Африканский Союз в роли миротворца: миссия выполнима?

 
Код статьиS086919080014989-4-1
DOI10.31857/S086919080014989-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Соискатель
Аффилиация: МГИМО
Адрес: Москва, Проспект Вернадского, 76
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы193-203
Аннотация

Усложнение характера внутригосударственных конфликтов в Африке и растущая угроза их распространения за пределы государственных границ создают запрос на усиление регионального компонента миротворческой помощи африканским странам. Среди всех организаций континента наиболее активно на этом направлении проявляет себя Африканский Союз (АС), принципиально заинтересованный в расширении своего участия в решении африканских проблем.

Незавершенность архитектуры мира и безопасности этой организации, а также ее переменные успехи в проведении операций по поддержанию мира (ОПМ) в Африке провоцируют в экспертном сообществе споры о реальной готовности АС к повышению ответственности за урегулирование конфликтов на континенте. В настоящей статье предпринята попытка подключиться к этой дискуссии, всесторонне оценив миротворческий потенциал организации и её реальный вклад в поддержание мира в Африке.

В первой части исследования рассматривается текущее состояние архитектуры мира и безопасности АС и особенности его миротворческой доктрины. Особое внимание уделяется проблеме создания общеафриканского миротворческого контингента и обеспечения стабильного финансирования африканских ОПМ. Вторая часть работы представляет собой анализ по методу кейс-стади трёх миссий АС, которые представляются автору наиболее показательными с точки зрения целей настоящего исследования. В каждом случае предпринята попытка оценить эффективность миротворческих усилий АС, исходя из степени реализации мандата миссии.

Проведенный анализ позволяет судить о том, что движущей силой миротворческих операций АС является не только стремление соседних стран обеспечить безопасность своих режимов, но и искреннее чувство общеафриканской солидарности, помноженное на лидерские амбиции Нигерии и ЮАР. Обладая достаточной политической волей для того, чтобы нести ответственность за судьбу континента, АС ещё пока не обладает необходимым для этого кадровым и техническим потенциалом и сохраняет финансовую зависимость от стран-доноров. Несоответствие между амбициями и реальными возможностями организации приводит к неточностям в формулировке мандата, что, в свою очередь, негативно отражается на эффективности миротворческих миссий.

Ключевые словаАфриканский Союз, миротворчество, региональные организации, африканская архитектура мира и безопасности
Получено15.06.2021
Дата публикации22.06.2021
Кол-во символов25263
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВЕДЕНИЕ
2 На сегодняшний день Африка находится в фокусе миротворческих усилий ООН: на континент приходится 7 из 14-ти проводимых ныне миротворческих операций ООН и порядка 80% общего численного состава «голубых касок» [United Nations Peacekeeping, 2018]. При этом задачи миротворцев с каждым годом усложняются: «голубым каскам» всё чаще приходится осуществлять свою деятельность в условиях отсутствия мирных соглашений [United Nations, 2019]. В этой связи в экспертной литературе набирает популярность мнение, что ООН «слишком много на себя берёт» [The Economist, 2020], и всё чаще ставится вопрос о поиске альтернативных провайдеров миротворческой помощи Африке.
3 Перспективной кандидатурой представляется Африканский Союз (АС) – наиболее активная на этом направлении региональная организация. Вместе с тем, ответственные за миротворчество элементы её оргструктуры всё ещё находятся в процессе формирования, проблема финансирования миссий сохраняет свою остроту, а выбор идеальной модели сотрудничества с ООН по-прежнему остаётся предметом экспертных споров [Spandler, 2020]. Такое положение дел определяет запрос на всесторонний анализ существующего миротворческого потенциала АС и реального вклада этой организации в поддержание мира в Африке.
4 В последнее время вопрос о роли АС в урегулировании региональных конфликтов всё больше волнует не только африканских учёных [Neethling, 2004; Badmus, 2015; Kuwali, 2011; Kuwali, 2018], но и западных специалистов [Williams, 2006; Williams, 2009; Williams, 2018; Coleman, 2011; Whitaker and Clark, 2018]. При подготовке статьи автор опирался в основном на работы зарубежных авторов, анализирующих эффективность ОПМ АС в конкретных странах (Ф. Абоажи [Aboagye, 2004], И. Свенсонна [Svensson, 2008], Дж. ван дер Лейна [Van der Lijn, 2008], Т. Мурити [Murithi, 2008] и др.). Отечественных авторов, затрагивавших миротворческое измерение АС в своих работах, к сожалению, не так много (В.М. Татаринцев [Татаринцев, 2003], А.Ю. Урнов [Урнов, 2011], Х.Э. Ломбех [Ломбех, 2009], Л.И. Ромадан [Ромадан, 2019]).
5 Цель настоящей статьи – дать взвешенную характеристику АС как провайдера миротворческой помощи, оценив его организационно-финансовую самостоятельность, а также способность его руководства реалистично формулировать и успешно реализовывать мандат. В ходе анализа планируется рассмотреть успешную, во многом «образцовую» миссию в Бурунди, широко критикуемую миссию в Сомали и миссию в Судане, за которой последовала совместная операция с ООН.
6 Методологическую основу настоящего исследования составляет междисциплинарный подход, позволяющий рассмотреть опыт миротворческой деятельности АС с политологической, конфликтологической и международно-правовой точек зрения. Общий миротворческий потенциал организации будет проанализирован с позиций системного и структурно-функционального подходов, а конкретные миротворческие миссии – с применением метода кейс-стади.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 614

Оценка читателей: голосов 0

1. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Африканский сегмент многополярного мира: динамика геостратегической значимости. Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 12. С. 5–14.

2. Костелянец С.В. Дарфур: история конфликта. М.: ИАфр РАН, 2014.

3. Ломбех Х.Э. Проблемы миротворчества и урегулирования конфликтов на Африканском континенте в конце XX – начале XXI вв. М.: РУДН, 2009.

4. Мезенцев С.В. Африканское миротворчество и Россия. Ученые записки Института Африки РАН. 2017. Т. 40. № 3. С. 141–154.

5. Ромадан Л.И. Эволюция миротворческой деятельности ООН в конце XX – начале XXI века (на примере Африканского континента). М.: ИАфр РАН, 2019.

6. Татаринцев В.М. Африка в современном мире. М.: ДА МИД России, 2003.

7. Урнов А.Ю. Африка и ООН на исходе первого десятилетия XXI века. Вопросы развития, миротворчества и реформирования ООН. М: ИАфр РАН, 2011.

8. African Union Commission 2004. Report of the Chairperson of the Commission on the Situation in Burundi. 12th Meeting of the Peace and Security Council. PSC/MIN/4 (XII). 4th July 2004, Addis Ababa. https://archives.au.int/bitstream/handle/123456789/8563/PSC%20MIN%204%20XII_F.pdf?sequence=2&isAllowed=y (accessed 31.10.2020)

9. African Union Commission 2020. African Union Handbook 2020. https://au.int/sites/default/files/documents/31829-doc-au_handbook_2020_english_web.pdf (accessed 31.10.2020).

10. Agoagye F. The African Mission in Burundi: Lessons Learned from the First African Union Peacekeeping Operation. Conflict Trends. 2004. No. 2. Pp. 9–15.

11. Ani N.C. Is the African Standby Force any closer to being deployed? Institute for Security Studies. 2.11.2018. https://issafrica.org/iss-today/is-the-african-standby-force-any-closer-to-being-deployed (accessed: 27.10.2020).

12. Badmus I.A. The African Union’s Role in Peacekeeping: Building on Lessons Learned from Security Operation. London: Palgrave Macmillan, 2015.

13. Bellamy A.J., Williams P.D., Griffin S. Understanding Peacekeeping. Cambridge, U.K.; Malden, MA, U.S.A.: Polity Press, 2010. 2nd ed.

14. Bogland K., Egnell R. and Lagerström M. The African Union: A study focusing on conflict management. Stockholm: Swedish Defence Research Agency, 2008.

15. Boshoff H., Very W. A Technical Analysis of Disarmament, Demobilization and Reintegration: A Case Study from Burundi. Pretoria: Institute for Security Studies, 2006.

16. Clark J.F. Realism, Neo-Realism and Africa’s International Relations in the Post-Cold War Era. Africa’s Challenge to International Relations Theory. Eds. K.C. Dunn, T.M. Shaw. London: Palgrave Macmillan, 2001. Pp. 85–102.

17. Coleman K. Innovations in ‘African solutions to African problems’: The evolving practice of regional peacekeeping in sub-Saharan Africa. The Journal of Modern African Studies. 2011. Vol. 49. No. 4. Pp. 517–545.

18. Communique of the seventeenth meeting of the Peace and Security council, PSC/PR/Comm. (XVII). 2004. https://www.peaceau.org/uploads/communiqueeng-17th.pdf (accessed: 14.02.2021)

19. Constitutive Act of the African Union. 2000. https://au.int/sites/default/files/pages/34873-file-constitutiveact_en.pdf (accessed: 27.10.2020).

20. Franklin D. Global Firefighting: Missions Impossible. Special report “The new world disorder”. The Economist. 2020, June 18th.

21. Gambari I. The Politics of Peacekeeping. The Palgrave Handbook of Peacebuilding in Africa. Eds. Karbo T., Virk K. London: Palgrave Macmillan, Cham, 2018. Pp. 195–208.

22. Grant J.A., Hamilton S. Norm dynamics and international organizations: South Africa in the African Union and International Criminal Court. Commonwealth & Comparative Politics. 2016. Vol. 54. No. 2. Pp. 161–185.

23. Habib A., Selinyane N. Constraining the Unconstrained: Civil Society and South Africa’s Hegemonic Obligations in Africa. In Full Flight – South African Foreign Policy After Apartheid. Eds. Carlsnaes W., Nel P. Midrand: Institute for Global Dialogue, 2006. Pp. 175–226.

24. Hassan M.O. AU Soldier in Somalia Sentenced for Selling Military Supplies. https://www.voanews.com/africa/au-soldier-somalia-sentenced-selling-military-supplies (accessed: 14.02.2021).

25. Hirsch J.L. Peacemaking in Somalia: AU and UN Peace Operations. The Palgrave Handbook of Peacebuilding in Africa. Eds. Karbo T., Virk K. London: Palgrave Macmillan, Cham, 2018. Pp. 137–151.

26. Hussien M.A. From AMIB to AMISOM. The need for institutional and mandate clarity in APSA. Institute for Security Studies. 2012. No. 239. https://www.files.ethz.ch/isn/154698/Paper239.pdf (accessed: 14.02.2021).

27. Kuwali D. The Responsibility to Protect: Implementation of Article 4(h) Intervention. Leiden –Boston: Martinus Nijhoff Publishers, 2011.

28. Kuwali D. Squaring the circle: The role of the African peace and security architecture. The Palgrave Handbook of Peacebuilding in Africa. Eds. Karbo T., Virk K.). London: Palgrave Macmillan, Cham, 2018. Pp. 45–63.

29. Mazrui A. Towards a Pax Africana: A Study of Ideology and Ambition. Chicago: University of Chicago Press, 1967.

30. Migdal J.S. Strong Societies and Weak States: State-Society Relations and State Capabilities in the Third World. New Jersey: Princeton University Press, 1988.

31. Monthly Report of the UN Secretary-General on Darfur, UN Doc. S/2005/467. 2005. https://www.ecoi.net/en/file/local/1298580/ds930_03140sud.pdf (accessed: 01.11.2020).

32. Neethling T. International peacekeeping trends: the significance of African contributions to African peacekeeping requirements. Politikon. 2004. Vol. 31. No. 1. Pp. 49–66.

33. Okumu W. The African Union: Pitfalls and Prospects for Uniting Africa. Journal of International Affairs. 2009. Vol. 62. No. 2. Pp. 93–111. Retrieved October 31, 2020. http://www.jstor.org/stable/24358197.

34. Omar S.M., Ani N.C. Impact of EU funding dynamics on AMISOM. Institute for Security Studies, 2017. https://issafrica.s3.amazonaws.com/site/uploads/ear16.pdf (accessed: 31.10.2020).

35. Porto J., Engel U. Africa’s New Peace and Security Architecture. London: Routledge, 2010.

36. Powell K. The African Union’s Emerging Peace and Security Regime Opportunities and Challenges for Delivering on the Responsibility to Protect. Ottawa: The North-South Institute, 2005. Pp. 33–53.

37. PSC/PR/Comm (LXIX). 69th meeting. 2007. https://www.peaceau.org/uploads/communiqueeng-69th.pdf (accessed: 31.10.2020).

38. S/PV.5837.2008. https://www.securitycoun-cilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-CD3-CF6E4FF96FF9%7D/RO%20SPV%205837.pdf (accessed: 31.10.2020).

39. S/RES/1545.2004. http://unscr.com/files/2004/01545.pdf (accessed: 31.10.2020).

40. S/RES/1744.2007. http://unscr.com/en/resolutions/doc/1744 (accessed: 31.10.2020).

41. S/RES/2431.2018. https://undocs.org/en/S/RES/2431%20 (2018) (accessed: 31.10.2020).

42. Spandler K. UNAMID and the Legitimation of Global-Regional Peacekeeping Cooperation: Partnership and Friction in UN-AU Relations. Journal of Intervention and Statebuilding. 2020. Vol. 14. No. 2. Pp. 187–203.

43. Svensson E. The African Mission in Burundi: Lessons Learned from the African Union’s First Peace Operation. Defense Analysis Research Report. Stockholm: Swedish Defense Research Agency, 2008.

44. The Common African Position on the Proposed Reform of the United Nations. Ext/EX.CL/2 (VII). 2005. https://www.un.org/en/africa/osaa/pdf/

45. au/cap_screform_2005.pdf (accessed: 27.10.2020).

46. Van der Lijn J. To Paint the Nile Blue: Factors for Success and Failure of UNMIS and UNAMID. Den Haag: Netherlands Institute of International Relations ‘Clingendael’, 2008.

47. Whitaker B.E., Clark J.F. Africa's International Relations: Balancing Domestic and Global Interests. Boulder: Lynne Rienner Publishers, 2018. vbk://9781626377899.

48. Williams P.D. AMISOM's Five Challenges. Center for Strategic and International Studies. 2008. https://www.csis.org/analysis/amisom%E2%80%99s-five-challenges (accessed: 31.10.2020).

49. Williams P.D. Military responses to mass killing: The African union mission in Sudan. International Peacekeeping. 2006. Vol. 13. No. 2. Pp. 168–183.

50. Williams P.D. Lessons for “Partnership Peacekeeping” from the African Union Mission in Somalia. International Peace Institute. 2019. https://www.ipinst.org/wp-content/uploads/2019/10/1910_Lessons-from-AMISOM.pdf (accessed: 31.10.2020).

51. Williams P.D. The African Union’s Peace Operations: A Comparative Analysis. Regional Organisations in African Security. Eds. Soderbaum F., Tavares R. Oxford: Routledge, 2011. Pp. 29–50.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх