Иудаизм в Тропической Африке: феномен народа игбо (Нигерия)

 
Код статьиS086919080014160-3-1
DOI10.31857/S086919080014160-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник Института Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация. Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы83-92
Аннотация

Данная статья посвящена возникновению и становлению еврейской и иудейcкой самоидентификации народа игбо (Нигерия).Игбо являются одним из этносов Тропической Африки, которые считают себя евреями африканской диаспоры. Африканские евреи ставят вопрос своей еврейской идентичности в двойном определении: религиозном и этническом.В результате десятилетий господства британского колониализма и миссионерской деятельности колонизаторов  произошла христианизация игбо, однако, многие из тех кто сейчас исповедует христианство, считают себя потомками затерянных «колен Израилевых», а традиционную религию предков - остаточной формой иудаизма. Групповая самодентификация игбо в качестве иудеев и потомков потерянного колена Израиля сложилась уже в постколониальный период. После провозглашения игбо независимости от Нигерии в форме Республики Биафра (1967-1970 гг.) и начавшейся за тем кровопролитной гражданской войны усилилась и приобрела новую глубину самоидентификация игбо с евреями, также перенесшими геноцид в своей истории. Игбо считали себя жертвами геноцида, так же, как и евреи, пережившие Холокост, таже ощущали себя жителями осажденной территории, подобно государству Израиль. Под влиянием этих событий, во второй половине XX века часть этноса игбо начала трансформировать свою религиозную идентичность и заявила, что является не только потомками древних израильтян, но иудеями. Эта группа возвестила о новом феномене африканского иудаизма, когда африканские религиозные традиции, смешанные с христианством, были вытеснены новой иудейской идентичностью. В статье рассматривается как религиозный статус евреев-игбо, подтверждающий их собственную культурную идентичность, связан, в первую очередь, с политической историей страны. Поиск и утверждение новой религиозной самоидентификации евреев-игбо выступает как средство интерпретации и разрешения конфликтного жизненного опыта. Вопрос же о генетической близости игбо и древних евреев пока остается открытым.

 

Ключевые словаТропическая Африка, иудаизм, евреи, игбо, Нигерия, самоидентификация.
Получено10.03.2021
Дата публикации29.04.2021
Кол-во символов29552
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 На юго-востоке Нигерии проживает народ игбо часть которого исповедует, как они сами утверждают, иудаизм и самоидентифицирует себя с потомками затерянного колена Израилева: «Мы принадлежим к заблудшему колену Израиля и ждем обещания Моисея. Он должен привести нас в обетованную землю, чтобы нас больше не преследовали. Израиль ненавидят во всем мире. Та же ненависть поражает и нас» - так утверждает Хагадол Эфраим Уба (Hagadol Ephraim Uba) - председатель Ассоциации еврейской веры в Оверри, которая принадлежит к растущему еврейскому меньшинству в Нигерии [Gänsler, 2020]. Десять  колен Израилевых исчезли с исторической сцены после падения, созданного ими в 928 г. до н. э. Северного Израильского царства. После завоевания  ассирийским  царем  Саргоном II Северного Израильского царства (722 гг. до н. э.) значительная часть его населения была уведена в плен ассирийцами и расселена на просторах Ассирии. На протяжении веков существовало множество теорий о том, что случилось с этими коленами и существуют этнические группы, которые утверждают, что они потомки этих затерянных колен Израилевых.
2 Игбо являются одним из этносов Тропической Африки, наряду, например, с лемба из Южной Африки, абайудай из Уганды, которые считают себя евреями африканской диаспоры. Африканские евреи ставят вопрос своей еврейской идентичности в двойном определении: религиозном и этническом. Игбо являются третьей по величине этнической группой Нигерии после хауса и йоруба, насчитывающей около 30 миллионов человек, они составляют около 18% населения Нигерии. В результате десятилетий господства британского колониализма и миссионерской деятельности колонизаторов произошла христианизация игбо, однако, многие из тех, кто сейчас исповедует христианство, считают себя потомками затерянных «колен Израилевых», а традиционную религию предков - остаточной формой иудаизма. По меньшей мере 2 000 игбо исповедуют раввинистический иудаизм в Нигерии [Afsai, 2016].
3 Первое упоминания о иудейской и еврейской самоидентификации игбо относится к XVIII веку, когда под воздействием христианизации они могли сравнить свои обычаи и обычаи древних евреев. Отправной точкой служит увлекательная автобиография Олауда Эквиано (Olaudah Equiano), также известного как Густав Васса, бывшего раба игбо, впервые опубликованная в Лондоне в 1789 году. Олауда Эквиано родился в 1745 году в Эбое, на территории современной Нигерии. Когда ему было около одиннадцати лет, Эквиано был похищен и продан работорговцам, направлявшимся в Вест-Индию. Хотя он провел короткий период в штате Вирджиния, большую часть времени в рабстве Эквиано служил на невольничьих кораблей и кораблях британского флота. Один из его хозяев, капитан британского торгового судна, дал Эквиано имя Густав Васса, которое он использовал на протяжении всей своей жизни.  Эквиано, которому было разрешено участвовать в его собственных мелких торговых делах, смог накопить достаточно денег, чтобы купить свою свободу в 1766 году. В 1789 году он опубликовал автобиографию «Интересное повествование о жизни Олауда Эквиано или Густава Вассы, африканца», выдержавшую многочисленные переиздания.  Эквиано умер в Лондоне в 1797 году. Много лет жизни проведший в качестве раба, он утверждал, что африканцы не уступают европейцам, потому что у них также есть своя культура, язык и обычаи. В автобиографии он пишет, что игбо были одним из потерянных племен Израиля, и ссылается на многие идентичные культурные сходства между ними и евреями. Он пишет, что «сильная аналогия, которая кажется, преобладает в манерах и обычаях моих соотечественников и евреев, прежде чем они достигли Земли Обетованной, и особенно патриархов, когда они еще находились в том пастырском состоянии, которое описано в  Бытии  - аналогия, которая сама по себе заставила бы меня подумать, что один народ произошел от другого мы практиковали обрезание, как иудеи, и делали приношения и пиршества в этом случае так же, как и они» [Equiano, 2005].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1253

Оценка читателей: голосов 0

1. Afsai S. African, Black Ц and Part of the Global Jewish Community? 10.04.2016. https://haaretz.com/opinion/.premium-african-black-and-jewish-1.5429379

2. Basden G. Among the Ibos of Nigeria. London: Seeley, Service & Co Limited, 1921.

3. Bersselaar van den D. Missionary Knowledge and the State in Colonial Nigeria: On How G. T. Basden Became an Expert. History in Africa. 2006. Vol. 33. Pp. 433-450.

4. Brucker, Ch. Finding Foreign Friends: National Self-Determination and Related Norms as Strategic Resources during the Biafran War for Independence, 1967Ц1970. New England Journal of Public Policy. 2019. Vol. 31. Iss. 2. Pp. 1-21. https://scholarworks.umb.edu/nejpp/vol31/iss2/6

5. Bruder E. The Black Jews of Africa: History, Religion, Identity. New York: Oxford University Press, 2008.

6. Egwu P. Igbo Jews: A Threatened Community. 04.04.2019. https://jwa.org/blog/plight-nigerian-jews

7. Equiano O. The Interesting Narrative of the Life of Olaudah Equiano, Or Gustavus Vassa, the African Written By Himself. EBook #15399, 2005.а

8. G?nsler K. Wo das Judentum w?chst. 03.02.2020. https://deutschlandfunk.de/die-juedischen-igbo-in-nigeria-wo-das-judentum-waechst.886.de.html?dram:article_id=469239

9. Heerten L. A wie Auschwitz, B wie Biafra. Der B?rgerkrieg in Nigeria (1967Ц1970) und die Universalisierung des Holocaust. Zeithistorische Forschungen/Studies in Contemporary History. 2011. Online-Ausgabe 8. https://zeithistorische-forschungen.de/3-2011/4516

10. Heerten L. The Nigeria-Biafra War: Postcolonial Conflict and the Question of Genocide. Journal of Genocide Research. 2014. 16. ╣ 2/3 (July). http://ezproxy.purchase.edu:2088/eds/pdfviewer/pdfviewer?vid=2&sid=f1cba2d5-4c1b-4e91-bbf3-e2c058e67f22@sessionmgr104

11. Igbo Jews (Nigeria). https://shavei.org/igbo-jews-nigeria

12. Lidman M. Messianic Jews to Nigerians: YouТre not СrealТ Jews. 11.08.2017. https://www.timesofisrael.com/messianic-jews-to-nigerians-youre-not-real-jews

13. Lis D. Jewish Identity among the Igbo of Nigeria: Israel s Lost Tribe and The Question of Belonging in the Jewish State. UK: Africa World Press, 2015.

14. Miles W. Jews of Nigeria. An Afro-Judaic Odyssey. Princeton: Markus Wiener Publishers, Princeton, 2013.

15. Oduah Ch. NigeriaТs Igbo Jews: Lost TribeТ of Israel? 04.02.2013. http://www.cnn.com/2013/02/01/world/africa/nigeria-jews-igbo

16. Parfitt T. The Lost Tribes of Israel: The History of a Myth. London: Weidenfeld and Nicolson, 2002.

17. Remy I. The Igbos and Israel: An Inter-Cultural Study of the Largest Jewish Diaspora. Washington DC: Street to Street EpicCenter Stories, 2014.

18. Spurdle A., Jenkins T. Y chromosome probe p49a detects complex PvuII haplotypes and many new TaqI haplotypes in southern African populations. Am J Hum Genet. 1992. ╣ 50 (1). Pp. 107-125.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх