Арабские общества эпохи неомодерна: поиск новых единств

 
Код статьиS086919080009104-1-1
DOI10.31857/S086919080009104-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий Центром арабских исследований, Институт востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы28-40
Аннотация

 

Резюме: Статья посвящена проблеме преодоления социально-политических фрагментаций арабских обществ в современную эпоху. Теоретической основой исследования служит развиваемая автором концепция неомодерна, согласно которой одним из элементов неомодернистской эпохи, приходящей на смену постмодерну, является преодоление характерной для последнего времени тенденции к тотальной фрагментации.

Статья состоит из трех разделов. Первый носит теоретический характер. В нем анализиру-ется проблема фрагментации в рамках постмодернистской теории (Ж.Ф. Лиотар, З. Бауман, Ф. Джеймисон), описывается неомодернистская идея поиска новых единств и возможности ее применения к социально-политической реальности.

Во втором рассматриваются четыре основные линии социально-политической фрагмента-ции арабских обществ, сформировавшиеся еще в период генезиса современной арабской государ-ственности и ставшие одними из причин ее кризисов в 2010-е гг. Речь идет о собственно полити-ческой, этноконфессиональной и трайбалистской, территориальной и идеологической фрагмен-тированности. При их рассмотрении автор обращается к теориям множественности госу-дарств (С.Ф. Фарсум), глубоко разделенных обществ (А. Гелке, В.В. Наумкин) и социальных по-рядков (Д. Норт). На конкретных примерах показывается, как изначально заложенные линии фрагментаций нашли свое проявление в актуальной политической реальности.

В третьем разделе показывается, как в 2010-е гг. в арабских странах наметилась тенденция к поиску новых единств и преодоления фрагментированности по каждой из обозначенных линий. Эти поиски могут вестись как через укрепление государственности и улучшение систем управле-ния, так и через конфликты. Отмечается, что поиск новых единств не означает возвращения к ситуации модерна (сер. XX в.), но предполагает либо связывание воедино распадающихся струк-тур, либо же их окончательное разрушение и формирование на их месте новых, принципиально отличных от существовавших в более раннюю эпоху.

Ключевые словапостмодернизм, неомодернизм, Арабский мир, Ближний Восток, фрагментация
Получено06.04.2020
Дата публикации20.04.2020
Кол-во символов35252
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В последние годы тезис о необыкновенном уровне фрагментации арабских и вообще ближневосточных обществ и государств стал едва ли не общепринятым. Так, он проходил красной нитью через значительную часть дискуссий на состоявшемся в январе 2020 г. IX Ближневосточном диалоге Международного дискуссионного клуба «Валдай», традиционно организуемого клубом совместно с Институтом востоковедения РАН [Труевцев, 2020]. Развивая его, некоторые эксперты и вовсе доходили до утверждения о полной несостоятельности идеи национального государства на Ближнем Востоке [Труевцев, 2020].
2 Вместе с тем, как представляется, автоматически повторяемый раз за разом тезис этот довольно уязвим и как минимум нуждается в серьезной рефлексии. Имеем ли мы здесь дело с результатом серьезного анализа политической реальности, или же речь идет об использовании поэтической метафоры, удачной или не очень? Что конкретно означает этот тезис применительно к актуальным процессам в Западной Азии и Северной Африки? И наконец, насколько актуально его выдвижение сегодня?
3 В настоящей статье мы намереваемся предложить альтернативную интерпретацию проблемы социально-политической фрагментации арабских обществ в свете развиваемой нами концепции неомодерна [Kuznetsov, 2019].
4

ПРЕОДОЛЕНИЕ ФРАГМЕНТАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ НЕОМОДЕРНА

5 Как таковая, фрагментация обычно понимается как процесс разделения чего-либо на ряд изолированных элементов. Поскольку это означает угрозу устойчивости и целостности системы, то зачастую при использовании системного подхода этот процесс автоматически рассматривается как негативный. Вопрос, однако, состоит в том, о какой именно системе идет речь. О.Д. Белоброва, противопоставляя друг другу политическую и социальные системы, отмечает, что применительно к первой под фрагментацией подразумевается обычно кризис управляемости, в случае же со второй единого определения не существует. Полагая, что в целом два этих феномена имеют друг с другом мало общего, она отмечает далее, что если политическая фрагментация безусловно негативна, то социальная «может способствовать некоторому улучшению [общественной] атмосферы во время кризисов и общественной конфронтации, предоставляя индивидуумам или группам людей средства преодоления конфликтов» [Белоброва, 2016, c. 58].
6 При всей оригинальности подобной оценки представляется, что она не вполне учитывает тесную взаимосвязь между социальными и политическими процессами, делающую расщепление единой социально-политической реальности на две составляющие едва ли продуктивной. Если же социально-политическое пространство рассматривать в его единстве, то имеет смысл говорить о нескольких возможных измерениях его структуры и соответственно о множестве возможных линий фрагментации, не ограничиваясь навязанной дихотомией и так или иначе подразумеваемыми ей этическими оценками.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 949

Оценка читателей: голосов 0

1.  Бауман З. Спор о постмодернизме. Социологический журнал, 1994. Т. 10, № 4. С. 69–80.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005.

3. Белоброва О.Д. Социальная фрагментация как сущностный феномен дифференциации. PolitBook. 2016. № 4. С. 56–64 https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-fragmentatsiya-kak-suschnostnyy-fenomen-differentsiatsii (дата обращения 23.02.2020).

4. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или культурная логика позднего капитализма. М.: Институт Гайдара, 2019.

5. Закария Ф. Будущее свободы. М.: Ладомир, 2004.

6. Ильин М.В. Структурные параметры неблагополучия государств. Асимметрия мировой системы суверенитета: зоны проблемной государственности. Под ред. М.В. Ильина, И.В. Кудряшовой. М.: МГИМО-Университет, 2011.

7. Косач Г.Г. Саудовская Аравия: трансформация власти и политики. Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63, № 4. С. 59–67.

8. Кузнецов В.А. Парадоксы развития арабских политических систем. Вестник МГИМО-Университета. 2018. №5 (62). С. 23–48.

9. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. М.: Алетейя, 1998.

10. Наумкин В.В. Глубоко разделенные общества Ближнего и Среднего Востока: конфликтность, насилие и внешнее вмешательство. Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2015. № 1. С. 66–95.

11. Наумкин В.В. Несостоявшееся партнерство. Советская дипломатия в Саудовской Аравии между мировыми войнами. М.: ИВ РАН, Издательство «Аспект Пресс», 2018.

12. Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М.: Издательство Института Гайдара, 2011.

13. Павлов А.В. Философия культуры в постпостмодернизме: критический анализ. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М.: Институт философии РАН, 2019.

14. Руденкин Д., Логинов А. Идеология в обществе позднего модерна: исчезновение или трансформация? Социологическое Обозрение. 2018. Т. 17, № 3. С. 202–205.

15. Рясов А.В. Политическая концепция М. Каддафи в спектре «левых взглядов». М.: ИВ РАН, 2008.

16. Труевцев К.М. Сирийский конфликт: конфессиональные лозунги и демографические последствия. Труды Института востоковедения РАН. Вып. 16: Арабский мир в русле текущей политики. М.: ИВ РАН, 2018. С. 225–239.

17. Труевцев К.М. Ближний Восток: будущее спрогнозируем. Но что нас ждет завтра? Международный дискуссионный клуб «Валдай». 22.02.2020 https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/blizhniy-vostok-budushchee-sprognoziruem/?fbclid=IwAR3Ql78CYWaOwCT3PVXDOS3Y_888qturFbnlZKMkRFjre1_9oMubH6_o36Q (дата обращения: 22.02.2020).

18. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007.

19. Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. М.: ACT, 2006.

20. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. М.: Новое литературное обозрение: 2014.

21. Akopov S.V. Krivokhizh S.V. Symbolic Representations of “Sovereignty” in Modern Political Discourse (Comparative Analysis of Contemporary Discourse from France, USA, Russia and China). Moscow: National Research University Higher School of Economics, 2019.

22. Ayari M. Le prix de l’engagement politique dans la Tunisie autoritaire. Gauchistes et islamistes sous Bourguiba et Ben Ali (1957–2011). Paris–Tunis: IRMC-Karthala, 2016.

23. Benamara A. Kabylie: «Dans ma commune, j’ai fermé moi-même le bureau de vote». Liberation. 9.12.2020. https://www.liberation.fr/planete/ 2019/12/09/kabylie-dans-ma-commune-j-ai-ferme-moi-meme-le-bureau-de-vote_1768243 (accessed: 28.02.2020).

24. Beyond ISIS: History and Future of Religious Minorities in Iraq. London: Transnational Press London, 2019.

25. Farsoum S.K. Class Structure and Social Change in the Arab World. Arab Society. Class, Gender, Power, and Development. Cairo: The American University in Cairo Press, 2006.

26. El Feki S. Sex and the Citadel. Intimate life in a Changing Arab World. New York: Anchor Books, 2013.

27. Fukuyama F. What Follows the End of History? Identity Politics. The Chronicle of Higher Education. August 27, 2018. https://www.chronicle.com/article/What-Follows-the-End-of/244369 (accessed: 28.02.2020).

28. Feur S. Course Correction. The Muslim World League, Saudi Arabia’s Export of Islam, and Opportunities for Washington. Washington: The Washington Institute for Near East Policy, 2019.

29. Hachemaoui M. Clientélisme et patronage dans l’Algérie Contemporaine. Paris: IREMAM, 2013.

30. Hertog S. The political economy of regional development in post-World War II Saudi Arabia. Saudi Arabia in Transition: Insights on Social, Political, Economic and Religious Change. New York: Cambridge University Press, 2015. Pp. 97–124. http://eprints.lse.ac.uk/67532/1/ Hertog_Political%20_economy_2016.pdf (accessed: 28.02.2020).

31. Kuznetsov V. Western Asia and North Africa in the Neo-Modernity Context. Russia in Global Affairs. https://eng.globalaffairs.ru/number /Western-Asia-and-North-Africa-in-the-Neo-Modernity-Context--19992 (accessed: 28.02.2020).

32. Matika A. Copts and Queens. Arab American Institute, 17 June 2013. https://www.aaiusa.org/copts-and-queens (accessed: 28.02.2020).

33. Ouannes M. Militaires, élites et modernisation dans la Libye contemporaine. Paris: L’Harmattan, 2009.

34. Petersen R. Understanding Ethnic Violence: Fear, Hatred and Resentment in Twentieth Century Eastern Europe. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

35. Serhan Y. The Nationalist Movements Against Sectarian Politics. The Atlantic. 30 October 2020. https://www.theatlantic.com/international/archive/2019/10/new-nationalist-movements-iraq-and-lebanon/601021/ (accessed: 28.02.2020).

36. Tonsy S. Territory and Governance: the Arab Republic of Egypt between Two Historical Political Actors. L’année du Maghreb. 2017. No. 16. Pp. 127–137. https://journals.openedition.org/anneemaghreb/3001 (accessed: 28.02.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх