Могильник Дуана на Устюрте III–IV вв. н.э. (по данным археологии и антропологии)

 
Код статьиS086919080010845-6-1
DOI10.31857/S086919080010845-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан
Адрес: Узбекистан, Нукус
Должность: научный сотрудник
Аффилиация:
Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан
Адрес: Нукус, Узбекистан
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы32-49
Аннотация

Могильник Дуана на Восточном чинке Устюрта состоит из 9 групп памятников, две из которых (группы IV и IX), представленные главным образом двумя типами погребальных конструкций (тип 2 и тип 3), датируются II–IV вв. н.э. и имеют аналогии с памятниками Нижнего Поволжья и Волго-Уралья позднесарматского времени. Анализ погребальных конструкций, вещевого комплекса и погребальных традиций позволяет выявить аналогии и сделать выводы о проходивших в регионе процессах. Погребальные конструкции типа 2 свидетельствуют об активизации связей населения степной и лесостепной зон Волго-Уралья и Нижнего Поволжья со Средней Азией. Данное направление связей находится на древних кочевых путях, выводивших к границам Хорезма и Парфии. Тип 3 связан с памятниками джетыасарской культуры, население которой огибает Аральское море с севера, а затем продвигается на юг вдоль Восточного чинка Устюрта вплоть до границ позднеантичного Хорезма. Антропологический анализ имеющейся краниологической серии показывает механическое смешение трех типов населения: с обликом, характерным для позднесарматского населения степной полосы; уралоидного с территории лесостепной зоны Волго-Уралья и Западной Сибири; а также ярко выраженного южноевропеоидного облика, связанного своим происхождением с территорией Восточного Приаралья и Средней Азии. Механическая смесь населения разного антропологического облика говорит о том, что биологического смешения либо не зафиксировано, либо популяция находится на начальном ее этапе. Традиция кольцевой деформации черепа заимствована из Приаральского региона и бассейна р. Урал.

Ключевые словаАрхеология, антропология, джетыасарская культура, Устюрт, поздние сарматы, деформация черепа
Получено08.08.2020
Дата публикации31.08.2020
Кол-во символов28269
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Период между II и IV вв. н.э. – наиболее интересный и слабоизученный для Арало-Каспийского региона. Если степная полоса исследована достаточно хорошо, то полупустынные и пустынные территории к югу от бассейна р. Урал остаются белым пятном. На северо-западе Центральной Азии, между Аралом и Каспием, лежат необозримые просторы плато Устюрт и полуострова Мангышлак. Систематическое археологическое изучение региона началось только с начала 1970х гг. экспедициями отдела археологии Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана. С начала 1980х гг. в эти исследования включается Институт археологии АН СССР, а затем – Институт археологии АН Казахской ССР. Итогом этих работ стало открытие на Устюрте и Мангышлаке многочисленных археологических объектов. Одним из таких памятников является археологический комплекс Дуана на Восточном чинке плато Устюрт недалеко от границы между Узбекистаном и Казахстаном.
2

История изучения

3 Комплекс открывался постепенно. В 1972 г. во время работ Устюртского археологического экспедиционного отряда Института истории, языка и литературы Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана южнее мыса Дуана была обнаружена курганная группа, насчитывающая в своем составе четыре погребальных сооружения. Работы 1975, 1980 и 1984 гг. выявили большой археологический комплекс, в состав которого входят археологические объекты различных категорий: культовые, погребальные, хозяйственные [Ягодин, 1985, с. 39–65].
4

Описание комплекса, топография

5
Кит_1

Рисунок 1. План археологического комплекса Дуана

6 Комплекс расположен в гигантской излучине Восточного чинка Устюрта, представляющей собой величественный оползневый амфитеатр (рис. 1). С севера его замыкает мыс Дуана, с юга – безымянный мыс, у основания которого находится родник Дуана. Естественный оползневый амфитеатр, расположенный между этими двумя мысами, имеет в ширину до 2 км и в длину чуть более 4 км. Описываемый археологический комплекс расположен вдоль всей излучины и на север от мыса Дуана, простираясь на протяжении более 6 км. По топографическим признакам в составе комплекса выделено девять групп археологических объектов.
7

Типология погребений

8 Рассматривая каждое погребение исследуемого археологического комплекса как систему, мы придерживаемся предложенного в литературе разделения ее на три основные составляющие: 1 – погребальное сооружение; 2 – положение погребенного; 3 – погребальный инвентарь [Леонова, Смирнов, 1977, c. 22]. В рамках этой схемы анализ материалов раскопок и обследований археологического комплекса Дуана позволяет выделить три основных типа погребальных комплексов, имеющих специфические наборы взаимоисключающих признаков:
9 1) Погребения на уровне горизонта в каменных ящиках (V–II вв. до н.э.)1; 1. Могильник представлен двумя хронологическими периодами V–II вв. до н.э. и II–IV вв. до н.э. Так как хронологический разрыв не позволяет говорить о преемственности населения и культурных традиций, оба этапа функционирования необходимо рассматривать отдельно, как не связанные между собой. В статье представлен лишь поздний период позднесарматского времени.
10 2) Погребения в неглубоких, удлиненно-подпрямоугольных могильных ямах (II–IV вв. н.э.);

Всего подписок: 0, всего просмотров: 887

Оценка читателей: голосов 0

1. Амброз А.К. Фибулы юга европейской части СССР. Свод археологических памятников СССР. Вып. Д1-30. Москва, 1966.

2. Васильев И.Б., Скарбовенко В.А. Позднесарматские погребения могильника у с. Андреевка в Заволжье. Приуралье в эпоху бронзы и раннего железа. Уфа: БФАН СССР, 1982. С. 106–124.

3. Воробьева М.Г. Керамика Хорезма античного периода. Керамика Хорезма. Труды Хорезмской экспедиции. Т. IV. М.: Наука, 1959. С. 63–220.

4. Жамбулатов К.А., Ягодин В.Н., Китов Е.П., Мусаева Р.С., Ягодин В.В. Комплекс вооружения позднесарматского времени территории Западного Казахстана и Устюрта. Stratum plus. 2019. № 4. С. 265–283.

5. Китов Е.П. Население позднесарматского периода Южного Урала и Западного Казахстана (по данным антропологии). Гуннский форум. Проблемы происхождения и идентификации культуры евразийских гуннов. Сборник научных трудов. Челябинск: Рифей, 2013. С. 521–548.

6. Китов Е.П., Болелов С.Б., Балахванцев А.С. Возвращение в Древний Хорезм: исследования совместной российско-каракалпакской экспедиции на Устюрте и Большом Кырк-Кызе. Восток (Oriens). 2019. № 6. C. 52–70.

7. Кругликова И.Т. Погребение I–IV вв. н.э. в дер. Айвазовское. Советская археология. 1957. № 2. С. 253–258.

8. Левина Л.М. Керамика Нижней и Средней Сырдарьи в I тысячелетии до н.э. Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР. Т. VII. М.: Наука, 1971.

9. Левина Л.М. Этнокультурная история Восточного Приаралья. М.: Восточная литература, 1996.

10. Левина Л.М., Чижова Л.В. О некоторых антропоморфных и зооморфных изображениях в Джетыасарских памятниках. Низовья Сырдарьи в древности, выпуск V. Джетыасарская культура. Ч. 5. М., 1995. С. 185–201.

11. Леонова Н.Б., Смирнов Ю.А. Погребение как объект формального анализа. Краткие сообщения Института Археологии. Вып. 148. 1977. С. 16–23.

12. Пугаченкова Г.А. Из художественных сокровищ Среднего Востока. Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1987.

13. Пшеничнюк А.Х. Культура ранних кочевников Южного Урала. М.: Наука, 1983.

14. Пшеничнюк А.Х., Рязапов М. Ш. Темясовские курганы позднесарматского времени на юго-востоке Башкирии. Древности Южного Урала. Уфа: АН СССР, 1976. С. 132–149.

15. Скрипкин А.С. Нижнее Поволжье в первые века нашей эры. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984.

16. Смирнов К.Ф. Сарматские курганные погребения в степях Поволжья и Южного Приуралья. Доклады и сообщения исторического факультета Московского государственного университета. Вып. 5. М.: МГУ, 1947. C. 75–76.

17. Смирнов К.Ф. Курганы у сел Иловатка и Политотдельское Сталинградской области. Памятники Нижнего Поволжья. Древности Нижнего Поволжья (Итоги работ Сталинградской археологической экспедиции). Материалы и исследования по археологии СССР. № 60. М.: АН СССР, 1959. С. 217–321.

18. Толстов С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М.: Издательство восточной литературы, 1962.

19. Шилов В.П. Калиновский курганный могильник. Памятники Нижнего Поволжья. Древности Нижнего Поволжья (Итоги работ Сталинградской археологической экспедиции). Материалы и исследования по археологии СССР. № 60. М.: АН СССР, 1959. С. 323–523.

20. Ягодин В.Н. Отчет по археологическим работам на могильнике Дуана. Архив Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан (Отдел археологии). 1985. № 89. 213 с.

21. Ягодин В.Н., Китов Е.П., Ягодин В.В. Типология погребальных комплексов могильника Казыбаба I во II–IV вв. н.э. (к вопросу о происхождении кочевников юго-восточного чинка Устюрта). Stratum plus. 2017. № 4. С. 357–379.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх