Споры об эллинизме

 
Код статьиS086919080010805-2-1
DOI10.31857/S086919080010805-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН (ИВ РАН)
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы21-31
Аннотация

Статья посвящена вопросам хронологии, географии и сущности эллинизма. Автор, выступая в качестве сторонника концепции К.К. Зельина, подвергает критике попытки объяснить данное явление на основе распространения греческой культуры или эволюции социально-политической психологии. В качестве специфической особенности этого периода предложено рассматривать сочетание претерпевших серьезную трансформацию классического греческого полиса и древневосточной монархии, результатом взаимодействия которых стали значительные изменения в экономической (сосуществование классического рабства с эксплуатацией труда зависимых арендаторов, развитие товарно-денежных отношений, организация государством производственных и торговых монополий), социально-политической (возникновение эллинистической монархии и эллинистического полиса) и религиозно-культурной областях (династийный культ, греко-восточный культурный синтез).

Поэтому сфера эллинизма охватывала лишь те завоеванные Александром, его полководцами и эллинистическими, прежде всего, греко-бактрийскими царями регионы, где наблюдалось подобное взаимодействие, т.е. Ближний и Средний Восток, юг Средней Азии, а также, возможно, Северо-Западную Индию. Соответственно, в нее нет оснований включать Южную Италию, Сицилию, Эпир, Македонию, полисы и союзы Балканской Греции и Эгеиды, в которых наблюдается явный континуитет с классической эпохой Начало эпохи эллинизма положил победоносный поход Александра Македонского, результаты которого, разумеется, стали следствием не случайного стечения обстоятельств, а были подготовлены всем ходом исторического развития Эллады и державы Ахеменидов в V–IV вв. до н.э. Конец же ее совпадает отнюдь не с закатом Птолемеев, а с прекращением существования автономных гражданских общин уже в рамках Римской и Парфянской империй.

Ключевые словаэллинизм, полис, эллинистическая монархия, греко-восточный синтез, Александр Македонский
Получено10.08.2020
Дата публикации31.08.2020
Кол-во символов28231
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 27 июня 1953 г., подводя итоги дискуссии по эллинизму, С.Л. Утченко заметил, что, несмотря на стремление большинства ее участников – вслед за К.К. Зельиным – видеть в эллинизме не этап всемирной истории, а конкретно-историческое явление, вопросы хронологии, географии и сущности эллинизма все еще остаются спорными [Кац, 1955, с. 120]. За прошедшие десятилетия ситуация практически не изменилась, поэтому именно эти проблемы и поиск путей к их решению будут находиться в центре внимания моей статьи.
2

ЭЛЛИНИЗМ: СЛОВО И СУЩНОСТЬ

3 Как известно, И. Дройзен, отец термина «эллинизм», видел в нем прежде всего распространение греческого государства и образованности среди отживших культурных народов Востока [Droysen, 1953, S. 1]. Аналогично рассуждал и В. Тарн, понимавший эллинизм как «условную этикетку» для цивилизации трех веков, в течение которых греческая культура распространялась далеко за пределы своей родины [Тарн, 1949, с. 20]. В советской исторической науке стремление ограничить применение термина «эллинизм» лишь областью культуры заметно в работах Г.Х. Саркисяна [Саркисян, 1952, с. 83, прим. 2] и М.М. Дьяконова [Дьяконов, 1989, с. 298].
4 Впрочем, с течением времени понимание эллинизма стало меняться. Так, советские специалисты по истории древнего мира в 1930–1940-х гг. были склонны трактовать данное понятие1 как этап в истории античного рабовладельческого общества и даже всемирную историю того времени2. Наиболее отчетливо эту позицию выразил А.Б. Ранович, характеризовавший эллинизм установлением более обширного экономического единства и развитием процесса смешения народов, сглаживанием различий; ростом товарности, денежных отношений; расширением сферы применения рабского труда, появлением на Востоке латифундий, распространением форм античного рабства; возникновением рабовладельческой системы, направленной на производство прибавочной стоимости [Ранович, 1950, с. 23, 26, 27, 28]. 1. Напомню, что «понятие представляет собой форму мышления, которая целостно и обобщенно раскрывает существенные отличительные признаки исследуемых объектов и явлений реального [курсив мой. – А.Б.] мира…Термины – это словесное, естественно-языковое выражение понятий» [Ковальченко, 1987, с. 194].

2. Историю вопроса см.: Лордкипанидзе, 1985, с. 10; Ладынин, 2018, с. 185.
5 Однако уже в начале 1950-х гг. концепция А.Б. Рановича была подвергнута убедительной критике К.К. Зельиным. Отказавшись, хотя и не сразу [Зельин, 1951, с. 145], от точки зрения на эллинизм как на этап, он предпочел толковать его в качестве конкретно-исторического явления, представляющего собой сочетание и взаимодействие [курсив мой. – А.Б.] эллинских и местных (главным образом, восточных) начал в области экономического строя, социальных и политических отношений, в идеологии и культуре [Зельин, 1953, с. 146–147; 1955, с. 104].
6 Принимая во внимание все пережитые эллинизмом «метаморфозы», будет вполне закономерным поставить вопрос: насколько оправдано применение созданного И. Дройзеном термина в наши дни? Ведь о его формальной неправильности и устарелости говорят уже почти сто лет [Тарн, 1949, с. 326, прим. 2; Кац, 1955, с. 120; Лордкипанидзе, 1985, с. 12–13]. Впрочем, тогда же стало ясно, что изобретать новый слишком поздно. Недавно было высказано мнение, что, отказавшись от восходящего к И. Дройзену понимания эллинизма как исторического этапа, но сохранив сам термин, который был «авторским», К.К. Зельин и его последователи допустили серьезную методологическую ошибку [Ладынин, 2018, с. 194].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 979

Оценка читателей: голосов 0

1. Балахванцев А.С. Политическая история ранней Парфии. М.: ИВ РАН, 2017.

2. Балахванцев А.С., Завойкина Н.В. Новые древнеиранские имена из ранней Фанагории. Краткие сообщения института археологии. 2019. Вып. 257. С. 146–154.

3. Габелко О.Л. Полемические заметки об исторических судьбах греческого полиса в эпоху эллинизма. ΠΕΝΤΗΚΟΝΤΑΕΤΙΑ. Исследования по античной истории и культуре. Под ред. О.Л. Габелко, А.В. Махлаюка, А.А. Синицына. СПб.: изд-во РХГА, 2018. С. 180–190.

4. Голубцова Е.С. Полис и монархия в эпоху Селевкидов. Эллинизм: восток и запад. Под ред. Е.С. Голубцовой. М.: Наука, 1992. С. 59–84.

5. Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана. М.: Наука, 1980.

6. Дандамаева М.М. Некоторые аспекты истории эллинизма в Вавилонии Вестник древней истории. 1990. № 4. С. 3–25.

7. Дьяконов М.М. Александр и диадохи. История древнего мира. [Кн. 2]. Расцвет древних обществ. Под ред. И.С. Свенцицкой. М.: Наука, 1989. С. 288–302.

8. Зельин К.К. Рец.: Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.–Л., 1950. Вестник древней истории. 1951. № 2. С. 142–150.

9. Зельин К.К. Основные черты эллинизма. Вестник древней истории. 1953. № 4. С. 145–156.

10. Зельин К.К. Некоторые основные проблемы истории эллинизма. Советская археология. 1955. Т. 22. С. 99–108.

11. Зельин К.К. Исследования по истории земельных отношений в эллинистическом Египте II–I вв. до н.э. М.: изд-во АН СССР, 1960.

12. Илюшечкин В.П. Сословно-классовое общество в истории Китая (опыт системно-структурного анализа). М.: Наука, 1986.

13. Кац А.Л. Дискуссия о проблемах эллинизма. Советская археология. 1955. Т. 22. С. 116–122.

14. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.

15. Кошеленко Г.А. Эллинизм: к спорам о сущности. Эллинизм: экономика, политика, культура. Под ред. Е.С. Голубцовой. М.: Наука, 1990. С. 7–13.

16. Ладынин И.А. Понятие эллинизма в советской и постсоветской историографии: стадиальность и закономерность или историческая конкретность и случайность? Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2018. Вып. 65. С. 185–206.

17. Литвинский Б.А. Храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан), т. 3. Искусство, художественное ремесло, музыкальные инструменты. М.: «Восточная литература», 2010.

18. Лордкипанидзе О.Д. «Эллинизм», «Эллинистический мир», «Эллинистическая культура» (трудности дефиниций). Причерноморье в эпоху эллинизма. Материалы III Всесоюзного Симпозиума по древней истории Причерноморья. Тбилиси: Мецниереба, 1985. С. 8–34.

19. Павловская А.И. Эллинистический Египет: проблема взаимодействия эллинских и местных элементов в экономике страны. Эллинизм: восток и запад. Под ред. Е.С. Голубцовой. М.: Наука, 1992. С. 115–139.

20. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

21. Саркисян Г.Х. Самоуправляющийся город Селевкидской Вавилонии. Вестник древней истории. 1952. № 1. С. 68–83.

22. Свенцицкая И.С. Эллинизм в Передней Азии. История древнего мира. [Кн. 2]. Расцвет древних обществ. Под ред. И.С. Свенцицкой. М.: Наука, 1989. С. 317–338.

23. Сизов С.К. Эволюция полисных институтов в городах Пелопоннеса в III–II вв. до н.э. Исторический вестник. 2018. Т. 26. С. 182–209.

24. Суриков И.Е. Некоторые проблемы Боспорского политогенеза V–IV вв. до н.э. («взгляд из Эллады»). Древнейшие государства Восточной Европы. 2012 год: Проблемы эллинизма и образования Боспорского царства. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2014. С. 76–122.

25. Суриков И.Е. Античная Греция. Политики в контексте эпохи. На пороге нового мира. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2015.

26. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М.: Изд-во иностранной литературы, 1949.

27. Толстов С.П. Подъем и крушение империи эллинистического «Дальнего Востока». Вестник древней истории. 1940. № 3–4. С. 194–209.

28. Утченко С.Л. Факт и миф в истории. Вестник древней истории. 1998. № 4. С. 4–14.

29. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л.: ЛГУ, 1988.

30. Хабихт Х. Афины. История города в эллинистическую эпоху. М.: Ладомир, 1999.

31. Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. Л.: Наука, 1991.

32. Asheri D. Carthaginians and Greeks. The Cambridge Ancient History. Cambridge: University Press, 2006. Vol. IV. Pp. 739–780.

33. Braun T.F.R.G. The Greeks in Egypt. The Cambridge Ancient History. Cambridge: University Press, 2006. Vol. III (3). Pp. 32–56.

34. Cook J.M. The Eastern Greeks. The Cambridge Ancient History. Cambridge: University Press, 2006. Vol. III (3). Pp. 196–221.

35. Davies J.K. Cultural, Social and Economic Features of the Hellenistic World. The Cambridge Ancient History. Cambridge: University Press, 2006. Vol. VII (1). Pp. 257–320.

36. Droysen J.G. Geschichte des Hellenismus. Bd. I. Tübingen: Wissenschaftliche Buchgemeinschaft, 1953.

37. Graham A.J. The colonial Expansion of Greece. The Cambridge Ancient History. Cambridge: University Press, 2006(1). Vol. III (3). Pp. 83–162.

38. Graham A.J. The Western Greeks. The Cambridge Ancient History. Cambridge: University Press, 2006(2). Vol. III (3). Pp. 163–195.

39. Martinez-Sève L. Les sanctuaires autochtones dans le monde iranien d’époque hellénistique. Topoi. Orient – Occident. 2014. Vol. 19 (1). Pp. 239–277.

40. Messina V. Seleucia on the Tigris. The Babylonian Polis of Antiochus I. Mesopotamia. 2011. Vol. 46. Pp. 157–167.

41. Rostovtzeff M. The Social and Economic History of Hellenistic World. Vol. II. Oxford: Clarendon Press, 1941.

42. Salmon T.G. The Iron Age: the Peoples of Italy. The Cambridge Ancient History. Cambridge: University Press, 2006. Vol. IV. Pp. 676–719.

43. Turner E. Ptolemaic Egypt. The Cambridge Ancient History. Cambridge: University Press, 2006. Vol. VII (1). Pp. 118–174.

44. Verslyus M.J. Visual Style and Constructing Identity in the Hellenistic World: Nemrud Dağ and Commagene under Antiochos I. Cambridge: University Press, 2017.

45. Walbank F.W. Monarchies and monarchic ideas. The Cambridge Ancient History. Cambridge: University Press, 2006. Vol. VII (1). Pp. 62–100.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх