Син Гёнджун (1712–1781) и его «Описание гор» (Сангёнпхё). Первая корейская протонаучная классификация гор Корейского полуострова.

 
Код статьиS086919080005948-9-1
DOI10.31857/S086919080005948-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший преподаватель Российского государственного гуманитарного университета
Аффилиация: Высшая школа экономики
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы177-190
Аннотация

В XVII–XVIII вв. в Корее резко возросло количество трудов, посвященных географии и истории. Это было связано с появлением новых знаний о мире, приходящих на Корейский полуостров через регулярные контакты с маньчжурской империей Цин. Важно, что характер этих трудов был диаметрально противоположен: с одной стороны, в высших аристократических конфуцианских кругах пользовались популярностью мифические «Карты Поднебесной» чхонхадо, апеллировавшие к древней истории; с другой стороны, группа ученых течения сирхак, «за реальные знания», старалась найти компромисс между новыми методами изучения пространства и традиционным синоцентричным мировосприятием.

Предлагаемая статья посвящена одному из географических памятников второй половины XVIII в. – «Описанию гор» (Сангёнпхё) придворного чиновника-цензора Син Гёнджуна 申景濬 (1712–1781). Это сочинение представляет собой первую протонаучную попытку классификации всех корейских гор по расположению и размеру. Произведение продолжает изучение так называемого «Большого Пэктусанского ствола» Пэкту тэган, начатого ранее учеными-отшельниками второй половины XVIII в. – Ли Джунхваном (李重煥; 1690–1756?) и Ли Иком (李瀷; 1681–1763).

В статье впервые в мировом корееведении рассматривается биография Син Гёнджуна, составленная на основе королевских летописей «Истинные записи (правления) династии Чосон» 朝鮮王 朝實錄 (Чосон ванджо силлок). До настоящего момента биография Син Гёнджуна не становилась отдельным объектом изучения даже в Корее, и посвященные ему словарные статьи недостаточно полно описывают жизненный путь ученого. В работе впервые в отечественном корееведении проводится анализ содержания памятника «Описание гор». По мнению Син Гёнджуна, автора «Описания», систему корейских гор можно условно разделить на пятнадцать горных гряд. Он предполагает, что существует один «большой ствол» тэган (大幹), один «главный ствол» чонган (正幹) и тринадцать «главных жил» чонмэк (正脈). Ценность исследования Син Гёнджуна состоит в том, что двору впервые было представлено полное описание корейских гор, что безусловно повлияло как на становление корейской географической науки, так и на картографирование.

Ключевые словакорейская география, Син Гёнджун, «Описание гор», «Сангёнпхё», Пэкту тэган.
Получено22.07.2019
Дата публикации22.08.2019
Кол-во символов31599
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Вплоть до XVII в. представления корейцев о пространстве и положении страны относительно других держав базировались на плоской синоцентричной модели мира. Доказательство тому – «Общая хронологическая карта границ государств и столиц» 混一歷代國都[疆理]地圖 (Хониль ёктэ кукто [канни] чидо, 1402 г.), также сокращенно называемая «Карта земельных границ» 疆理圖 (Каннидо). Это самая старая из обнаруженных на данных момент корейских карт, более того – карт всего Дальневосточного региона. Она опиралась на китайские географические карты империи Мин (1368–1644) и не включала описания Европы, Африки и арабских стран, несмотря на то что об их существовании было известно. Япония и Окинава были представлены в виде небольших кругов, уступавших в размерах выполненному в виде треугольника Корейскому полуострову. Хан Ён-у, анализируя аналогичные карты, предполагает, что при помощи размера подчеркивался статус «близости» Чосона к «Срединному государству», его «цивилизованность» [Han Young-Woo et al., 2008, p. 22–23].
2 В Корее не осталось ни одного экземпляра «Карты земельных границ», но три известных ее поздних переиздания в настоящий момент хранятся в Японии, в Киото [Ledyard, 1994, p. 245–249]. Гэри Ледьярд, анализируя содержание корейских карт XVI–XVIII вв., обнаруживает значительное сходство между ними и «Картой земельных границ» [Ledyard, 1994, p. 249].
3 В XVII–XVIII вв. традиционное корейское представление о пространстве претерпевало значительные изменения: в частности, в 1603 г. в Корею была направлена «Карта множества стран мира» 坤輿萬國全圖 (Конё мангук чондо, 1603 г.) Маттео Риччи (1552–1610), знакомившая корейцев с новыми странами и народами. В 1631 г. корейское посольство вернулось из Китая с европейскими книгами и картами (среди которых были труды Маттео Риччи и Джулио Алени (1582–1649)), телескопом, чертежами оружия и др.
4 В 1637 г. после двух маньчжурских нашествий (1627, 1636–1637 гг.) Корея приняла вассальную зависимость от маньчжурского правительства, в 1644 г. сменившего в Китае правившую династию Мин и основавшего империю Цин (1644–1912). Синоцентризм, уходивший корнями в первые века нашей эры, впервые подвергся сомнению, а вместе с ним пошатнулась и вера корейцев в свое «привилегированное» положение, опиравшееся на близость к «Срединному государству», считавшемуся центром мироздания. Подчиняться «варварам»-маньчжурам корейцы считали ниже своего достоинства. Если к информации, приходящей из минского Китая, корейцы испытывали осторожный интерес, то писания Цин мыслились «варварскими» и опасными, как и их носители.
5 Подтверждением может служить внезапная смерть принца Сохёна 昭顯世子 (1612–1645), находившегося в Китае в качестве заложника с 1636 по 1644 г. В Пекине Сохён познакомился с главой миссии иезуитов в Китае Адамом Шаллем фон Беллом (1591–1666) и заинтересовался западными диковинами. Когда в 1644 г. принц вернулся в Корею и привез с собой европейские сочинения по математике, астрономии и христианству, переведенные на китайский язык, глобус и иные астрономические приборы, его отец, ван Инджо (仁祖; 1595–1649, правил в 1623–1649 гг.), не остался доволен сыном. Уже спустя два месяца принц скончался, и сопутствовавшие смерти симптомы были похожи на отравление. Супруге Сохёна было приказано принять яд, а обоих его сыновей выслали на отдаленный остров Чеджудо, где они были убиты [Симбирцева, 2012, с. 407–408]. Описанный эпизод недвусмысленно демонстрирует неприязнь королевского двора к новым знаниям – настолько сильную, что в качестве превентивной меры против их распространения был убит наследник престола.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1088

Оценка читателей: голосов 0

1. Истинные записи (правления) династии Чосон 朝鮮王朝實錄 (Чосон ванджо силлок) [The Joseon Wangjo Sillok Annals]. URL: http://sillok.history.go.kr/ (accessed: September 18, 2018).

2. Пэ Усон. Токсо-ва чисик-ый пхункён [Атмосфера знаний и книг]. Пхаджу: Токпегэ хангукхакчонсо, 2015 [Bae U-seon. Dogseo-wa jisig-ui punggyeong [Atmosphere of knowledge and books]. Paju: Tokpaegae hangukhakjeonseo, 2015 (in Korean)].

3. Симбирцева Т. М. Владыки старой Кореи. М.: РГГУ, 2012 (Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности, вып. 35) [Simbirtseva T. M. Rulers of the Old Korea. Moscow: RSUH, 2012 (Orientalia et Classica. Transactions of the Institute of Oriental and Classical Studies, issue 35) (in Russian)].

4. Син Гёнджун. Описание гор (Сангёнпхё). Пер. на кор. яз. Пак Ёнсо. Сеул: Чопхан инсве, 1990 [Shin Gyeongjun. Description of the Mountains (Sangyeongpyo). Trans. by Park Yeonseo. Seoul: Chopkhan Printing House, 1990 (in Korean)].

5. Син Гёнджун. Описание гор (Сангёнпхё). Ред. Чхве Намсон. Сеул: Чосон Кванмунхве, 1913 [Shin Gyeongjun. Description of the Mountains (Sangyeongpyo). Ed. Choe Namseon. Seoul: Joseon Gwangmunhoe, 1913 (in Hanmun)].

6. Тихонов В. М., Кан Мангиль. История Кореи (в 2 т.). Т. 1: С древнейших времен до 1904 г. Ред., сост. хрон. табл., сост. указателя Т. М. Симбирцева. (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности. Вып. 41). М.: Наталис, 2011 [Tikhonov V. M., Kan Mangil. The History of Korea: In 2 Vols. Vol. 1: From the Ancient Times to 1904. Ed. T. M. Simbirtseva. (Orientalia et Classica: Works of the Institute of Oriental Cultures: Issue 41.). Moscow: Natalis, 2011 (in Russian)].

7. Bae U-seon. Dogseo-wa jisig-ui punggyeong. Paju, Tokpaegae hangukhakjeonseo, 2015 Пэ Усон. Атмосфера знаний и книг (Токсо-ва чисик-ый пхункён). Пхаджу: Токпегэ хангукхакчонсо, 2015 (in Korean).

8. Choi Chang-jo. Study of How Koreans View and Utilize Nature. Anthology of Korean Studies. Volume III. Korean Anthropology: Contemporary Korean Culture in Flux. Seoul: Hollym Corp., 2003. Pp. 69–95.

9. Han Young-Woo, Ahn Hwi-Joon, Bae Woo Sung. The Artistry of Early Korean Cartography. Trans. Choi Byonghyon. Tamal Vista Publications, 2008.

10. Koto B. An Orographic Sketch of Korea. Journal of the College of Science. Tokyo: Imperial University, Vol. XIX. Article 1, 1903. Pp. 1–86.

11. Ledyard G. Cartography in Korea. Cartography in the Traditional East and Southeast Asian Societies: The History of Cartography. Vol. 2, Book 2. Ed. by Harley J. B., Woodward D. Chicago, Chicago Press, 1994. Pp. 235–344.

12. The Joseon Wangjo Sillok Annals (Истинные записи [правления] династии Чосон; 朝鮮王朝實錄 (Чосон ванджо силлок). – URL: http://sillok.history.go.kr/ (дата обращения – 10. 09. 2018)

13. Yoon Inshil Choe. Early-Period T’aengniji Manuscripts. Korean Studies, Vol. 37. Hawaii: University of Hawaii Press, 2013. Pp. 225–249.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх