Стратегии развития конкурентных преимуществ туристического бизнеса в странах Арабского Востока

 
Код статьиS086919080008444-5-1
DOI10.31857/S086919080008444-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Должность: ассистент
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы42-53
Аннотация

Цель данной работы – представление методики определения и оценки конкурентных преимуществ ведения туристического бизнеса и ее апробация в странах Арабского Востока для последующей выработки направлений эффективной экономической поли-тики. В исследовании к числу ключевых конкурентных преимуществ региона были отне-сены следующие: наличие морского побережья, благоприятные климатические условия, уникальные природные ресурсы, культурно-исторические памятники, развитая тури-стическая инфраструктура и разнообразие услуг, ценовые предложения и др. Эти пре-имущества классифицированы как природные, экономические, инфраструктурные и национальные, что позволило показать их влияние на развитие экономики стран через поощрение предпринимательства, создание рабочих мест, поддержание правопорядка и безопасности, сохранение культурного наследия и охрану окружающей среды. В работе представлена динамика показателей туристической отрасли в странах Арабского Востока, дана оценка привлекательности рынка с точки зрения качества услуг, себестоимости, маркетинговых и транзакционных издержек, доли рынка и узна-ваемости бренда. Определено, что туристический рынок таких стран, как ОАЭ, Ма-рокко, Бахрейн, Катар, Ливан, Египет и Иордания, можно считать более привлека-тельным. Показано, что существует высокая корреляция между уровнем валового внутреннего продукта и конкурентоспособностью туризма в стране. Удельный вклад туризма в экономику увеличивается в восьми странах региона.Ключевыми факторами формирования конкурентных преимуществ туристического бизнеса в странах Арабского Востока являются политическая стабильность и гаран-тии безопасности. События «арабской весны» крайне негативно сказались на разви-тии отрасли даже в тех странах, где не было восстаний и гражданских беспорядков. Экономическая политика стран Арабского Востока сегодня направлена на содействие  развитию туристического и гостиничного бизнеса, стимулирование его восстановле-ния.Решение проблемы привлечения туристов можно рассматривать как применение следующих стратегий формирования и развития конкурентных преимуществ: создание благоприятного имиджа для туристической дестинации, стратегии высокой эластич-ности замещения целевой аудитории, информирования о территориальной обособлен-ности, извлечения выгоды из слабых сторон.

Ключевые словаконкурентные преимущества отрасли, развитие туризма в странах Востока, привлекательность туристического рынка, стратегии повышения конкурентоспособности туристического бизнеса, страны Арабского Востока
Источник финансированияИсследование поддержано грантом Президента РФ, проект № НШ-3175.2018.6.
Получено08.02.2020
Дата публикации28.02.2020
Кол-во символов29795
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Туризм – быстро растущая и важная отрасль экономики. Этот сектор производит около 10% мирового ВВП и обеспечивает каждое десятое рабочее место в мире. В 1950 г. общее число международных туристов составляло 25 млн человек, к 1995 г. оно возросло до 528 млн человек, а в 2018 г. достигло 1326 млн человек [UWTO, 2018].
2 Арабский Восток примечателен своей богатой историей, культурой, уникальной природой, благоприятным климатом и тем, что является родиной трех мировых религий. Данный регион не похож ни на один другой. Даже страны внутри региона сильно разнятся. Уникальность и разнообразие стран Арабского Востока придают им особый колорит и формируют конкурентные преимущества для ведения туристического бизнеса.
3 Бурное развитие туризма в регионе остановила «арабская весна», негативные последствия которой даже сейчас еще сложно оценить. Прошедшие в ряде стран восстания и протесты отрицательно сказались на социально-экономическом положении всех стран Арабского Востока и послужили источником дестабилизации в разных регионах мира [Коротаев, Мещерина, Каткова, 2019].
4

ОБЩАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СТРАНАХ АРАБСКОГО ВОСТОКА

5 В настоящее время туристическая отрасль вступает в новую эру роста и трансформации. Активное развитие стимулируется благодаря популярности путешествий и рекламе. Например, за последние два десятилетия только число международных рейсов в мире увеличилось с 522 млн в 1995 г. до 1.37 млрд в 2017 г. [International Tourism, 2017]. По прогнозам, вклад путешествий и туризма в ВВП к 2027 г. вырастет до 11.4% и достигнет 11 513 млрд долл. [WTTC, 2017]. Арабские страны занимают первые места по показателям развития сектора и долгосрочным перспективам [WTTC, 2017]. Во многих странах Арабского Востока доля туризма в валовом внутреннем продукте (ВВП) возросла по сравнению с предыдущими периодами (рис. 1).
6 Рисунок 1. Динамика доли туризма в валовом внутреннем продукте стран Арабского Востока в 20072017 гг., %
7 Источник: составлено авторами по данным The World Bank.
8 Приведем основные экономические показатели развития туризма только по трем странам: Объединенным Арабским Эмиратам (ОАЭ), Египту и Тунису (табл.  1). Мы выбрали эти три страны по следующим причинам. ОАЭ получает наибольшие доходы от туризма и имеет высокий уровень экономического развития. Египет длительное время являлся лидером в сфере туризма, но «арабская весна» оказала влияние на спад показателей индустрии. Экономика Туниса сильно зависит от туризма, развитие которого характеризуется частыми колебаниями.
9 Уже несколько лет Эмираты сохраняют за собой первенство на Арабском Востоке по показателям туристической индустрии и позиционируют себя как ведущий транспортный и деловой центр. Доходы от туристического сектора за последние 10 лет выросли в 3 раза, вклад в ВВП и численность занятых в секторе увеличились вдвое. Наиболее привлекательными местами для отдыха считаются Дубай и Абу-Даби. Правительство страны стремится разнообразить гостиничный рынок Абу-Даби, развивает инфраструктурные проекты, например, ведется расширение международного аэропорта.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 901

Оценка читателей: голосов 0

1. 

2. Иваненко В., Рост А. Страна третьего мира: политолог предостерег туристов от поездок в Тунис. Федеральное Агентство Новостей. 23.09.2018 (дата обращения: 24.04.2019).

3. Коротаев А., Мещерина К., Каткова В. Эхо Арабской весны в странах Африки южнее Сахары: опыт количественного анализа. Азия и Африка сегодня. 2019, № 1, С. 224–232

4. Крушение самолета «Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург». Комсомольская Правда. 18.10.2015. https://www.kp.ru/daily/theme/ 13406/> (in Russian)] (дата обращения: 12.04.2019).

5. Морозова Н.С. Классификация конкурентных преимуществ в туризме. Вестник Российского Нового Университета, 2011, № 2, с. 45–49.

6. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. Москва, Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.

7. Algieri B., Aquino A., Succurro M. International competitive advantages in tourism: an eclectic view. Tourism management perspectives, 2018, Vol. 25. Pp. 41–52.

8. Avraham  E. Destination image repair during crisis: Attracting tourism during the Arab Spring uprisings. Tourism Management, 2015. Vol.  47. Pp. 224–232.

9. International Tourism, number of arrivals. 2017. World Tourism Organization, Yearbook of Tourism Statistics, Compendium of Tourism Statistics and data files. https://data.worldbank. org/indicator/ST.INT.ARVL (accessed: 29.03.2019).

10. Mansfeld Y. The Middle East conflict and tourism to Israel, 1967–90. Middle Eastern Studies, 1994. Vol. 30. No. 3. Pp. 646–667.

11. Number of Russian tourist arrivals in Egypt from 2012 to 2016. Statista. 2016. https://www.statista.com/ statistics/545167/number-of-russian-tourist-arrivals-egypt-by-month/ (accessed: 12.04.2019).

12. Ovcharov A.O., Vasiljeva M.V., Shirin S.S. The Russian tourist industry: Structure, trends, competitiveness at the world market. Review of European Studies. 2015. Vol. 7. No. 9, Pp. 151.

13. Roger J. Marketing performance tools. 2019. http://www.rogerjbest.com/mbm4/nav.cfm?A=P&C=11&P=2 (accessed: 25.05.2019).

14. UWTO. United Nations World Tourism Organization. Tourism highlights: 2018 edition, 2018. World travel & tourism council. Economic impact 2018 Tunisia. WTTC, 2018. https://hi-tek.io/assets/tourism-statistics/Tunisia2018.pdf (accessed 13.04.2019).

15. WTTC. World Travel & Tourism Council. Travel and Tourism. Economic impact 2017 world. 2017. https://www.wttc.org/-/media/files/reports/economic-impact-research/regions-2017/world2017.pdf (accessed: 11.04.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх