Обзор арабо-персидских источников XII века по истории Хорезма: особенности структуры и содержания

 
Код статьиS086919080014217-5-1
DOI10.31857/S086919080014217-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Института востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы45-56
Аннотация

Cтатья представляет собой обзор наиболее ранних арабо-персидских исторических сочинений, содержащих информацию о начале существования в Хорезме династии Ануштегинидов и формировании ими собственного независимого государства, которое к началу<em >XIII<em > века<em > будет по праву считаться одним из крупнейших политических образований исламского Востока, а затем падет под ударом монгольских завоевателей. Исторические источники о Хорезме, написанные авторами<em >XIII<em > века, так и более поздние памятники гораздо шире используются исследователями истории данного государственного образования, нежели более ранние тексты. Зачастую к таким трудам обращаются историки, специализирующиеся по истории Сельджукидского государства, а сведения о Хорезме и его правителях из<em >данных<em > памятников востребованы в значительно меньшей степени.<em >Со своей стороны хотелось бы не только предоставить обзор корпуса ранних источников по истории Хорезма, в котором были бы представлены все исторические и географические тексты, содержащие сведения по интересующей нас проблематике, но и выделить связи между конкретными памятниками, предоставить читателям обзор данных о Хорезме в том или ином указанном источнике. Подобного рода исследование будет полезно, как специалистам, занимающимся непосредственно историей династии Ануштегинидов, так и тем, специализируется по смежной научной проблематике: истории династии Сельджукидов, локальных династий, возникающих после смерти султана Санджара в 1157 г., различным аспектам развития средневековой арабо-персидской историографии XII века и другим схожим научным проблемам.

 

 

 

 

Ключевые словаХорезм, арабо-персидские источники, Ануштегиниды, Сельджукиды, локальные династии, средневековая историография
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-19-50159
Получено11.04.2021
Дата публикации29.04.2021
Кол-во символов29888
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 История Хорезма в годы правления династии Ануштегинидов привлекала внимание специалистов, преимущественно, в связи с монгольским вторжением, в результате которого это политическое образование перестало существовать, а обширные территории, входившие в его состав, либо были присоединены к империи Чингиз-хана, либо сформировали независимые, но очень недолговечные монархии. Этим, по-видимому, объясняется интерес ученых к источникам по истории Хорезма, в которых помимо всего прочего находила свое отражение монголо-хорезмийская война 1219-1221 гг., а в ряде случаев – и дальнейшие монгольские завоевательные походы. Такие средневековые сочинения не только наилучшим образом известны специалистам, но и обладают собственной обширной историографией. Более ранние памятники, отражающие историю Хорезма от формирования династии Ануштегинидов и до начала XIII в., не удостоились такого внимания российских и зарубежных востоковедов. Попытки их систематизации предпринимались либо в работах по смежной тематике [Агаджанов, 1969, с. 19; ал-Хусайни, 1980, с. 10], либо в трудах, где анализировались те или иные направления средневековой историографии [Cahen, 1962, p. 59-78; Peacock, 2014(1), р. 2-19; A history of Persian literature, 2012]. Единственным исключением можно считать классический труд В.В. Бартольда «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» [Бартольд, 1963]. Однако с момента публикации этого исследования даже специальные работы по истории Хорезма не всегда сопровождались разделом, посвященным анализу и систематизации исторических источников: в качестве примера можно привести столь монографию З.М. Буниятова, а также целый ряд других работ по хорезмийской проблематике [Буниятов 1986; Аlami, 2011, р. 467–470; Kafesoğlu, 1956; Taneri, 1993; Dabir Seyagi, 1977; Taneri, 1977]. Подобная тенденция отмечается и в работах по иной тематике, где обзор источников представлен в небольшом объеме, либо отсутствует вовсе (См.: [Гусейнов, 1970, c. 185–198; Маркарян, 1991; Cambridge History of Iran, 1968]).
2 При этом уже В.В. Бартольд пишет о значимости арабо-персидских сочинениях XII в. для реконструкции истории Хорезма [Бартольд, 1963, c. 77]. Однако он же отмечает, что, несмотря на военное и политическое господство Хорезма на Среднем Востоке накануне монгольского нашествия, нам практически неизвестны примеры собственно хорезмийской историографии XII – начало XIII в., а истории династии Ануштегинидов реконструируется, преимущественно, на основании поздних текстов [Бартольд, 1963, c. 77]. Можно предположить, что это связано с монгольским нашествием и гибелью библиотек и архивов крупнейших городских центров Хорезмийской державы. Подобная ситуация логично требует либо обращения к текстам монгольского периода, либо к тем историческим источникам XII в., которые содержат информацию по данной проблематике, но не являются при этом частью «хорезмийской» историографией. Именно о последних, преимущественно, пойдет речь в этой статье: необходимо очертить границы корпуса домонгольских памятников, обозначить особенности их структуры и содержащихся в них данных о Хорезме.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 599

Оценка читателей: голосов 0

1. Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX–XIII вв. Ашхабад: Ылым, 1969.

2. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Часть первая. Тексты. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1898.

3. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Ч. 2. Исследование. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1900.

4. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Сочинения. Т. I. М.: Наука, 1963. С. 45–597.

5. Бартольд В.В. Хорезмшах. Статьи из «Энциклопедии ислама». Сочинения. Т. 2. Ч. 2. М.: Наука, 1964. С. 535–537.

6. Бартольд В.В. Бейхаки, Абу-л-Хасан. Сочинения. Т. VIII. М.: Наука, 1973. С. 586–587.

7. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097–1231 г. М.: Наука, ГРВЛ, 1986.

8. Гусейнов Р.А. Иракские Сельджукиды, Ильдегизиды и Закавказье. Палестинский сборник. Вып. 21. Ближний Восток и Иран. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970. С. 185–198.

9. ал-Джувайни, Мунтаджаб ад-Дин Бади Атабек. Ступени совершенствования катибов (атабат ал-катаба). Пер. Г.М. Курпалидиса. М.: Наука, 1985.

10. Джувейни. Чингиз-хан. История завоевателя мира. Пер. Е.Е. Харитонова. М.: Магистр-Пресс, 2004.

11. Ибн ал-Асир. «Ал-Камил фи-т-тарих» «Полный свод по истории». Избранные отрывки. Пер. П.Г. Булгакова, Ш.С. Камолиддина. Ташкент: Узбекистан, 2006.

12. Камалиддинов Ш. «Китаб ал-ансаб» Абу Са‘да ‘Абд ал-Карима ибн Мухаммада ас-Сам‘ани как источник по истории и истории культуры Средней Азии. Ташкент: Фан, 1993.

13. Маркарян С.А. Сельджуки в Иране XI в. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1991.

14. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. I. М.–Л.: Издательство АН СССР, 1939.

15. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Пер.: А.К. Арендс, Ю.П. Верховский, О.И. Смирнова, Л.А. Хетагуров. Т. 1–2. М.–Л.: Издательство Академии наук СССР, 1946–1952.

16. Тайны единения с Богом в подвигах старца Абу-Са'ида. Сост. В.А. Жуковский. СПб.: Типо-лит. И. Бараганского и К°, 1899.

17. Тимохин Д.М. «Тарих ал-Вузара» как источник по истории Хорезма. Восток (Oriens). 2020. №. 3. С. 98–108.

18. ал-Хусайни, Садр ад-Дин ‘Али. Ахбар ад-Даулат ас-Селджукиййа (Зубдат ат-таварих фи ахбар ал-умара ва-л-мулук ас-селджукиййа) («Сообщения о Сельджукском государстве». «Сливки летописей, сообщающих о сельджукских эмирах и государях»). Пер. З.М. Буниятов. М.: Наука, ГРВЛ, 1980.

19. Аlami Ali Mahmodi. Political Relation of the Saljuqid and Qarazmshahian. Journal of American Science. 2011. No. 7(12). Pp. 467–470.

20. Baha al-Din Mohammad ibn al-Bagdadi. Al-Tavassul ila al-Tarassul. Тehran: Ketabhaneyye Ahmad Bahmanyar, 1937.

21. Bayhaki, Zahir ad-Din. Tarih-i Bayhak. Tehran: Chaphaneyye Tehran, 1317.

22. Cahen Cl. The Historiography of the Seljuqid period. Historians of the Middle East. Ed. B. Lewis, P.M. Holt. London: Oxford University Press, 1962. Pp. 59–78.

23. Cahen Cl. The Historiography of the Seljuqid Period. Cahen Cl. Les peoples musulmans dans l’histoire medieval. Damas: Presses de l’Ifpo, 1977. Pp. 37–63.

24. Cambridge History of Iran. Vol. 5. The Saljuq and Mongol Periods. Ed. J.A. Boyle. Cambridge: University Press, 1968.

25. Dabir Seyagi М. Sultan Jalal ad-Din Horezmshah. Tehran: Chaphaney-e Tehran, 1977.

26. Das Geschenk aus des Saldschukengeschichte von dem wesir Muhammad b. Muhammad b. Muhammad b. Abdallah b. al-Ni’tam al-Husaini al-Jazdi. Ed. Karl Sussheim. Leiden: E.J. Brill, 1909.

27. Histoire des seldjoucides de l'Iraq par al-Bondari d'apres Imad ad-din al-Katib al-Isfahani. Recueil de textes relatifs a l'histoire des seldjoucides. Ed. M.Th. Houtsma. Vol. II. Leiden: E.J. Brill, 1889.

28. A History of Persian Literature. Vol. X. Persian Historiography. Ed. by Ch. Mellvile. London, New York: I.B. Tauris, 2012.

29. Ibn al-Jawzi. Al-Muntazim fi Tarikh al-maluk wa al-umam. J. 1–19. Bayrut: Dār al-Kutub al-ʻIlmīyah, 1992.

30. Kafesoğlu I. Harezmşahlar devleti tarihi (485–617/1092–1229). Ankara: Türk Tarih Kurumu Basimevi, 1956.

31. Kermani Afzal al-Din. Badâye’-al-azmân. Ed. Mehdi Bayâni. Tehran: Chaphaneyye Tehran, 1947.

32. Kermani Hamid-e Afzal al-Din. Ketab-e-egd-ol-olla li mavkife al-ola Talif Afzal. Tehran: Chaphaneyye Tehran, 1932.

33. Marvazi, Sharaf al-Zaman Tahir. On China, the Turcs and India, Arabic Text with an English Translation Commentary by V. Minorsky. London: The Royal Asiatic Society, 1942.

34. Merçil E., Sevim A. Selçuklu devletleri tarihi. Siyaset, teşkilat ve kültür. Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1995.

35. Mirhond. Histoire de sultan du Kharezm. Le texte persian. Chrestomathies orientales ou recueil de textes arabes, turks, persans, grecs-modernes, armeniens et indostanis. Paris: Typographie de Firmin Didot Frères, 1841.

36. Mohammad ibn Ibrahim. Tavvarih-e al-e saljouk. Recueil de textes relatifs a l'histoire des seldjoucides. Ed. M.Th. Houtsma. Vol. I. Leiden: E.J. Brill, 1886.

37. Mujmal at-tavarih va-l-kisas. Tehran: Chaphaneyye Havar Tehran, 1318.

38. Natanzi, Moin ad-Din. Montahab at-tavarih-e Moini. Tehran: Chaphaney-e Havar Tehran, 1957.

39. Nishapuri, Zahir ad-Din. Saljuk-name. Tehran: Chaphaneyye Havar Tehran, 1953.

40. Peacock A.C.S. Court Historiography of the Seljuk Empire in Iran and Iraq: Reflection on Content, Authorship and Language. Iranian Studies. 2014. Vol. 47. Issue 2. Pp. 2–19.

41. Peacock A.C.S. ‘Imad al-Din Isfahani’s Nusrat al-Fatra, Seljuk Politics and Ayyubid Origins, Ferdowsi, The Mongols and the History of Iran. Art, literature and culture from early Islam to Qajar Persia. London, New York: I.B. Tauris, 2014. Pp. 78–91.

42. Qazvini, Hamdallah. Tarihi gouzide. Vol. 1. Trad. Y. Le Strange. Paris: Maisonneuve et Guilmoto, 1903.

43. al-Qummi, Najm al-Din Abu l-Riza’. Tarih al-Wuzara. Muharrir: Muhammed Taki Dânish-Pazûh. Tehran: Muassase-i Mutalaat va Tahkikat-i Farhangi, 1985/1363.

44. Ravandi, Mohammad. Rahat as-sudur va ayat as-sorur. Ed. Mohammad Iqbal. Leiden; London: Luzac & Co., 1921.

45. al-Razi, Fakhr al-Din. Jami' al-'ulum. Ed. Mohammad Alkarayi. Lahor: Faridbukstal, 1988.

46. The Saljūqnāma of Żahīr al-Dīn Nīshāpūrī. Ed. A.H. Morton. Chippenham: Gibb Memorial Trust, 2004.

47. T̤abakāt-i-Nāṣirī: A General History of the Muhammadan Dynasties of Asia, Including Hindustan; from A.H. 194 (810 A.D.) to A.H. 658 (1260 A.D.) and the Irruption of the Infidel Mughals into Islam by Minhāj-ud-dīn, Abū-’Umar-i-‘Usmān. Transl. from Original Persian Manuscripts by H.G. Raverty. Vol. I. London: Gilbert & Rivington, 1881.

48. The Tajârib al-umam, or History, of Ibn Miskawayh (Abu 'Ali Ahmad b.Muhammad). With a Summary and Index by L. Caetani. Leiden: E.J. Brill, 1913.

49. Taneri A. Celalü’d-din Harezmşah ve Zamanı. Ankara: Kültür Bakanlığı, 1977.

50. Taneri A. Harezmşahlar. Ankara: Türkiye Diyanet Vakfı, 1993.

51. Vatvat, Rashid ad-Din. Namehaye Rashid ad-Din Vatvat. Ed. Saʿīd Nafīs. Tehran: Kitabkhana-yi Barani, 1960.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх