Развитие авиационного и морского транспорта в ССАГПЗ в контексте перехода к устойчивому развитию

 
Код статьиS086919080012503-0-1
DOI10.31857/S086919080012503-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы57-64
Аннотация

Статья посвящена процессу перехода арабских стран к новой концепции устойчивого развития в сфере туризма, морского и авиационного транспорта. Современную интерпретацию понятие «устойчивое развитие» приобрело с обнародованием ООН «Повестки дня на XXI век». Проблемы, связанные с переходом к устойчивому развитию, играют важную роль в разработке и формировании государственных стратегий долгосрочного развития арабских стран. Всплеск интереса к данной концепции обусловлен выходом 17 целей устойчивого развития (ЦУР) ООН в 2015 г., пришедших на смену Целям развития тысячелетия.

Статья начинается с изложения основных вопросов развития стран ССАГПЗ в начале XXIв. Рассматриваются основные предпосылки создания крупных инфраструктурных объектов в регионе под действием увеличения потока туристов. Отмечается особая роль роста числа мусульманских паломников, прибывающих, прежде всего, в Саудовскую Аравию. В статье представлен также краткий обзор развития национальных авиаперевозчиков и системы крупных авиаузлов (хабов) на территории ОАЭ и Катара, приведены данные об Индексе ЦУР №9 ««Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям» в странах ССАГПЗ за 2017 и 2018 гг.

Цель статьи –провести анализ пассажиро- и грузоперевозок морским и авиационным транспортом, создания и развития национальных авиаперевозчиков в странах ССАГПЗ, а также проблем эксплуатации авиационных инфраструктурных объектов в условиях перехода к устойчивому развитию.

Статья заканчивается обсуждением результатов, которыех достигли монархии Персидского залива в области пассажиро- и грузоперевозок, и возможных последствий, которые могут повлечь за собой экономический спад и пандемия CONVID-19, вызвавшая прекращение авиаперелетов в ряде стран весной 2020 г.

Ключевые словаарабские страны, устойчивое развитие, цели устойчивого развития, авиационный узел, транспорт, авиационный транспорт, морской транспорт.
Получено04.11.2020
Дата публикации11.12.2020
Кол-во символов20778
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Всплеск интереса арабских стран к разработке и внедрению долгосрочных национальных стратегий развития в контексте и логике концепции устойчивого развития (УР) обусловлен принятием концепции ООН «Повестка дня на XXI век в области устойчивого развития» [The General Assembly, 2015], а также последствиями проведения ускоренной модернизации, которые повлекли за собой изменения в экологической, экономической и социальной сферах этих стран.
2 Возрастание экологической напряжённости, увеличение числа военных конфликтов и социальной нагрузки потребовали гармонизации социально-экономической деятельности и экологической обстановки в мире в целом и в исследуемом регионе с использованием междисциплинарных подходов. Важно отметить, что процесс перехода к УР и локализации 17 ЦУР ООН в арабском регионе и каждой отдельной стране имеет свою специфику, вызванную культурно-религиозными и природно-климатическими условиями, а также уровнем развития институтов.
3 Прежде всего усилия арабских стран направлены на развитие не зависящих от добычи природного сырья секторов экономики, поскольку колебания цен на углеводородное сырье становятся ощутимыми во всех странах ССАГПЗ, занимающих особое место в мировой торговле нефтью и газом.
4 В период высоких цен на нефть в 1970-е гг. монархии Персидского залива начали накапливать финансовые ресурсы, что позволило странам с населением не более нескольких миллионов человек1 совершить феноменальный скачок в развитии, войти в группу стран «с высокими доходами» по классификации Всемирного банка; учредить в 1981 г. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), обозначив намерения проводить интегрированную политику в экономической, социальной и культурной сферах в регионе; особое внимание получили сферы авиаперевозок и туризма, где страны ССАГПЗ достигли значительных успехов в диверсификации экономики, а также реализовали амбициозные инфраструктурные проекты, среди которых строительство аэропортов и портов мирового значения.

БЛИЖНИЙ ВОСТОК – ЦЕНТР ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ

С древних времен Ближний Восток был наземным мостом между Европой и Азией, а также Европой и Африкой. Это обусловило развитие транспортных маршрутов по территории стран этого региона. Анализ факторов экономического развития арабских стран, не связанных с их природным потенциалом, показал, что туризм и пассажиро- и грузоперевозки способствовали укреплению международных экономических отношений в регионе. Они позволили использовать преимущества наличия дешевого топлива в странах-производителях углеводородного сырья, географического положения и валютных запасов от продажи углеводородного сырья для развития новых отраслей хозяйства.
1. Исключение составила Саудовская Аравия, чье население в 1960 г. равнялось 4 млн человек.
5 Предпосылкой к развитию транспортно-логистических проектов в арабском регионе стал туризм. Росту туриндустрии в арабских странах способствовал, помимо природно-географических условий, бум новых технологий в сфере услуг. Одной из самых заметных тенденций в современном мире стало развитие информационно-коммуникационных технологий: мобильных устройств, персональных компьютеров с доступом к Интернету. Это обстоятельство сыграло важную роль в обеспечении высоких темпов роста в отрасли. «Современный технологический уклад повышает значимость информационных ресурсов, которые, в отличие от материально-вещественных составляющих ресурсного потенциала, не расходуются в процессе производства» [Абрамова, 2013, c. 160], но играют важную роль в развитии быстрорастущего третичного сектора арабских стран.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 911

Оценка читателей: голосов 0

1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

2. Абрамова И. О. Ресурсный потенциал Африки: структура, параметры, значимость для мировой экономики и внутреннего развития. Санкт-Петербург: Проблемы современной экономики. 2013. № 3 (47). С. 155–161.

3. Барановский В.Г., Наумкин В.В. Восток в меняющемся глобальном контексте: (Коллективная монография); М.: ИВ РАН, 2018.

4. Франк Й., Рубанов Ю. О. Создание и развитие аэропорта-хаба: предпосылки и принципы. Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2012. № 2 (39). С. 38–41.

5. Airport Council International. Cargo Traffic 2016 Final (Annual).2016. https://aci.aero/data-centre/annual-traffic-data/cargo/2016-final-summary/ (accessed: 4.12.2018).

6. Airport Council International. Passenger Traffic 2015 Final (Annual). 2016. https://aci.aero/data-centre/annual-traffic-data/passengers/2015-final-summary (accessed: 4.12.2018).

7. King Fahd International Airport. 2019. http://the-saudi.net/kfia (accessed: 12.12.2019).

8. IATA. Air Passenger Market Analysis. 2020. https://www.iata. org/en/ iata-repository/publications/economic-reports/air-passenger-monthly-analysis---mar-2020/ (accessed: 12.05.2020).

9. Hamad International Airport. Newsmedia. https://dohahamadairport. com/media/record-373-million-passengers-welcomed-hamad-international-airport-2016 (accessed: 15.03.2019).

10. Newton G. Fraud. Norwich: Airlines International, Issue 12/1, 2004.

11. The General Assembly, UN. 2015. Resolution 70/1 «Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development». https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R (accessed: 29.11.2019).

12. Sachs, J., Schmidt-Traub, G., Kroll, C., Lafortune, G., Fuller, G. Sustainable Development Report 2019. New York: Bertelsmann Stiftung and Sustainable Development Solutions Network, 2019.

13. Saudi Arabia Airports Information. 2019. https://www.saudia.com/ travel-with-saudia/Where-we-fly/Airports-Worldwide/Saudi-Arabia-Airports-Information (accessed: 12.12.2019).

14. Searates. DP World. https://www.searates.com/ru/maritime (accessed: 1.04.2020).

15. UNWTO. World Tourism Barometer 2017. 2017. http://mf.rmat.ru/wyswyg/file/2018%20news/UNWTO_Barom18_01_January_Statistical_Annex_ru.pdf (accessed: 25.02.2019).

16. UNWTO. Saudi Arabia: Country-specific: Basic indicators (Compendium) 2013 – 2017. 2018. https://www.e-unwto.org/doi/suppl/10.5555/ unwtotfb0682010020132017201809. (accessed: 26.05.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх