Ценностные ориентации афразийской зоны нестабильности: гендерные измерения

 
Код статьиS086919080003963-6-1
DOI10.31857/S086919080003963-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Зав. лаб. НИУ ВШЭ; г.н.с. ИАфр РАН
Аффилиация:
НИУ ВШЭ
ИАфр РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: м.н.с. Лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ; м.н.с. Центра глобальных и стратегических исследований Института Африки РАН
Аффилиация:
Лаборатория мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ
Центр глобальных и стратегических исследований Института Африки РАН
Адрес: РФ, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20; РФ, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1
Должность: руководитель Центра исследований международного информационного агентства «Россия сегодня»
Аффилиация: МИА «Россия сегодня»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: м.н.с. Лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ; м.н.с. Института Африки РАН
Аффилиация:
Лаборатория мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ
Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы122-154
Аннотация

В статье рассматриваются ценностные ориентации Афразийской зоны нестабильности на основе двух гендерных измерений: потестарного и экономического. В Афразийскую зону нестабильности авторы включают Ближний Восток (включая Северную Африку) и Большой Средний Восток (включая Среднюю Азию и Пакистан), а также страны Сахеля. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что по некоторым ценностным показателям страны Афразийской зоны образуют достаточно компактный кластер, который заметно отличается как от стран Африки южнее Сахеля, так и от восточно-исламских стран (Бангладеш, Индонезия и Малайзия). При этом особо выражены в этих измерениях отличия стран Афразийской зоны от Африки южнее Сахеля. Восточно-исламские страны достаточно сильно отличаются от стран Афразийской зоны в политическом гендерном пространстве, однако их отличия не столь выражены в экономическом гендерном пространстве, хотя и эти отличия, тем не менее являются статистически значимыми. Данное обстоятельство неплохо коррелирует с тем, что для стран Африки южнее Сахеля характерна высокая экономическая активность женщин, что радикально отличает их от стран Афразийской зоны, для большинства которых характерны рекордно низкие показатели доли экономически активных женщин. В то же самое время страны восточного ислама (для которых характерны показатели доли экономически активных женщин, близкие к среднемировым) не столь сильно отличаются от стран Афразийской зоны по этому показателю (хотя эти различия все-таки достаточно значительны).

Ключевые словаценностные ориентации, количественный анализ, арабские страны, Афразийская зона нестабильности, исламский мир, демократические ценности, гендерное равноправие, патриархальные ценности
Источник финансированияИсследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2019 г. при поддержке Российского научного фонда (проект № 18-18-00254).
Дата публикации21.03.2019
Кол-во символов45848
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 К настоящему времени проблема ценностей, характерных для исламских стран вообще, и арабских стран в особенности, стала объектом многочисленных исследований. Большое внимание при этом уделялось политическим (и в особенности демократическим) ценностям [Ayubi, 1991; Tessler, 2002a, 2002b; Fattah, 2006; Moaddel, 2007b; Jamal, Tessler, 2008; Amaney et al., 2008; Pintak, Setiyono, 2011; Metcalfe, 2011; Forster, Fenwick, 2015; Inglehart, 2002, 2007, 2017; Grinin et al., 2018; Diwan, Tzannatos, Akin, 2018], трудовым ценностям [Dorfman, Howell, 1988; Kim et al., 1994; Yousef, 2000, 2001; Robertson et al., 2002; Ball, Haque, 2003; Hodge, 2005; Parboteeah et al., 2009; Al-Najjar, 2011; Rafiki, Wahab, 2014; Forster, Fenwick, 2015; Shirokanova, 2015; Hammoudeh, 2016; Diwan, Tzannatos, Akin, 2018], культурным [Baker, 2000; Whiteoak et al., 2006; Al-Kandari, Gaither, 2011; Al-Kandari, Gaither, 2011; Al Omoush et al., 2012; Chun et al., 2015], религиозным [Ball, Haque, 2003; Al-Kandari, Gaither, 2011; Khan, 2012; Panjwani, 2013; Fenwick, 2015; Huda, Kartanegara, 2015; Panjwani, Moulin-Stożek, 2017; Göle, 2017], семейным ценностям [Barakat, 1993; Baker, 2003; Al-Kandari, Gaither, 2011; Metcalfe, 2011; Beitin, Aprahamian, 2014], гендерным установкам [Костенко, 2014, 2017а, 2017б; Joseph, 1996; Tessler, 2002; Whiteoak et al., 2006; Elamin, Omair, 2010; Tlaiss, Kauser, 2011; Yeganeh, May, 2011; Metcalfe, 2011; Beitin, Aprahamian, 2014; Forster, Fenwick, 2015; Fox et al., 2016; Abbott, 2017; Glas, Spierings, Scheepers, 2018; Diwan, Tzannatos, Akin, 2018].
2 При этом в качестве объекта рассмотрения выступают арабские страны в целом [Костенко, 2017б; Стребкова, Понарин, 2017; Glidden, 1972; Tessler, 2002b; Jamal, Tessler, 2008; Al-Kandari, Gaither, 2011; AlOmoush et al., 2012; Ponarin, Kostenko, 2013; Fox et al., 2016; Hammoudeh, 2016], отдельные арабские страны [Hofstede, 1980; Ronen, Shenkar, 1985; Joma, 1991; Robertson et al., 2002; Tessler, 2002a; Richardson, 2004; Whiteoak et al. 2006; Forster, Fenwick, 2015; Abbott, 2017], в целом исламский мир (Hanafi, 2002; Ball, Haque, 2003; Fattah, 2006; Halstead, 2007; Nasr, 2009; Panjwani, 2013; Hammoudeh, 2016; Göle, 2017], отдельные неарабские исламские страны [Johns, 1987; Kabeer, 1991; Federspiel, 1998; Harahap, 2003; Pintak, Setiyono, 2011; Tafti et al., 2012; Muchtar et al., 2017], а также арабские или исламские диаспоры в различных странах мира [Костенко, 2014, 2017а; Osman, 1997; Zolberg, Woon, 1999; Hodge, 2002 Tessler, 2003; Cesari, 2004; Cukur et al., 2004; Ajrouch, 2005; Saroulou et al., 2009; Halstead, 2010; Al-Kandari, Gaither, 2011; Pintak, Setiyono, 2011; Kalliny, 2012; Chun et al., 2015].
3

Исследователи отмечают, что для мусульман характерны следующие ценностные ориентации:

  1. высокая религиозность [Коротаев, Халтурина, 2008, c. 134−141; Халтурина, Коротаев, 2009, c. 155−162; Коротаев, Столярова, Халтурина, 2012; Ali, 1992; Kruckeberg, 1996, p. 181; Hodge, 2002; Inglehart, Norris, 2003a, b; Kenny, 2003; Yaran, 2003; Jandt, 2006; Inglehart, 2007, p. 32−38; Halstead, 2007; Al-Kandari, Gaither, 2011; Rafiki, Wahab, 2014; Huda, Kartanegara, 2015]. Такие фундаментальные ценности, как вера в Бога, пророчество Мухаммеда и Коран, как слово божье, несомненно, имеют огромную важность в мусульманском обществе [Moaddel, 2007b, p. 7]. Некоторые исследователи утверждают, что арабы и мусульмане в целом имеют предопределенное отношение к жизни и событиям вокруг, основанное на религии [Kruckeberg, 1996, p. 181]. События не происходят без воли Аллаха, поскольку его законы описывают Вселенную, а стихийные бедствия происходят как наказание за проступки и грехи людей [Jandt, 2006]. Ряд исследователей подчеркивают, что вера определяет поведение и нравственные качества мусульман [Ashraf, 1988, p. 76; Khan, 1987, p. 28], объединяя понятия морального и религиозного долга как две стороны одной монеты [Halstead, 2007]. В частности, по результатам опроса, проведенного в Египте, Иордании, Саудовской Аравии, Иране, 79−85% жителей этих стран утверждают, что религия имеет большое значение в их жизни [Moaddel, 2007a, p. 214], а порядка 94% совершенно точно заявляют, что они верят в жизнь после смерти, существование рая и ада [Moaddel, 2007a, p. 214; Тищенко и др., 2010, с. 384−387], при этом считается, что эвтаназия и аборты нарушают сакральность человеческой жизни, что ведет к крайне отрицательному отношению к этим явлениям в исламских странах [Haddad, Smith, 1996; Zuhur, 1995]. Вместе с тем Р. Инглхарт отмечает, что в посткоммунистических исламских странах уровень религиозности заметно ниже, чем в исламских странах, никогда не бывших под властью коммунистов [Inglehart, 2007, p. 32−38];
  2. патриархальные ценности и низкий уровень поддержки гендерного равенства [Тищенко и др. 2010, с. 384−387; Костенко, 2014, 2017а; Barakat, 1993; Kulwicki, 1996; AbuHabib, 1997; Fish, 2002; Read, 2003; Inglehart, 2003a, 2003b; Norris, Inglehart, 2004; Whiteoak et al., 2006; Moaddel, 2007a, p. 228; Inglehart, 2007, p. 45; Elamin, Omair, 2010; Alexander, Welzel, 2011b, c, 2015; Yeganeh, May, 2011; Inglehart, 2017]. Патриархальные ценности подразумевают ограничение роли женщины в семье, экономике и политике, возвышение мужчины-кормильца, который требует полного уважения и послушания [Barakat, 1993]. Многие исследователи отмечают, что для мусульман характерно пониженное отрицание полигамности [Moaddel, 2007a, p. 224−228], особое традиционное негативное отношение к вступлению в брак без согласия родителей, неодобрение разводов и абортов [Norris, Inglehart, 2002]; впрочем, некоторые авторы [Лопатина и др., 2016] достаточно убедительно показывают, что отрицательное отношение к абортам связано прежде всего с глубокой религиозностью, и при этом совсем не обязательно исламской. Своего рода традиционность в отношениях с женщиной передается через отказ от социального взаимодействия мальчиков и девочек и подчеркивание необходимости раздельного обучения после детского сада [Simmons, Simmons, Allah, 1994; Mahmoud, 1996]. Низкий уровень поддержки гендерного равенства выражается в отрицании равных прав на работу у мужчин и женщин (в особенности, если рабочих мест не хватает), отсутствии положительного отношения к женщине как к хорошему управленцу и/или политическому лидеру [Paxton, Kunovich, 2003; Rizzo et al., 2007, p. 1164; Stockemer, 2015], или даже в ограничении прав на получение образования и т. д [Afshah, 1996];
  3. запрос на демократические ценности. Важным открытием здесь было то, что, по данным Всемирного исследования ценностей, для большинства мусульманских стран оказался характерным очень высокий уровень поддержки идеи демократического образа правления [Inglehart, 2002, 2007, 2017; Rizzo et al., 2007; Rowley, Smith 2009], при этом особо высокой поддержкой утверждение о том, что «демократия является наилучшей формой правления»,пользовалось в мусульманских странах именно среди глубоко религиозных мусульман [Al-Braizat, 2002; Moaddel, 2006; Tessler, 2002a, 2002b; Tessler, Altinoglu, 2004; Hoffman, Jamal, 2014; Spierings, 2014]. Как мы уже отмечали в одной из наших предыдущих работ, это в общем-то и неудивительно. Действительно, «бурный рост популярности демократических идей среди многих исламистов связан с тем, что исламистские представления пользуются широкой поддержкой населения в значительном числе мусульманских стран, а значит, они имеют там самые реальные шансы прийти к власти демократическим путем. Действительно, проведение свободных выборов там вполне закономерно заканчивается победой исламистов, что не может не вызывать у многих исламистов симпатии к этой форме политической организации государства» [Grinin, Korotayev, Tausch, 2018, c. 77−78]. Однако, как справедливо отмечает М. Тесслер [Tessler, 2002a, 2002b], несмотря на очевидное предпочтение демократии среди мусульманской общественности, только одна четверть всех исламских стран являются демократиями (да при этом неконсолидированными). Большинство исследований в этой области (см., например: [Hayes, McAllister, Studlar, 2000; Inglehart, Baker, 2000; Inglehart 2002, 2003b, 2007, 2017; Inglehart, Norris, 2003a, 2003b; Alexander, Welzel, 2011a,b,c] основываются на идее о том, что реальная разница между Западом и мусульманским миром заключается не в приверженности демократии (так как приверженность к ней сейчас очень сильна в мусульманском мире), а в разных взглядах на гендерные и семейные проблемы.
  4. трудовая этика мусульман. Многие исследователи подчеркивают важность бизнеса и торговли для ислама (см., например: [Ali, 1992; Yousef, 2000, 2001]). А. Али [Ali, 1992] и Д.А. Юсеф [Yousef, 2000, 2001] называют учение Пророка о бизнесе и работе исламской трудовой этикой. Это дает набор рекомендаций о том, как работать и вести бизнес. Работа должна быть выполнена в меру своих способностей, деловые и рабочие отношения должны быть честными и открытыми для поощрения доверия, и должно быть справедливое отношение к работникам. Особо отметим чрезвычайно интересный результат, полученный недавно А. Широкановой, которая совершенно убедительно показала, что современные мусульмане демонстрируют более высокий уровень протестантской трудовой этики, чем современные протестанты [Shirokanova, 2015]. Отметим, что это прекрасно коррелирует с проведенными нами ранее исследованиями, показавшими, что протестантская трудовая этика в настоящее время свойственна жителям развивающихся стран в большей степени, чем развитых [Тищенко, Коротаев, Халтурина, 2010], что, на наш взгляд, является важным (хотя и отнюдь не единственным) фактором идущих после конца 1980-х гг. процессов Великой конвергенции, когда темпы экономического роста развивающихся стран систематически заметно превышают таковые в странах развитых [Коротаев, Халтурина, 2008; Grinin, Korotayev, 2015].
  5. высокий уровень поддержки политического ислама/исламизма в большинстве непосткоммунистических мусульманских стран [Karatnicky, 2002; Tausch, 2013, 2014, 2015a, 2015b, 2015c, 2016a, 2016b, 2017; Achilov, Sen, 2016; Grinin et al., 2018]; при этом Ачилов и Сен показывают, что большинство религиозных мусульман поддерживают политически умеренный ислам, и лишь меньшинство – радикальный исламизм [Achilov, Sen, 2016].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 576

Оценка читателей: голосов 0

1. Гринин Л.Е., Коротаев А.В., Исаев Л.М., Шишкина А.Р. Риски дестабилизации в контексте нарастающей неопределенности в «афразийской» зоне. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков 2014. Т. 5. С. 4−10 [Grinin L.E., Korotaev A.V., Isaev L.M., Shishkina A.R. Risks of Destabilization in the Context of Increasing Uncertainty in the Afrasian Zone. The System Monitoring of Global and Regional Risks. 2014. Vol. 5. Pp. 4−10 (in Russian)].

2. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. 464 с. [Inglehart R., Welzel K. Modernization, Cultural Change, and Democracy. The Human Development Sequence. Novoe izdatelstvo: Moscow, 2011 (in Russian)]. 464 р.

3. Коротаев А.В. Возникновение ислама: политико-антропологический контекст. Сборник Русского исторического общества. 2003, № 7 (155). C. 14–24 [Korotaev A.V. The Origins of Islam: Political-Anthropological Context. Collection of the Russian Historical Society. 2003. № 7 (155). Pp. 14–24 (in Russian)].

4. Коротаев А.В., Исаев Л.М. Формирование «афразийской» зоны нестабильности. Арабский кризис и его международные последствия. Ред. А.М. Васильев, А.Д. Саватеев, Л.М. Исаев. М.: Ленанд/URSS, 2014. С. 206–227 [Korotaev A.V., Isaev L.M. The Formation of the Afrasian Zone of Instability. Arab Crisis and its International Consequences. A.M. Vasilev, A.D. Savateev, L.M. Isaev. (Ed.). M.: Lenand/URSS, 2014. Pp. 206–227 (in Russian)].

5. Коротаев А.В., Исаев Л.М., Руденко М.А. Ортокузенный брак, женская занятость и «афразийская» зона нестабильности. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. 2014. Т. 5. C. 180–207 [Korotaev A.V., Isaev L.M., Rudenko M.A. Ortoscousin Marriage, Female Employment and the Afrasian Zone of Instability. The System Monitoring of Global and Regional Risks. 2014. Vol. 5. Pp. 180–207 (in Russian)].

6. Коротаев А.В., Исаев Л.М., Руденко М.А. Формирование афразийской зоны нестабильности. Восток (Oriens). 2015. № 2. С. 88–99 [Korotaev A.V., Isaev L.M., Rudenko M.A. The Formation of the Afrasian Zone of Instability. Vostok (Oriens). 2015. № 2. Pp. 88–99 (in Russian)].

7. Коротаев А.В., Исаев Л.М., Шишкина А.Р. Афразийская зона нестабильности и анализ глобальных дестабилизационных рисков в свете теории длинных волн. Кризисы и прогнозы в свете теории длинных волн. Под редакцией Л.Е. Гринина, А.В. Коротаева, Р.С. Гринберга. М.: Учитель, 2016. С. 295−307 [Korotaev A.V., Isaev L.M., Shishkina A.R. Afrasian Zone of Instability and Analysis of Global Destabilization Risks under the Light of the Long Wave Theory. Crises and Forecasts under the Light of the Long Wave Theory / L.E. Grinin, A.V. Korotaev, R.S. Grinberg (Eds.). Uchitel, Moscow, 2016. Pp. 295−307 (in Russian)].

8. Коротаев А.В., Клименко В.В., Прусаков Д.Б. Возникновение ислама: Социально-экологический и политико-антропологический контекст. М.: ОГИ, 2007. 112 с. [Korotaev A.V., Klimenko V.V.,

9. Prusakov D.B. The Origins of Islam: Social-Environmental and Political-Anthropological context. Moscow, 2007 (in Russian)].

10. Коротаев А.В., Столярова Т.И., Халтурина Д.А. Религиозность в странах современного мира: сравнительный анализ. Историческая психология и социология истории. 2012. T. 5, № 2. С. 18−27 [Korotaev A.V., Stolyarova T.I., Khalturina D.A. Religiousity in the modern world: a comparative analysis. Historical psychology and sociology of history. 2012. Vol. 5, № 2. Pp. 18−27 (in Russian)].

11. Коротаев А.В., Халтурина Д.А. Современные тенденции мирового развития. М.: URSS, 2008 240 с. [Korotaev A.V., Khalturina D.A. Modern Trends of Global Development. Moscow: URSS, 2008 (in Russian)]. 240 р.

12. Костенко В.В. Гендерные установки мигрантов-мусульман в Северной и Западной Европе. Социологические исследования 2014, № 11. C. 52−59 [Kostenko V.V. Gender Attitudes of Muslim Migrants in Northern and Western Europe. Sociological Studies. 2014, № 11. Pp. 52−59 (in Russian)].

13. Костенко В.В. (2017а). Гендерные установки мигрантов-мусульман в Западной Европе: многоуровневый неиерархический анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 1 (137). С. 97–120 [Kostenko V.V. (2017a). Gender attitudes of Muslim migrants in Western Europe: a multilevel non-hierarchical analysis. The Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2017. № 1 (137). Pp. 97−120 (in Russian)].

14. Костенко В.В. (2017б). Проблемы гендерного неравенства на арабском Востоке. АзияиАфрикасегодня. 2017. № 9. С. 61−66 [Kostenko V.V. (2017b). Problems of Gender Inequality in the Arab Countries. Asia and Africa Today. 2017. № 9. Pp. 61–66 (in Russian)].

15. Лопатина С.Л., Костенко В.В., Понарин Э.Д. Дело не в исламе: отношение к абортам, разводам и добрачному сексу в девяти постсоветских государствах. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016.19(3). C. 95−115 [Lopatina S.L., Kostenko V.V., Ponarin E.D. It’s not about Islam: attitudes towards abortion, divorce, and pre-marital sex in 9 post-Soviet countries. Journal of Sociology and Social Anthropology. 2016. 19(3). Pp. 95−115 (in Russian)].

16. Стребкова О.Н., Понарин Э.Д., Костенко В.В. Проверка измерительной инвариантности: случай порядковых переменных (на примере гендерного эгалитаризма в арабских странах). Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2017. № 44. C. 7−36 [Strebkova O.N., Ponarin E.D., Kostenko V.V. Checking measurement invariance: the case of ordinal variables (exemplified by gender egalitarianism in the Arab countries). Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie. 2017. № 44. Pp. 7−36 (in Russian)].

17. Тищенко С.М., Коротаев А.В., Халтурина Д.А. Социопсихологические параметры стран и цивилизаций мира. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. 2010. № 2. С. 379−410 [Tishchenko S.M., Korotaev A.V., Khalturina D.A. Sociopsychological parameters of countries and civilizations. The System Monitoring of Global and Regional Risks. 2010. № 2. Pp. 379−410 (in Russian)].

18. Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Системный мониторинг глобального и регионального развития. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. 2009. Т. 1. С. 11–188 [Khalturina D.A., Korotaev A.V. System monitoring of global and regional development. The System Monitoring of Global and Regional Risks. 2009. Vol. 1. Pp. 11–188 (in Russian)].

19. Abbott P. Gender equality and MENA women's empowerment in the aftermath of the 2011 uprisings. Arab Transformations working paper. 2017. https://ssrn.com/abstract=2902890 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2902890 (accessed 10.05.2018).

20. Achilov D., Sen S. Got political Islam? Are politically moderate Muslims really different from radicals? International Political Science Review. 2016. 38/5. Pp. 608–624.

21. Afshah H. Faith and freedom: Women's human rights in the Muslim world. Development in Practice. 1996. № 6(3). Pp. 272−278.

22. Ajrouch K.J. Arab-American immigrant elders' views about social support. Ageing & Society. 2005. №25(5). Pp.655−673.

23. Al Omoush K.S., Yaseen S.G., Alma’Aitah M.A. The impact of Arab cultural values on online social networking: The case of Facebook. Computers in Human Behavior. 2012. № 28(6). Pp. 2387−2399.

24. Al-Braizat F. Muslims and Democracy: An Empirical Critique of Fukuyama’s Culturalist Approach. International Journal of Comparative Sociology, 2002. № 43. Pp. 269–99.

25. Al-Kandari A., Gaither T.K. Arabs, the west and public relations: A critical/cultural study of Arab cultural values. Public Relations Review. 2011. № 37(3). Pp. 266−273.

26. Al-Najjar A. Contesting patriotism and global journalism ethics in Arab journalism. Journalism studies. 2011. № 12(6). Pp. 747−756.

27. Alexander A., Welzel C. (2011a). Empowering women: the role of emancipative beliefs. European sociological review. 2011. № 27(3). Pp. 364–384.

28. Alexander A.C., Welzel C. (2011b). Islam and patriarchy: how robust is Muslim support for patriarchal values? International Review of Sociology. 2011. № 21(2). Pp. 249−276.

29. AlexanderA.C., Welzel C. (2011c). Islam and patriarchy: how robust is Muslim support for patriarchal values? World Values Research. 2011. № 4(2). Pp. 40−70.

30. Alexander A.C., Welzel C. Eroding patriarchy: the co-evolution of women's rights and emancipative values. International Review of Sociology. 2015. № 25(1). Pp. 144−165.

31. Ali A. Islamic work ethics in Arabia. Journal of Psychology. 1992. 126(5). Pp. 507−519.

32. Ali A., Taqi A., Krishman K. Individualism, collectivism, and decision styles of managers in Kuwait. Journal of Social Psychology. 1997. № 137(5). Pp. 629−637.

33. Ashraf S.A. The Westhill project RE 5–16: Islam: teacher’s manual. London, Mary Glasgow, 1988.

34. Ayubi N. Political Islam: religion and politics in the Arab world. Routledge, 1991. 291 р.

35. Baker W. The cultural heritage of Arabs, Islam, and the Middle East. Dallas, TX: Brown Books, 2003. 192 p.

36. Ball C., Haque A. Diversity in religious practice: Implications of Islamic values in the public workplace. Public Personnel Management. 2003. № 32(3). Pp. 315−330.

37. Barakat H. The Arab world: society, culture, and state. Berkeley, LA: University of California Press, 1993. 368 p.

38. Basit T.N. Eastern values; Western milieu: Identities and aspirations of adolescent British Muslim girls. Routledge, 2017. 206 р.

39. Beitin B.K., Aprahamian M. Family values and traditions. Biopsychosocial perspectives on Arab Americans. Springer, Boston, MA, 2014. Pp. 67–88.

40. Cesari J. When Islam and democracy meet: Muslims in Europe and in the United States. Springer, 2004. 267 р.

41. Chun W., Singh N., Sobh R., Benmamoun M. A comparative analysis of Arab and US cultural values on the web. Journal of Global Marketing. 2015. № 28(2). Pp. 99−112.

42. Ciftci S., Bernick E.M. Utilitarian and modern: clientelism, citizen empowerment, and civic engagement in the Arab world. Democratization. 2015. № 22(7). Pp.1161–1182.

43. Cukur C.S., De Guzman M.R.T., Carlo G. Religiosity, values, and horizontal and vertical individualism − Collectivism: A study of Turkey, the United States, and the Philippines. The Journal of social psychology. 2004. 144(6). Pp. 613–634.

44. Díez-Nicolás J. Two Contradictory Hypotheses on Globalization: Social Convergence or Civilization Differentiation and Clash. Human Values and Social Change. Ed. by R. Inglehart. Leiden-Boston: Brill, 2003. Pp. 235–63.

45. Dorfman P.W., Howell J.P. Dimensions of national culture and effective leadership patterns: Hofstede revisited. Advances in International Comparative Management. 1988. № 3. Pp. 127–150.

46. Elamin A.M., Omair K. Males’ attitudes towards working females in Saudi Arabia. Personnel Review. 2010. № 39(6). Pp. 744–766.

47. Esmer Y. ‘Is There an Islamic Civilization?’. Comparative Sociology. 2002. № 1. Pp. 265–98.

48. Fattah M.A. Democratic values in the Muslim world. Boulder, CO: Lynne Rienner Publishers, 2006. 205 р.

49. Federspiel H.. Islamic values, law and expectations in contemporary Indonesia. Islamic Law and Society. 1998. 5(1), Pp. 90−117.

50. Fernea E.W. Family. The Oxford encyclopedia of the modern Islamic world. J. L. Esposito (Ed.). Vol. 1. New York: Oxford University Press, 1995. Pp. 458–461.

51. Fish M.S. Islam and Authoritarianism. World Politics. 2002. № 55(1). Pp. 4–37.

52. Forster G., Fenwick J. The influence of Islamic values on management practice in Morocco. European Management Journal. 2015. № 33(2). Pp. 143−156.

53. Fox A.M., Alzwawi S.A., Refki D. Islamism, secularism and the woman question in the aftermath of the Arab Spring: evidence from the Arab barometer. Politics & Governance. 2016. № 4(4). Pp. 40–57.

54. Fuller G.E. The future of political Islam. The Future of Political Islam. Palgrave Macmillan, New York, 2003. Рp. 193−213.

55. Gibson J.L. Alternative Measures of Political Tolerance: Must Tolerance Be ‘Least-Liked’? American Journal of Political Science. 1992.36(2). Pp. 560–77.

56. Glas S., Spierings N., Scheepers P. Re-understanding religion and support for gender equality in Arab countries. Gender & Society. 2018. № 32(5). Pp. 686−712.

57. Glidden H.W. The Arab World. American Journal of Psychiatry. 1972. № 128(8). Pp. 984−988.

58. Göle N. Snapshots of Islamic modernities. Multiple modernities,. Routledge, 2017. Рp. 91–118.

59. Grinin L., Korotayev A. Great Divergence and Great Convergence. A Global Perspective. Dordrecht – Heidelberg – New York: Springer, 2015. 167 р.

60. Grinin L., Korotayev A., Tausch A. Islamism, Arab Spring, and the Future of Democracy. World System and World Values Perspectives. Dordrecht – Heidelberg – New York: Springer, 2018. 364 р.

61. Haddad Y.Y., Smith J.I. Islamic values among American Muslims. Family and gender among American Muslims. B.C. Aswad & B. Bilge (Eds.).Philadelphia: Temple University Press, 1996. Рp. 19–40.

62. Halstead J.M. Islamic values: a distinctive framework for moral education? Journal of Moral Education. 2007. № 36(3). Pp. 283−296.

63. Hammoudeh M.M. Islamic values and management practices: Quality and transformation in the Arab world. Routledge, 2016. 194 р.

64. Hanafi H. Alternative conceptions of civil society: A reflective Islamic approach. Alternative conceptions of civil society. 2002. Pp. 171−189.

65. Harahap S. The disclosure of Islamic values–annual report. The analysis of Bank Muamalat Indonesia’s annual report. Managerial Finance. 2003. № 29(7). Pp. 70–89.

66. Hayes B.C., McAllister I., Studlar D.T. Gender, postmaterialism, and feminism in comparative perspective. International, Political Science Review. 2000. № 21(4). Pp. 425−439.

67. Haynes A.W., Eweiss M.M.I., Mageed L.M.A., Chung D.K. Islamic social transformation: Considerations for the social worker. International Social Work. 1997. № 40. Pp. 265–275.

68. Hodge D.R. Working with Muslim youths: Understanding the values and beliefs of Islamic discourse. Children & Schools. 2002. № 24(1). Pp. 6−20.

69. Hodge D.R. Social work and the house of Islam: Orienting practitioners to the beliefs and values of Muslims in the United States. Social work. 2005. № 50(2). Pp. 162−173.

70. Hoffman M., Jamal A. Religion in the Arab Spring: between two competing narratives. Journal of Politics. 2014. № 76(3). Pp. 593−606.

71. Hofstede G. Culture’s consequences: International differences in work-related values. Beverly Hills, CA: Sage, 1980.

72. Husain S.A. Religion and mental health from the Muslim perspective. Handbook of religion and mental health. H.G. Koenig (Ed.).San Diego, CA, US: Academic Press, 1998. Рp. 279−290.

73. Inglehart R. Islam, gender, culture, and democracy. International Journal of Comparative Sociology. 2002. № 43(3−5). Pp. 224−228.

74. Inglehart R. (2003a). Human Values and Social Change. Leiden-Boston: Brill, 2003. 285 р.

75. Inglehart R. (ed.). (2003b). Islam, Gender, Culture and Democracy: Findings from the World Values Survey and the European Values Survey. Willowdale, ON: Sitter Publications, 2003. 340 р.

76. Inglehart R.F. The worldviews of Islamic publics in global perspective. Values and perceptions of the Islamic and Middle Eastern publics (Ed. by M. Moaddel). New York: Palgrave Macmillan, 2007. Pp. 25−46.

77. Inglehart R. Changing Values in the Islamic World and the West. Values, Political Action, and Change in the Middle East and the Arab Spring. Ed. by M. Moaddel and M. Gelfand. New York: Oxford University Press, 2017. Pp. 3–24.

78. Inglehart R., Baker W.E. Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values. American sociological review. 2000. № 65/1. Pp. 19−51.

79. Inglehart R., Norris P. (2003а). Rising Tide. New York: Cambridge University Press, 2003.

80. Inglehart R., Norris P. (2003b). The True Clash of Civilizations. Foreign Policy. March/April, 2003. Pp. 62−70.

81. Inglehart R., Welzel C. Modernization, cultural change, and democracy: The human development sequence. Cambridge University Press, 2005. 330 р.

82. Jafari M.F. Counseling values and objectives: A comparison of western and Islamic perspectives. The American Journal of Islamic Social Sciences. 1993. № 10. Pp. 326–339.

83. Jamal A.A., Tessler M.A. Attitudes in the Arab world. Journal of Democracy. 2008. № 19(1). Pp. 97−110.

84. Jandt F. An introduction to intercultural communication: Identities in a global community. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2006. 444 р.

85. Johns A.H. An Islamic System or Islamic Values? Nucleus of a Debate in Contemporary Indonesia. Islam and the Political Economy of Meaning: Comparative Studies of Muslim Discourse. 1987. Pp. 254−280.

86. Joma H.A.A.S. The Earth as a mosque: Integration of the traditional Islamic environmental planning ethic with agricultural and water development policies in Saudi Arabia. University of Pennsylvania, 1991. 89 р.

87. Joseph S. Patriarchy and development in the Arab world. Gender & Development. 1996. № 4(2). Pp. 14−19.

88. Kabasakal H., Bodur M. Arabic cluster: a bridge between East and West. Journal of World Business. 2002. № 37(1). Pp. 40−54.

89. Kabeer N. The quest for national identity: Women, Islam and the state in Bangladesh. Women, Islam and the State, Palgrave Macmillan, London, 1991. Рp. 115–143.

90. Karatnycky A. Muslim countries and the democracy gap. Journal of democracy. 2002. № 13(1). Pp. 99−112.

91. Kelly E.W., Aridi A., Bakhtiar L. Muslims in the United States: An exploratory study of universal and mental health values. Counseling and Values. 1996. № 40(3). Pp. 206–218.

92. Kenny J. Philosophy of the Muslim world: authors and principal themes, 2003. Vol. 14. CRVP.

93. Khan M.S. Humanism and Islamic education. Muslim Education Quarterly, 1987. № 4(3). Pp. 25–35.

94. Khan M.Z. Gardens of the Righteous. London: Routledge, 2012. 348 р.

95. Kim U., Triandis H.C., Kagitcibasi C., Choi S.C., Yoon G. Individualism and collectivism: Theory, method, and application. Thousand Oaks, CA: Sage, 1994. 400 р.

96. Korotayev A.V. Parallel Cousin (FBD) Marriage, Islamization, and Arabization. Ethnology. 2000. № 39/4. Pp. 395–407.

97. Korotayev A., Issaev L., Rudenko M., Shishkina A., Ivanov E. Afrasian Instability Zone and Its Historical Background. Social Evolution & History. 2016. № 15(2). Pp. 120−140.

98. Korotayev A.V., Issaev L.M., Shishkina A.R. Women in the Islamic Economy: a Cross-Cultural Perspective. St Petersburg Annual of Asian and African Studies. 2013. № 2. Pp. 105–116.

99. Korotayev A.V., Issaev L.M., Shishkina A.R. Female labor force participation rate, Islam, and Arab culture in cross-cultural perspective. Cross-Cultural Research. 2015. № 49(1). Pp. 3−19.

100. Kostenko V., Kuzmichev P., Ponarin E. Attitudes towards gender equality and perception of democracy in the Arab world. Research paper no. WP BRP 50/SOC/2014. Higher School of Economics, Moscow, 2014.

101. Kostenko V.V., Kuzmuchev P.A., Ponarin E.D. Attitudes towards gender equality and perception of democracy in the Arab world. Democratization. 2016. № 23(5). Pp. 862−891.

102. Kulwicki A. Health issues among Arab Muslim families. Family and gender among American Muslims, B.C. Aswad & B. Bilge (Eds.). Philadelphia: Temple University Press, 1996. Рp. 187–207.

103. Mahmoud V. African American Muslim families. Ethnicity and family therapy, 2nd ed.M. McGoldrick, J. Giordano, J.K. Pearce (Eds.). New York: Guilford Press, 1996. Рp. 122–128.

104. Metcalfe B.D. Women, empowerment and development in Arab Gulf States: a critical appraisal of governance, culture and national human resource development (HRD) frameworks. Human Resource Development International. 2011. № 14(2). Pp. 131–148.

105. Moaddel M. The Saudi Public Speaks: Religion, Gender, and Politics. International Journal of Middle East Studies. 2006. № 38. Pp. 79–108.

106. Moaddel M. (2007a). The Saudi public speaks: Religion, gender, and politics. Values and perceptions of the Islamic and Middle Eastern publics. New York: Palgrave Macmillan, 2007. Рp. 209−246.

107. Moaddel M. ed., (2007b). Values and perceptions of the Islamic and Middle Eastern publics. Dordrecht: Springer, 2007. 355 р.

108. Muchtar N., Hamada B.I., Hanitzsch T., Galal A., Masduki & Ullah M.S. Journalism and the Islamic Worldview: Journalistic roles in Muslim-majority countries. Journalism Studies. 2017. № 18(5). Pp. 555– 575.

109. Nasr S.H. The heart of Islam: Enduring values for humanity. Zondervan, 2009. 352 р.

110. Norris P., Inglehart R. Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2004. 392 р.

111. Norris P., Inglehart R. Islamic Culture and Democracy: Testing the “Clash of Civilizations” Thesis. Comparative Sociology, 2002. № 1. Pp. 235–63.

112. Norris P., Inglehart R.F. Muslim integration into Western cultures: Between origins and destinations. Political Studies. 2012. 60(2), Pp. 228–251.

113. Osman F. Islamic Values in the United States. Journal of Islamic Studies. 1997.Vol. 8, No. 2, Рp. 290–293.

114. Panjwani F.. From “Islamic” values to “religio-secular” values in Muslim contexts. The Routledge international handbook of education, religion and values. 2013. Р. 158.

115. Panjwani F., Moulin-Stożek D. Muslims, schooling and the limits of religious identity. Oxford Review of Education. 2017.Vol. 43. Pp. 519–523.

116. Parboteeah K.P., Paik Y., Cullen J.B. Religious groups and work values: A focus on Buddhism, Christianity, Hinduism, and Islam. International Journal of Cross Cultural Management. 2009. 9(1). Pp. 51–67.

117. Paxton P., Kunovich Sh. Women’s Political Representation: The Importance of Ideology. Social Forces. 82.1. Рp. 87–113.

118. Pettersson T. Muslim immigrants in Western Europe: Persisting value differences or value adaptation? In Values and Perceptions of the Islamic and Middle Eastern Publics Palgrave Macmillan, New York. 2007. Pp. 71–102.

119. Pintak L., Setiyono B. The mission of Indonesian journalism: Balancing democracy, development, and Islamic values. The International Journal of Press/Politics. 2011. 16(2), Pp. 185–209.

120. Ponarin E.D., Kostenko V.V. Attitude to Gender Equality in the Arab East. Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 6. № 12. С. 1838–1846.

121. Rafiki A., Wahab K.A. Islamic values and principles in the organization: A review of literature. Asian Social Science. 2014. 10(9), Pp. 1–7.

122. Richardson P.M. Possible influences of Arabic-Islamic culture on the reflective practices proposed for an education degree at the Higher Colleges of Technology in the United Arab Emirates. International Journal of Educational Development. 2004. 24(4). Pp. 429–436.

123. Rizzo H., Abdel-Latif A.H., Meyer K. The relationship between gender equality and democracy: A comparison of Arab versus non-Arab Muslim societies. Sociology. 2007. 41(6). Pp. 1151–1170.

124. Robertson C.J., Al-KhatibJ. A., Al-Habib M. The relationship between Arab values and work beliefs: An exploratory examination. Thunderbird International Business Review. 2002. 44. Pp. 583–601.

125. Rowley C.K., Smith N. Islam’s democracy paradox: Muslims claim to like democracy, so why do they have so little? Public Choice, 2009. 139(3-4). Pp. 273–299.

126. Roy O. The failure of political Islam. Harvard University Press. 1996. 256 р.

127. Shane S., Venkataraman S., MacMillan I. Cultural differences in innovation championing strategies. Journal of Management, 1995. 21. Pp. 931–952.

128. Shirokanova A. A comparative study of work ethic among Muslims and Protestants: Multilevel evidence. Social Compass. 2015. 62(4), Pp. 615–631.

129. Sibai A., Yamout R. Family-based old-age care in Arab countries: between tradition and modernity (63–76). Population dynamics in Muslim countries: assembling the jigsaw. Heidelberg – Berlin: Springer, 2012.

130. Simmons C., Simmons C., Allah M.H. English, Israeli-Arab and Saudi Arabian adolescent values. Educational Studies. 1994. 20(1). Pp. 69–86.

131. Spierings N. The influence of Islamic orientations on democratic support and tolerance in five Arab countries. Politics and Religion. 2014. 7(4). Pp. 706–733.

132. Stockemer D. Women’s descriptive representation in developed and developing countries. International Political Science Review. 2015. 36(4). Pp. 393–408.

133. Sullivan J.L., Marcus G., Feldman S., Piereson J.E. The Sources of Political Tolerance: A Multivariate Analysis.” American Political Science Review. 1981. 75(1). Pp. 92–106.

134. Tafti S.F., Hosseini S.F., Emami S.A. Assessment the corporate social responsibility according to Islamic values (case study: Sarmayeh Bank). Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2012. № 58. Pp. 1139–1148.

135. Tausch A. A look at international survey data about Arab opinion. Middle East Review of International Affairs. 2013. № 17(3). Pp. 57.

136. Tausch A. The new global antisemitism: Implications from the recent Adl-100 data. Middle East Review of International Affairs, 2014. № 18(3). Pp. 46

137. Tausch A. (2015a). The fertile grounds for ISIL terrorism. Telos Crit Theory Contemp. 2015. № 171. Pp. 54–75.

138. Tausch A. (2015b). Estimates on the global threat of Islamic State terrorism in the face of the 2015 Paris and Copenhagen attacks. Middle East Review of International Affairs. 2015. № 19(1). Рр. 37–58.

139. Tausch A. (2015c). Further insight into global and Arab Muslim opinion structures: statistical reflections on the 2013 Pew Report ‘The World’s Muslims’. Middle East Review of International Affairs. 2015. № 18(1). Рр. 8–24.

140. Tausch A. (2016a). Islamism and antisemitism. Preliminary evidence on their relationship from crossnational opinion data. Social Evolution History, 2016. № 15(2). Pp. 50–99

141. Tausch A. (2016b). The civic culture of the Arab world: a comparative analysis based on world values survey data. Middle East Review of International Affairs, 2016. № 20(1). Рр. 35–59.

142. Tausch A. Occidentalism, terrorism, and the Shari’ah State: new multivariate perspectives on Islamism based on international survey data (January 12, 2017.). https://ssrn.com/abstract=2731640 or http://doi.org/10.2139/ssrn.2731640 (accessed 10.05.2018).

143. Tessler M., Altinoglu E. Political Culture in Turkey: Connections Among Attitudes Toward Democracy, the Military and Islam. Democratization. 2004. № 11. Pp. 22–51.

144. Tessler M. (2002a). Do Islamic orientations influence attitudes toward democracy in the Arab world? Evidence from Egypt, Jordan, Morocco, and Algeria. International Journal of Comparative Sociology. 2002. № 43(3–5). Pp. 229–249.

145. Tessler M. (2002b). Islam and democracy in the Middle East: The impact of religious orientations on attitudes toward democracy in four Arab countries. Comparative Politics, 2002. 34(3). Рp. 337–354.

146. Tessler M. Arab and Muslim political attitudes: Stereotypes and evidence from survey research. International Studies Perspectives. 2003. 4(2). Рp.175−181.

147. Tlaiss H., Kauser S. The impact of gender, family, and work on the career advancement of Lebanese women managers. Gender in Management: An International Journal. 2011. № 26(1). Рр. 8–36.

148. Vitell S., Nwachukwu S., Barnes J. The effects of culture on ethical decision-making: An application of Hofstede’s typology. Journal of Business Ethics. 1993. № 12. Рр. 753–760.

149. Whiteoak J.W., Crawford N.G., Mapstone R.H. Impact of gender and generational differences in work values and attitudes in an Arab culture. Thunderbird International Business Review. 2006. № 48(1). Рp. 77–91.

150. World Bank 2018. Labor Force Participation Rate, Female. World Development Indicators Database. Washington, DC: World Bank. https://data.worldbank.org/indicator/SL.TLF.CACT.FE.NE.ZS (accessed 12.05.2018).

151. WVS 2018. World Values Survey Database. Vienna: Institute for Comparative Survey Research. http://www.worldvaluessurvey. org/wvs.jsp

152. Yaran C.S. Islamic Thought on The Existence of God: with contributions from Contemporary Western philosophy of religion. 2003.Vol. 16. CRVP.

153. Yeganeh H., May D. Cultural values and gender gap: A cross-national analysis. Gender in Management: An International Journal. 2011. № 26(2). Рр. 106–121.

154. Yousef D.A. Organizational commitment and job satisfaction as predictors of attitudes toward organizational change in a non-western setting. Human Relations. 2000. № 53. Рр. 513–537.

155. Yousef D.A. Islamic work ethic: A moderator between organizational commitment and job satisfaction in a cross-cultural context. Personnel Review, 2001. № 30. Рр.152–164.

156. Zakaria F. The Future of Freedom: Illiberal Democracy at Home and Abroad. New York WW Norton & Company, 2003. 301 р.

157. Zolberg A.R., Woon L.L. Why Islam is like Spanish: cultural incorporation in Europe and the United States. Politics & Society. 1999. №27(1). Рp. 5–38.

158. Zuhur S. Sexuality. The Oxford encyclopedia of the modern Islamic world. Vol. 4. J.L. Esposito (Ed.). New York: Oxford University Press, 1995. Рp. 35–37.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх