Упоминания Чингисхана в русских летописях

 
Код статьиS086919080010697-3-1
DOI10.31857/S086919080010697-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: независимый исследователь
Адрес: Москва, Москва, Россия
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН, Институт проблем экологии и эволюции РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы49-59
Аннотация

В статье анализируются сообщения русских летописных и иных источников об основателе Монгольской империи – Чингисхане (1162?–1227) и предпринимается попытка объяснить противоречие между долговременным пребыванием русских земель под властью монгольских ханов и крайней редкостью упоминания имени Чингисхана в творениях русских книжников. Важнейшим источником для работы послужила Галицко-Волынская летопись, выделяющаяся в этом отношении своей информативностью и являющаяся источником информации для более поздних сочинений о походе монгольского властелина на тангутов и его кончины в тангутском государстве. В силу своего положения Галицко-Волынское княжество до признания монгольского сюзеренитета было открыто для влияния как со стороны кочевого мира, так и Европы, что, на взгляд авторов, обеспечило его летописцам достаточно широкий кругозор. Анализируется сообщение этого же источника о «Чингисхановых наваждени-ях», с которыми якобы столкнулся князь Даниил Галицкий в ставке внука Чингисхана Бату, и о требовании монголов русским князьям кланяться неким идолам, под которыми, скорее всего, следует понимать фигуру обожествленного Чингисхана. Прослеживается отражение информации о смерти Чингисхана в более позднем русском летописании, воспроизводящем рассказ Галицко-Волынской летописи. Рассматривается постепенная трансформация и мифологизация образа монгольского властелина в корпусе сибирских летописей XVII–XVIII вв., где он превращается в основателя династии сибирских Тайбугидов, а его имя оказывается связанным с возникновением города Тюмени. По-видимому, в основе этой легенды лежит реальная история взаимоотношений Тэмучжина, как звали Чингиса до провозглашения ханом, и кереитского хана Тоорила (Ван-хана). Привлекаются данные ханских ярлыков, выдававшихся русским митрополитам и ссылавшихся на постановления Чингисхана, и сооб-щение из латинского источника, восходящего к рассказу русского архиепископа Петра – участника Лионского собора (1245 г.). В заключение высказывается предположение о том, что редкость упоминаний Чингисхана в русских летописях могла быть вызвана тем, что либо их авторы по каким-то причинам не хотели его упоминать, либо в принципе не интересовались теми лицами, которые не принимали непосредственного участия в описываемых ими событиях.

Ключевые словаЧингисхан, русские летописи, Галицко-Волынская летопись, ханские ярлыки
Получено10.08.2020
Дата публикации31.08.2020
Кол-во символов25481
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Несмотря на длительное подчинение русских земель монгольской власти и большое число летописных и других источников, отразивших зависимость князей от Орды, Чингисхан упоминается в них очень редко.
2 Практически все известия о нём восходят к Галицко-Волынской летописи, включенной в Ипатьевский свод. Её автор не только знает «Чаногизъ кано», но и раскрывает (хотя не совсем точно) обстоятельства его смерти в стране тангутов: «Ожидая Б[ог]ъ покаяния кр[е]стьяньскаго и обрати и (татар после битвы на Калке. – А.А., Ю.Д.) воспять на землю восточноую и воеваша землю Таногоустьскоу и на ины страны. тогда же и Чаногизъ кано ихъ (от) Таногоуты оубьенъ быс[ть]. их же прельстивше и последи же льстию погоубиша. иные же страны ратми. наипаче лестью погоубиша» [ПСРЛ, 1998, стб. 745]1. 1. В переводе на современный русский язык: «Ожидая покаяния христиан, Бог повернул татар назад на восточную землю, и они завоевали землю Тангутскую и иные страны. Тогда же их Чингисхан был убит тангутами. Татары же обманули тангутов и впоследствии погубили обманом. И другие страны они погубили – ратью, а больше всего обманом» [Памятники литературы Древней Руси, 1981, с. 261].
3 Цитированный отрывок для русского летописания уникален: в нем имеется упоминание тангутов и известного из широкого ряда восточных источников факта смерти Чингисхана в «земле Тангутской». Хотя монгольский владыка не был там убит2, он перед своей кончиной обещал последнему императору тангутского государства Западное Ся союз, но своего слова не сдержал и, действительно, погубил врагов коварством. Было это в августе 1227 г., т.е. спустя четыре года после битвы на Калке. Невероятная информированность (или словоохотливость) автора Галицко-Волынской летописи об основателе Монгольской империи, на фоне тотального умолчания о нём независимых от неё русских источников, поражает и остаётся загадкой. Историки изредка обращают на этот феномен внимание, но убедительного объяснения ему ещё не было предложено [Гальперин, 2012, c. 35]. В.Т. Пашуто высказывал догадку, что эти известия попали в летопись после поездки в Орду князя Даниила Романовича Галицкого (1201–1264) [Пашуто, 1968, c. 355, прим. 11], что вполне возможно, однако вызывает недоумение то, что и в Орде (или «в Татарах»), как называли ставку ханов Улуса Джучи, и в столице Монгольской империи – Каракоруме (у «Кана», у «Кановичей», в «Кановой земле» или в «Кановой орде») побывало достаточно много делегаций из русских княжеств, но более никто не принес никаких сведений о человеке, с которого начиналась история их порабощения, – о Чингисхане (по крайней мере, в русском летописании об этом не сохранилось других надёжных упоминаний). Ю.В. Селезнев выдвинул предположение, что эта информация могла быть связана с появлением в 1258 г. на границах Юго-Западной Руси темника Бурундая, сменившего здесь Куремсу, который не смог справиться с непокорным галицким князем [Селезнев, 2016, c. 124]. Возможно, не только активное взаимодействие региональной элиты с облечёнными властью монголами, но и близость к Европе благоприятствовали расширению кругозора автора Галицко-Волынской летописи и побуждали его включать в свое произведение сведения о событиях, происходящих далеко от его родины (напомним, например, об известном факте нескольких встреч Даниила и Василько Романовичей с папским легатом Джованни Плано Карпини). 2. Справедливости ради стоит отметить, что и восточные, и западные источники по-разному передают подробности смерти Чингисхана. «Сокровенное сказание монголов», например, упоминает только возвращение из Тангутского похода и год смерти – 1227 (год Свиньи) [Козин, 1941, § 268]. Плано Карпини и Ц. де Бридиа говорят о том, что Чингис был убит ударом грома, после того как он свершил все свои распоряжения и постановления [Плано Карпини, 1997, c. 48; Христианский мир, 2002, c. 109]. Рубрук вообще не сообщает никаких подробностей. Марко Поло утверждает, что смерть Чингисхана наступила из-за стрелы, попавшей ему в колено при осаде крепости Канги [Книга Марко Поло, 1997, c. 235]. По Джувейни, Чингисхана сразил неисцелимый недуг, причиной которого был нездоровый климат. Он скончался в четвёртый день месяца рамадана 624 г.х. (18 августа 1227 г.) [Джувейни, 2004, c. 120, 122, прим. 3, 11 к гл. XXIX]. Рашид ад-Дин считает дату по-другому – пятнадцатый день среднего месяца осени года свиньи «в пределах страны Тангут», хотя число называет то же. Как замечает персидский историк, только 28 августа 1227 г. в Монголии об этом было объявлено открыто [Рашид-ад-Дин, 1952, c. 233, 258]. Наконец, «Юань ши» сообщает, что Чингисхан заболел осенью, в седьмой луне, в день жень-у (1 сентября), а скончался в походной ставке в местности Хара-Удук близ Каракорума в день цзи-чоу (9 сентября) [Китайская династийная история, 2009, c. 161].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1968

Оценка читателей: голосов 0

1. Анти Селарт. Архиепископ Петр и Лионский собор 1245 года. Rossica Antiqua. 2011. № 1/3. С. 100–113.

2. Веселовский Н.И. О религии татар по русским летописям. Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. Ч. LXIV. 1916. Июль. 1916. С. 81–101.

3. Водовозов Н.В. Повесть о битве на реке Калке. Ученые записки Московского городского педагогического института. Т. 67. Вып. 6. 1957. С. 13–16.

4. Галицко-Волынская летопись. Текст. Комментарий. Исследование / Сост. Н.Ф. Котляр, В.Ю. Франчук, А.Г. Плахонин. СПб.: Алетейя, 2005.

5. Гальперин Ч. Татарское иго: образ монголов в средневековой России / Пер. М.Е. Копыловой; под ред. Ю.В. Селезнева. Воронеж: [Б.и.], 2012.

6. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. Путешествия в восточные страны / Вступит. статья, коммент. М.Б. Горнунга. М.: Мысль, 1997.

7. Григорьев А.П. Ярлык Менгу-Тимура: Реконструкция содержания. Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. XII. Л.: ЛГУ, 1990. С. 53–102.

8. Григорьев А.П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам: Источниковедческий анализ золотоордынских документов. СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 2004.

9. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М.: Знание, 1953.

10. Дергачева-Скоп Е.И. Из истории литературы Урала и Сибири XVII в. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1965.

11. Джувейни, Ала-ад-Дин Ата-мелик. Чингисхан. История Завоевателя мира / Пер. с англ. Е.Е. Харитоновой. М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2004.

12. Дробышев Ю.И. Монгольские ритуалы в русских летописях. Вестник Института востоковедения Российский Академии наук. 2019. № 4. С. 91–102.

13. Китайская династийная история «Юань ши (Официальная история [династии] Юань)» / Пер. Р.П. Храпачевского. Золотая орда в источниках. Т. III. Китайские и монгольские источники. М.: ППП Типография Наука, 2009.

14. Книга Марко Поло. Путешествия в восточные страны / Вступит. статья, коммент. М.Б. Горнунга. М.: Мысль, 1997.

15. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.–Л.: Изд-во АНСССР, 1941.

16. Куза А.В. Древнерусские городища X–XIII вв. Свод археологических памятников. М.: Христианское издательство, 1996.

17. Майоров А.В. Русский архиепископ Петр на Лионском соборе. Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 4 (78). C. 18–32.

18. Матузова В.И. Английские средневековые источники IX–XIII вв. Тексты, перевод, комментарий. М.: Наука, 1979.

19. Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М.: Художественная литература, 1981.

20. Памятники русского права. Вып. 3. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1955.

21. Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1950.

22. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М.: Наука, 1968.

23. Плано Карпини. История монгалов. Путешествия в восточные страны / Вступит. статья, коммент. М.Б. Горнунга. М.: Мысль, 1997.

24. Поу С. Последняя кампания и смерть Джебе-нойона. Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5 № 4. С. 698–725.

25. ПСРЛ. Т. XXXIII. Холмогорская летопись. Двинской летописец. Л.: Наука, 1977.

26. ПСРЛ. Т. 36, Ч. 1. Сибирские летописи. Группа Есиповской летописи. М.: Наука, 1987.

27. ПСРЛ. Т. 2. Ипатьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1998.

28. ПСРЛ. Т. 3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.: Языки русской культуры, 2000(1).

29. ПСРЛ. Т. 6, Вып. 1. Софийская первая летопись старшего извода. М.: Языки русской культуры, 2000(2).

30. ПСРЛ. Т. X. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М.: Языки русской культуры, 2000(3).

31. ПСРЛ. Т. XXIV. Типографская летопись. М.: Языки русской культуры, 2000(4).

32. ПСРЛ. Т. 7. Летопись по Воскресенскому списку. М.: Языки русской культуры, 2001.

33. ПСРЛ. Т. XXV. Московский летописный свод конца XV века. М.: Языки славянской культуры, 2004.

34. ПСРЛ. Т. XX. Львовская летопись. М.: Языки славянских культур, 2005.

35. ПСРЛ. Т. XXVI. Вологодско-Пермская летопись. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2006.

36. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I, Кн. 2 / Пер. О.И. Смирновой. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952.

37. Романов В.К. Статья 1224 г. о битве при Калке Ипатьевской летописи. Летописи и хроники. 1980 г. М.: Наука, 1981.

38. Романов В.К. Битва при р. Калке и её отражение в русском летописании. Историко-текстологическое исследование. Дисс. … канд. ист. наук. М., 1983.

39. Селезнев Ю.В. Галицко-Волынская летопись как источник по истории Джучиева улуса. Золотоордынская Цивилизация. 2016. № 9. C. 123–130.

40. Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития (обзор редакций и тексты). М.: [Б.и.] 1915.

41. Сочнев Ю.В. К изучению ярлыка Менгу-Тимура и оценке его влияния на русские великокняжеские акты. Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. № 2 (72). С. 65–73.

42. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Т. 1, Ч. 1; Т. 1, Ч. 2; Т. 3, Ч. 1. М.: Книга, 1989.

43. Томашівський Ст. Предтеча Ісидора, Петро Акерович, незнаний митрополит руський (1241–1245). Записки Чина Св. Василія Великого. Т. 2, Вып. 2. Жовква, 1927. C. 221–290.

44. Феннел Дж. Кризис средневековой Руси 1200–1304. М.: Прогресс, 1989.

45. Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года. «История Тартар» брата Ц. де Бридиа / Критич. текст, пер. С.В. Аксенова и А.Г. Юрченко. Экспозиция, исслед. и указ. А.Г. Юрченко. СПб.: Евразия, 2002.

46. Черепнин Л.В. Летописец Даниила Галицкого. Исторические записки. № 12. М.: Изд-во АН СССР, 1941. C. 228–253.

47. Эммаусский А.В. Летописные известия о первом нашествии монголо-татар на Восточную Европу. Ученые записки Кировского государственного педагогического института. Киров, 1958. Вып. 17. Т. 1. C. 59–109.

48. Юрченко А.Г. Золотая статуя Чингис-хана (русские и латинские известия). Тюркологический сборник-2001. М.: Восточная литература, 2002. С. 245–260.

49. Юрченко А.Г. Историческая география политического мифа. Образ Чингисхана в мировой литературе XIII–XIV вв. СПб.: Евразия, 2006.

50. Maiorov A.V. The First Mongol Invasion of Europe: Goals and Results (in print).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх