Неоосманская ностальгия в современной Турции

 
Код статьиS086919080013926-5-1
DOI10.31857/S086919080013926-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заместитель директора ИСАА МГУ им. М.В.Ломоносова; старший научный сотрудник ИВ РАН
Аффилиация:
МГУ имени М.В.Ломоносова
Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы118-127
Аннотация

В статье рассматривается феномен неоосманской ностальгии в контексте попыток формирования новой пост-кемалистской гражданской идентичности. Сегодня неоосманизм звучит в различных сферах жизни турецкого общества: в культуре, кино и литературе, политике и других. Новая Турция прилагает всяческие усилия для того, чтобы соединить воедино отдельные части её фрагментированной идентичности.

При этом среди представителей разных слоев турецкого общества распространен амбивалентный подход к османскому наследию. Большинство отцов-основателей светской республики негативно относились к османскому прошлому и винили империю в череде неудач, преследовавших её на закате своего существования – потерях значительных территорий и многочисленных военных поражениях. В результате кемалистского проекта национального строительства появилась современная турецкая нация, которая должна была стать частью западного мира.

Вместе с тем обращение к османским нарративам возродилось после перехода к многопартийной системе в 1950-х гг., восхищение османским прошлом заметно увеличилось в 1980-е гг. и достигло своего пика на современном этапе во время правления Партии справедливости и развития (ПСР). Лидеры партии стремятся создать новую идентичность для современной Турции, на свой лад трактуя и интерпретируя историю. В попытке навязать гражданам чувство единства нации ностальгия ПСР трактует османско-исламскую цивилизацию как источник исторического наследия турок. Стоит отметить, что возвышение ностальгии в Турции отражает глобальный тренд среди авторитарных популистских режимов мира.

Также необходимо учитывать, что растущий интерес к османской истории в современной Турции отражает изменения как в государственном политическом дискурсе, так и популярной культуре. Эта ностальгия по прошлому заново интерпретирует и деконтекстуализирует ранее четко сформулированные и закрепленные символы, идеи, исторические факты. В связи с этим необходимо разделять государственную политику неоосманизма и популярную тягу к османскому наследию среди народа –   эти два дискурса отличны, хотя и взаимосвязаны.

Ключевые словаТурецкая Республика, османизм, неоосманизм, ностальгия, национализм, консервативный нарратив, Партия справедливости и развития (ПСР).
Источник финансированияРабота выполнена при поддержке гранта Президента РФ для молодых ученых-кандидатов наук МК-636.2020.6.
Получено13.03.2021
Дата публикации24.08.2021
Кол-во символов27813
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Идеология неоосманизма

2 Идеология неоосманизма, исследуемая в данной статье, строится на фундаменте своего исторического предшественника османизма – официальной идеологии Османской империи XIX в. Ориентируясь на создание новой османской нации, османизм пропагандировал принципы верховенства закона и обещал одинаковое отношение ко всем народам, населяющим империю, в вопросе прав и привилегий – взамен на их преданность и верность государству и нации [Kayalı, 1997, p. 18–24]. Главной целью османизма было нейтрализовать центробежные силы этнического национализма и сецессионистские движения на Балканах путем формального признания полиэтничной и мультирелигиозной природы Османской империи. Однако эта идеология не была успешной. Национальные движения различных народов, населявших империю, показали себя гораздо более эффективными и сильными, чем идея османской идентичности.
3 В целом, османизм, исламизм Абдулхамита II и тюркизм младотурок преследовали единую цель: спасти государство от националистических движений и европейской интервенции, которые угрожали разрушить империю [Blumi, Hakan Yavuz, 2013].
4 Османизм не только служил стратегией спасения государства, но был общественной моделью, сформулированной бюрократами эпохи Танзимата. Ввиду отсутствия единой национальной идентичности новая идеология основывалась на принципе единства территории и подчёркивала факт проживания всех народов на общей территории. После потери Османской империей Балкан фокус османизма сместился на восток, усиливая исламские референции. С этим фактом связано и то, что, говоря сегодня о неоосманизме, зачастую имеют ввиду политику Турции на Ближнем Востоке.
5 Термин неоосманизм был изобретен с целью охвата широкого спектра идей и ценностных норм, свойственных для Турции и её миропонимания. Этот холистический комплекс идей и ценностей формирует определение того, как Турция характеризует себя.
6 Неоосманизм стремится создать новую национальную идентичность и отразить её как во внутренней, так и во внешней политике, используя при этом исторические, культурные и религиозные связи с бывшими османскими территориями. Новая турецкая идентичность не ограничена территорией Анатолии, но выходит за её пределы. Идея неоосманизма как сконструированной памяти о прошлом изначально была развита в турецкой литературе и культуре, позже перейдя в политическую сферу и публичный дискурс.
7 Д. Барчард, который изобрел сам термин неоосманизм, предлагает следующее определение: «осознание имперского прошлого», которое является «более мощной силой в Турции, чем ислам», потому что «по мере того как Турция приобретает экономическую силу, она будет усиленно пытаться заявить о себе» [Barchard, 1985, p. 91].
8 Таким образом, неоосманизм предлагает плюралистический взгляд на турецкую идентичность, допускает её широкую вариабельность, позволяющую многочисленным более частным этническим и лингвистическим идентичностям сосуществовать.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 660

Оценка читателей: голосов 0

1. Al S. Patterns of Nationhood and Saving the State in Turkey: Ottomanism, Nationalism and Multiculturalism. New York: Routledge, 2019.

2. Alexander J.C. Cultural Pragmatics: Social Performance Between Ritual and Strategy. Sociological Theory. 2004. Vol. 22 (4). Pp. 527–573.

3. Baer A. Consuming History and Memory through Mass Media Products. European Journal of Cultural Studies. 2001. Vol. 4 (4). Pp. 491-501.

4. Barchard D. Turkey and the West. London: Routledge Chatham House Papers, 1985.

5. Batuman E. Ottomania: A Hit TV show reimagines Turkey’s imperial past http://www.newyorker.com/magazine/2014/02/17/ottomania (accessed: 01.02.2021).

6. Blumi I., Hakan Yavuz M. Introduction: Lasting Consequences of the Balkan Wars (1912–1913). War and Nationalism: The Balkan Wars 1912–1913, and Their Sociopolitical Consequences. Ed. M. Hakan Yavuz, I. Blumi. Salt Lake City: University of Utah, 2013. Pp. 1-30.

7. Boym S. The Future of Nostalgia. New York: Basic Books, 2001.

8. Çetinsaya G. Cumhuriyet Türkiye’sinde Osmanlıcılık. Modern Turkiye’de Siyasal Düşünce. Ed. A. Ciğdem. 2003. Cilt 4. Pp. 361–380.

9. Çınar M., Sezgin İ.G. Islamist Political Engagement in the Early Years of Multi-Party Politics in Turkey. Turkish Studies. 2013. Vol. 14 (2). Pp. 329-345.

10. Çolak Y. Civilizing Process from Above: Culture and State in Turkey (1923–1945). Bilkent University, 2000.

11. Davutoğlu A. Stratejik Derinlik: Türkiye’nin Uluslararası Konumu. İstanbul: Küre Yayınları, 2011.

12. Ergin M. On Humans, Fish, and Mermaids: The Republican Taxonomy of Tastes and Arabesk. New Perspectives on Turkey. 2005. No. 33. Pp. 63-92.

13. Ergin M., Karakaya Y. Between neo-Ottomanism and Ottomania: Navigating State-led and Popular Cultural Representations of the Past. New Perspectives on Turkey. 2017. No. 56. Pp. 33-59.

14. Hakan Yavuz M. Social and Intellectual Origins of Neo-Ottomanism: Searching for a PostNational Vision. Die Welt Des Islams. 2016. No. 56. Pp. 438-465.

15. Karakaya Y. The Conquest of Hearts: the Central Role of Ottoman Nostalgia within Contemporary Turkish Populism. American Journal of Cultural Sociology. 2020. Vol. 8. Pp. 125-157.

16. Kayalı H. Arabs and Young Turks: Ottomanism, Arabism, and Islamism in the Ottoman Empire, 1908–1918. Berkeley: University of California Press, 1997.

17. Koyuncu B. Benim Milletim… AK Parti İktidarı, Din ve Ulusal Kimlik. İstanbul: İletişim Yayınları, 2014.

18. Mango A. Atatürk. London: John Murray, 1999.

19. Laclau E. Discourse. A Companion to Contemporary Political Philosophy. Ed. R.E. Goodin, P. Pettit, T. Pogge. Blackwell Publishing, 2007. Vol. 2. Рp. 541-546.

20. Murinson A. The Strategic Depth Doctrine of Turkish Foreign Policy. Middle Eastern Studies. 2006. Vol. 42 (6). Pp. 945-964.

21. Niemeyer K. Media and Nostalgia: Yearning for the Past, Present and Future. Houndmills: Palgrave Macmillan, 2014.

22. Öncü A. Representing and Consuming “The East” in Cultural Markets. New Perspectives on Turkey. 2011. Vol. 45. Pp. 49-73.

23. Sayılı A. Hayatta En Hakiki Mürşit İlimdir. Ankara: Atatürk Kültür Merkezi, 2010.

24. Tuğal C. Passive Revolution: Absorbing the Islamic Challenge to Capitalism. Stanford: Stanford University Press, 2009.

25. Uzer U. Conservative Narrative: Contemporary Neo-Ottomanist Approaches in Turkish Politics. Middle East Critique. 2020. Pp. 1-16.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх