Восприятие представлений о «совершенной мудрости» Конфуция в философской мысли КНР (1949–1976)

 
Код статьиS086919080010850-2-1
DOI10.31857/S086919080010850-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: студентка
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Россия
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы126-137
Аннотация

Статья посвящена проблеме интерпретации образа Конфуция (551–479) как «совершенно-мудрого» в КНР, начиная с 1950 х гг. и до окончания «культурной революции» (1966–1976). Временные рамки исследования охватывают период развертывания в Китае основных идео-логических кампаний в области культуры, которым сопутствовало и усиление контроля над развитием философии. Основные методы исследования – исторический анализ формирования традиционных черт образа Конфуция, а также сравнительный и языковой анализ китайских монографий, газет и журналов на предмет выявления особенностей и приемов интерпрета-ции образа Конфуция в них. Источниками послужили работы таких крупных исследователей китайской истории и философии, как Ян Юнго (1907–1978) и Фэн Юлань (1895–1990), а также материалы китайских газет и журналов, изданных в ходе «культурной революции». В статье рассматриваются изменения, которые происходили в отношении интерпретации образа и идей Конфуция в КНР, а также специфика критики мыслителя в связи с политиче-ской и идеологической обстановкой в стране.

Ключевые словаполитическая идеология, марксистский подход к истории, «культурная революция», конфу-цианство, моизм, легизм
Получено08.08.2020
Дата публикации31.08.2020
Кол-во символов31707
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Конфуций (Кун-цзы 孔子, 551–479) на протяжении более двух тысячелетий является одним из самых почитаемых мыслителей в Китае, оказавшим значительное влияние на развитие культуры страны. Согласно «Беседам и суждениям» («Лунь юй», 論語), составленным его учениками, Конфуций в своем этико-политическом учении выдвинул, в том числе, идею важности почитания древности (I, 12; VII, 1; VII, 20; XIV, 24; XVII, 16).
2 Позднее данная идея была переработана конфуцианскими мыслителями эпох Чжаньго 戰國 (476/403–221) и Хань漢 (206 г. до н.э.–220 г. н.э.) в сторону почитания и даже сакрализации самого Конфуция [Терехов, 2016, с. 78–136]. Сакральный статус мудреца поддерживался и на протяжении всей остальной истории традиционного Китая.
3 Тем не менее в XX в. в Китае произошел ряд кардинальных политических изменений, таких как свержение династии Цин 大清 (1644–1912), провозглашение Китайской Республики в 1912 г. и основание КНР в 1949 г. На фоне таких обширных обновлений общественная мысль XX в. в Китае отличалась критическим отношением к собственному культурному наследию. В частности, подверглись критике образ и учение Конфуция: самые масштабные кампании прошли в ходе «движения за новую культуру» начала XX в. и во время «культурной революции» (1966–1976). Первая кампания была нацелена на критику носителей «феодальной» консервативной идеологии, которые использовали конфуцианские идеи для удержания авторитета [Афанасьев, 1982, с. 253–257], в то время как вторая была инициирована Мао Цзэдуном 毛澤東 (1893–1976), в основном против своих политических врагов. В ходе последней кампании конфуцианство воспринималось как оплот реакционеров [Переломов, 1981, с. 221–306].
4 Тема восприятия идей Конфуция во время идеологических кампаний в КНР является частично исследованной в отечественной и зарубежной науке. Наиболее крупное исследование, посвященное критике Конфуция в годы «культурной революции», провел советский китаевед Л. С. Переломов (род. 1928) [Переломов, 1981; Переломов, 2011]. Также к данной теме обращались В.А. Кривцов [Кривцов, 1978], Ю.Л. Кроль [Кроль, 1979] и другие российские востоковеды. Среди зарубежных ученых можно назвать американскую исследовательницу Цзинь Цю (род. 1956) [Jin Qiu, 1999], создавшую крупный исторический очерк событий периода кампании критики Линь Бяо и Конфуция.
5 Тем не менее более детальное изучение материалов китайской печати по данной теме может способствовать углублению понимания особенностей политических процессов в стране во второй половине XX в., что и предопределило научный интерес к данной проблеме.
6 Цель данной работы заключалась в том, чтобы определить основные особенности интерпретации образа Конфуция как «совершенномудрого» в КНР.
7 В рамках поставленной цели основными методами исследования стали исторический анализ формирования традиционных черт образа Конфуция, а также сравнительный и языковой анализ китайских монографий, газет и журналов на предмет выявления особенностей и приемов интерпретации образа Конфуция в них.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 700

Оценка читателей: голосов 0

1. Афанасьев А.Г. Борьба против конфуцианства в период «Движения за новую культуру». Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. Отв. ред. Л.П. Делюсин. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. С. 249–262.

2. Конфуций. Я верю в древность. Сост., перев. и коммент. И.И. Семененко. М.: Республика, 1995.

3. Кривцов В.А., Маркова С.Д., Сорокин В.Ф. Судьбы культуры КНР (1949–1974). М.: Наука, 1978.

4. Кроль Ю.Л. К проблеме культурного наследия в современном Китае (заметки об антиконфуцианской кампании). Народы Азии и Африки. 1979. № 2. С. 61–75.

5. Переломов Л.С. Конфуцианство в политической культуре стран дальневосточного региона. Культурное наследие в современной политической и социальной практике стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. СПб.: СПбГУ, Восточный ф-т; изд-во РХГА, 2011. С. 5–31.

6. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., Наука, 1981.

7. Терехов А.Э. Представления о совершенных мудрецах (шэн) в китайских апокрифах (чэньвэй) эпохи Восточная Хань (25–220 гг. н.э.): диссертация на соискание учёной степени к.и.н. СПб, 2016. С. 61–137.

8. Чжуан-цзы. Ле-цзы. Пер. с кит., вступ. ст. и примеч. В.В. Малявина. М.: Мысль, 1995.

9. Ян Юнго. История древнекитайской идеологии. Перевод с кит. Ф.С. Быкова, Д.Л. Веселовского, Т.Е. Мытарова. М.: Издательство иностранной литературы, 1957.

10. Ян Юнго. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. гл. ред. М.Л. Титаренко. М.: Восточная литература, 2006. Т. 1. Философия. С. 651–652.

11. Beijing daxue Qinghua daxue da pipanzu (Peking University’s and Tsinghua University’s Critical Circle). Lin Biao yu Kong-Mengzhidao (Lin Biao and the Doctrine of Confucius and Mencius). Hongqi (Red Flag). 1974 № 2. http://marxistphilosophy.org/Hongqi/74/197402–08.htm, (дата обращения: 24.12.2019).

12. Chen Xi-xiang. Lin Biao he Kong laoer shi yiqiuzhihe (Lin Biao and Kongzi are birds of a feather). Renmin ribao (People’s Daily) 28.03.1974. http://www.ziliaoku.org/rmrb/1974–03–28–2#447768, (accessed: 01.03.2018).

13. Feng You-lan. Lun Kongqiu (About Confucius). Beijing: Renmin chubanshe (People's Publishing House), 1976.

14. Feng You-lan. Zhexue wenji (xia) (Anthology of Philosophy (Part 3)). Sansongtang quanji 13 (Complete works of the Hall of Three Pines, Vol. 13). Zhenzhou: Henan renmin chubanshe (Henan People's Publishing House), 2001. Pp. 32–58, 70–77, 130–165.

15. Gu Jie-gang. Chunqiu shidai de Kongzi he Handai de Kongzi (Confucius of the Spring and Autumn Period and Confucius of Han Period). Gushi bian (Disputes about Ancient History). Shanghai: Shanghai guji (Ancient books of Shanghai). Vol. 2. 1982. Pp. 130–139.

16. Jin Qiu. The culture of power: the Lin Biao incident in the cultural revolution. Stanford (California): Stanford university press, 1999.

17. Lee Kwai Sang. Inborn Knowledge (Shengzhi) and Expressions of Modesty (Qianci) On Zhu Xi's Sacred Image of Confucius and His Hermeneutical Strategies. Monumenta Serica: Journal of Oriental Studies. University of Newcastle. 2015. Pp. 87–93.

18. Lin Lin. Guanyu Kongzi sixiang de ji ge wenti – yu Yang Yong-guo xiansheng shangque (Several Issues on Confucius Thoughts – Taking Discussion with Mr. Yang Yong-guo). Wenshizhe (Philosophy of Humanities). Shangdong daxue bianji weiyuanhui (Editorial Committee of Shandong University). Jinan: Shandong renmin chubanshe (Shandong People's Publishing House). 1962. Vol. 5. Pp. 12–18.

19. Nylan M., Wilson T. A. Lives of Confucius: civilization's greatest sage through the ages. New York: Doubleday Religion, 2010. Ch. 3. Pp. 67–101.

20. Renzhi yu fazhi meiyou dandu cunzaiguo (The Rule of Men and the Rule of Law Never Came up Separately). Renmin ribao (People’s Daily) 18.01.1980. http://www.ziliaoku.org/rmrb/1980-01-18-5#529691 (accessed: 04.03.2018).

21. Yang Yong-guo. Kongzi wangu de weihu nuli zhi de sixiangjia (Confucius was a thinker who stubbornly defended slavery). Renmin ribao (People’s Daily) 07.08.1973. http://www.ziliaoku.org/rmrb/1973–08–07–2#438919 (accessed: 01.03.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх