians. Steppe peoples in Medieval Hungary. Budapest: Corvina, 1989.

41. Parani M. Reconstructing the Reality of the Images. Byzantine Material Culture and Religious Iconography (11th – 15th centuries). Leiden: Brill, 2003.

42. Ross D. J. A. Alexander Historiatus. A Guide to Medieval illustrated Alexander literature. Frankfurt am Main: Athenaum, 1988.

43. Strickland D. H. Saracens, Demons, and Jews: Making Monsters in Medieval Art. Oxford: Princeton University Press, 2003.

44. Świętosławski W. Uzbrojenie koczowników Wielkiego Stepu w czasach ekspansji Mongołów (XII-XIV w.). Acta Archaeologica Lodziensia. 1996. No. 40. Pp. 7–114.

Рис. 1. «Scutum Fidei», Матвей Парижский, 1250-е гг., (Британская библиотека, Cotton MS Julius D VII, л. 3 об.). (© British Library Board). (Рис.1.jpg, 1,341 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Битва под Легницей, Обезглавливание Генриха II, Житие Св. Ядвиги, 1353 (Музей Гетти, Ms. Ludwig XI 7, л. 11 об.). (© J. Paul Getty Museum). (Рис.2.jpg, 1,385 Kb) [Скачать]

Рис. 3. Битва под Легницей, Обезглавливание Генриха II, Житие Св. Ядвиги, 1451 (Вроцлавская университетская библиотека, IV.F.192, л. 6). (Public Domain). (Рис.3.jpg, 1,624 Kb) [Скачать]

Рис. 4. Битва под Легницей, Обезглавливание Генриха II, Монгольское войско у стен Легницы, Сон св. Ядвиги, Алтарный триптих, левая створка (фрагмент), 1430-1440-е гг. (Национальный музей Варшавы, Śr.2 (Рис.4.jpg, 910 Kb) [Скачать]

Рис. 5. «Вторжение татар в Венгрию в правление Белы IV», Ян Туроци, «Хроника венгров», Аугсбург, 1488 г. (Национальная библиотека им. Сеченьи, Inc.1143, л. x01 об.). (© Biblioteca Corvina Virtualis). (Рис.5.jpg, 961 Kb) [Скачать]

Рис. 6. Битва на р. Сити, Лицевой Летописный свод («Голицынский том»), 1560-1570-е гг. (РНБ, F.IV.225, л. 331). (Сайт Российской национальной библиотеки: www.nlr.ru). (Рис.6.jpg, 1,087 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх