«Земля» как территориальное государство: кросс-культурный анализ ранних форм государственных образований

 
Код статьиS086919080003957-9-1
DOI10.31857/S086919080003957-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заместитель директора Института востоковедения РАН, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы24-38
Аннотация

Кросс-культурный анализ феномена «территориального государства» (англ. Territorial State, нем. Territorialstaat), который изначально восходит к племенной территории – «Земле», проведен с помощью транссубъектного системно-коммуникационного подхода, который определяет доминантную форму политических связей и отношений для каждого Ego, жившего в конкретное время и в конкретной местности. Этот новый подход учитывает не формальную, номинальную, а фактическую иерархию, реальные отношения соподчиненности в конкретном обществе. Важнейшим источником для определения доминантных политических (по сути тоже коммуникативных) связей и отношений являются актуальные для изучаемого периода правовые документы, регулирующие «жизненный мир» человека того времени.

Территориальные государства – это первые крупные государственные образования, исторически применявшееся понятие «земское государство», производное от слова «земля». В эту категорию также включаются и многочисленные государства-поместья Западной Европы IX–XIII вв., которые принято считать формами «сословной», или «сеньориальной» монархии. Образование союзов общин, с которого начинается «Земля» как территориальное государство, представляет собой начало процессов не только социогенеза, но и политогенеза. «Земля», или территориальное государство, рассматривается как особая форма системы политической организации, промежуточная между городом-государством (полисом) и абсолютной (реальной, а не номинальной, и потому истинной) монархией.

Ключевые слова«Земля», полюдье, полис, город-государство, союз городов, земское государство, монархия, абсолютизм
Получено20.03.2019
Дата публикации21.03.2019
Кол-во символов43143
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 Системно-коммуникационный подход к изучению истории, на основе которого анализируются ранние формы государства на Востоке и Западе, отталкивается от «жизненного мира»человека своей эпохи, который представляется в виде системы коммуникативных связей «исторического» Ego. Это транссубъектный взгляд, опосредованный через систему личности, субъекта истории, исключительно в масштабе мировосприятия этой личности. Развитие коммуникационных возможностей человека (развитие городов, транспорта, средств коммуникации, расширение периметра социальных связей) последовательно расширяло пределы «жизненного мира» человека, системы его коммуникативных связей и отношений. В соответствии с историческими трансформациями менялись и понятия земли, страны и государства.
2 Не углубляясь в многочисленные теории происхождения государства, отметим, что исследователи часто оперируют абстрактными категориями типа «протогосударство», «предгосударство», «зачаточное государство», «переходное государство», «раннее государство» [см.: Claessen, van de Velde (eds), 1987; Claessen, Oosten (eds), 1996 и др.], «сегментарное государство» [Southall, 1988, p. 52–82], и т.д. Отчасти соглашаясь с критикой существующей типологии государств и политических систем [Southall, 1965, p. 112–140], с одной стороны, разделяя точку зрения П. Л. Белкова об игре терминов при обозначении ранних форм государственных образований [Белков, 1995, p. 178– 182], с другой стороны, а также стремясь уменьшить неопределенность семантического поля абстрактных понятий, мы выделяем три понятия, наиболее важные с точки зрения политогенеза, которые довольно условно фиксируют основные этапы формирования государства: 1) город-государство («полис»), 2) территориальное государство (условно «земля») и 3) гражданское государство. В известной классификации Генри Классена и Питера Скальника такое деление соответствует этапам «зачаточного», «переходного раннего» и «типичного государства» [Claessen, Skalník, 1978, p. 22–23]. Нас интересуют лишь начальные стадии, которые в различных культурах развивались в разное время.
3 В соответствии с требованиями кросс-культурного метода семантических эквивалентов системно-коммуникационного подхода к изучению истории, к исследованию привлечен эмпирический материал по истории разных стран, регионов, культур и эпох: не только Востока (Месопотамии, Сасанидского Ирана, Арабского халифата, империи Великих Моголов и др.), но и Древней Греции, Римской империи, Древнерусского государства, европейского средневековья, России Нового времени. Базовой моделью для сравнительного изучения стал Кавказ, который отличается от других регионов мира чрезвычайным языковым, культурным, социально-политическим и конфессиональным многообразием.
4 Процессы распространения монотеистических религий на Кавказе (иудаизма с середины I в. до н.э., христианства с начала IV в. и ислама с первой половины VII в.), так же, как и сопутствовавшие им процессы сближения и слияния общин, укрупнения населенных пунктов, образования городов и эволюции ранних форм государственных образований, нашли свое отражение в сасанидских, сирийских, арабо-мусульманских, византийских, русскоязычных и других письменных источниках. Процессы социогенеза и политогенеза, которые в разных регионах мира происходили в разное время, здесь продолжались и в XIX в., когда Дагестан и другие области Восточного Кавказа вошли в состав Российской империи. Кавказ традиционно населяли различные типы обществ: от архаических родовых союзов и их более поздних локальных форм (тухумов, тейпов) с племенными культами до зрелых политических образований с развитыми социальными и духовными институтами (царства, княжества, владельческие образования, ханства, бекства, бийства, султанаты, эмираты, шамхальство, уцмийство, майсумство, имамат, система власти кадиев и др.). Благодаря усилиям таких ученых, как Максим Ковалевский, эти процессы хорошо задокументированы вместе с действовавшими в них нормами и установлениями обычного права [Ковалевский, 1887].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1208

Оценка читателей: голосов 0

1. Аверьянов К. А. Московские станы и волости XIV–XVI вв. Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1987. М., 1989. С. 114–122. [Averyanov K. A. Moscow camps and parishes of the XIV – XVI centuries. Ancient states on the territory of the USSR. Materials and research. 1987. M., 1989. Pp. 114–122 (in Russian)].

2. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI–XII вв.). М.: Восточная литература, 2003. 847 с. [Alikberov A. K. The Epoch of Classical Islam in the Caucasus: Abu Bakr al-Darbandi and his Sufi encyclopaedia “Rayhan al-haqa’iq” (XI–XII centuries). Moscow, 2003. 847 pp. (in Russian)].

3. Андерсон П. Родословная абсолютистского государства. Пер. с англ. Ивана Курилы. М.: Территория будущего, 2010. 512 с. [Anderson P. The origin of the absolutist state. Transl. from Eng. by Ivan Kurila. Moscow, 2010. 512 pp. (in Russian)].

4. Белков П. Л. Раннее государство, предгосударство, протогосударство: игра в термины? Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. Под ред. В. А. Попова. М.: Восточная литература, 1995. С. 178–182. [Belkov P. L. The early state, the pre-state, the proto-state: a game of terms? Early forms of political organization: from primitiveness to statehood. Ed. by V. A. Popov. Moscow, 1995. Pp. 178–182 (in Russian)].

5. Большаков О. Г. Средневековый город Ближнего Востока, VII–XII вв. М.: Наука; ГРВЛ, 1984. 344 с. [Bolshakov O. G. The medieval city of the Middle East, VII–XII centuries. Moscow, 1984. 344 pp. (in Russian)].

6. Ванина Е. Ю. «Шах шахов» или «шах Индии»? Территориальность и власть в империи Великих Моголов (XVI – первая половина XVIII в.). Под небом Южной Азии. Территория и принадлежность. Геополитическое конструирование и субъектность восприятия обитаемых пространств. Отв. ред. А. В. Бочковская. М.: Наука; ГРВЛ, 2016. С. 175–201 [Vanina E. Yu. “Shah of the Shahs” or “Shah of India”? Territoriality and power in the Mughal Empire (XVI – first half of the XVIII century). Under the sky of South Asia. Territory and affiliation. Geopolitical design and subjectivity of the perception of habitable spaces. Ed. by A. V. Bochkovskaya. Moscow, 2016. Pp. 175–201 (in Russian)].

7. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Изд. 6-е. Санкт-Петербург – Киев: Лито-тип. Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1909. 699 c. [Vladimirskij-Budanov M. F Overview of the history of Russian law. 6th Ed. St.-Petersburg – Kiev, 1909. 699 pp. (in Russian)].

8. Гербер И. Г. Известия о находящихся на западном берегу Каспийского моря, между Астраханью и рекою Кура, народах и землях и об их состоянии в 1728 году. История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв. Архивные материалы. Под ред. М. О. Косвена, Х.-М. Хашаева: Восточная литература, 1958. С. 31–78 [Gerber I. G. News of the peoples and lands on the western shore of the Caspian Sea, between Astrakhan and the Kura River, and their condition in 1728. History, geography and ethnography of Dagestan of the XVIII – XIX centuries Archival materials. Ed. by M. O. Kosven, H.-M. Hashaev. Moscow, 1958. Pp. 31–78 (in Russian)].

9. Дьяконов И. М. Переход к территориальному государству в Месопотамии. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности. Под ред. В. А. Якобсона. М.: Восточная литература, 2000. С. 57– 66 [D’yakonov I. M. The transition to a territorial state in Mesopotamia. History of the East. In 6 t. T. 1. East in antiquity. Ed. by V. A. Yakobson. Moscow, 2000. Pp. 57–66 (in Russian)].

10. Ерохин В. Н. Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI – первой половины XVII в. в современной британской исторической науке. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 751 с. [Erokhin V. N. The formation of the nation. The religious-political history of England of the XVI – first half of the XVII century in modern British historical science. Saint-Petersdurg, 2016. 751 pp.].

11. Зайков А. В. Общество древней Спарты: Основные категории социальной структуры. Екатеринбург: Изд. Уральскогоун-та, 2013. 196 с. [Zajkov A. V. Ancient Society of Sparta: Main Categories of Social Structure. Ekaterinburg, 2013. 196 pp. (in Russian)].

12. Игнатенко А.А. Проблемы этики в «княжьих зерцалах». Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М.: Наука; ГРВЛ, 1993. С. 176–198 [Ignatenko A. A. Problems of ethics in “mirrors for princes”. God – a man – a society in the traditional cultures of the East.Moscow, 1993. Pp. 176–198 (in Russian)].

13. Ильин М. В. Политический дискурс: Государство. Полис. 1994. № 1. С. 127–140 [Ilyin M. V. Political Discourse: State. Polis. 1994. № 1. Pp. 127–140 (in Russian)].

14. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч. 1. Под общ. ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. Изд. 2-е. М.: Норма, 2004. 624 c. [History of state and law gof foreign countries. Textbook for universities. In 2 parts. Part 1. Ed. by O. A. Zhidkov and N. A. Krasheninnikova. 2nd Ed. Moscow, 2004. 624 pp. (in Russian)].

15. Кобищанов Ю. М. Полюдье: Явление отечественной и всемирной истории. М., 1995. 319 c. [Kobishchanov Yu. M. Polyudye: The phenomenon of national and world history. Moscow, 1995. 319 pp. (in Russian)].

16. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. Санкт-Петербург, 1887. 432 с. [Kovalevskiy M. Law and custom in the Caucasus. Saint Petersburg, 1887. 432 pp. (in Russian)].

17. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.: Наука, 1991. 496 с. [Konstantin Bagryanorodniy. About empire management. Moscow, 1991. 496 pp. (in Russian)].

18. Мас‘удб. Намдар. Сборник рассказов, писем и стихов. Факсимиле текста. Предисл. и указ. В. М. Бейлиса. М., 1970. 65 с.+307 с. [Mas‘ud b. Namdar. Collection of stories, letters and poems. Facsimile text. Preface by V. M. Beylis. Moscow, 1970. 65 pp. + 307 pp. (in Russian)].

19. Памятная книжка Дагестанской области. Сост. Е. И. Козубский. Темир-Хан-Шура: Русская типография В. М. Сорокина, 1895. 729 с. [The memorial book of the Dagestan region. Comp. by E. I. Kozubsky. Temir-Khan-Shura, 1911. 729 pp. (in Russian)].

20. Саксонское зерцало. Памятник, комментарии, исследования. Отв. ред. В. М. Корецкий. М.: Наука, 1985. 272 с. [Saxon mirror. Monument, commentaries and research. Ed. by V. M. Koretsky. Moscow, 1985. 272 pp. (in Russian)].

21. Саутхолл Э. О возникновении государств. Альтернативные пути к цивилизации. М.: Логос, 2000. С. 130–136. [Sautholl E. On the emergence of states. Alternative ways to civilization. Moscow, 2000. Pp. 130–136 (in Russian)].

22. Светильник благонравия, или как обрести похвальные нравы и избавиться от порицаемых. Практические советы, почерпнутые в средневековых арабо-исламских «княжьих зерцалах». Сост., введ., пер. и коммент. А. А. Игнатенко. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. Общ. ред. А. А. Гусейнова. М.: Республика, 1992. С. 98–111 [The lamp of good manners, or how to gain laudable manners and get rid of those who are censured. Practical advice, gleaned in the medieval Arab-Islamic “mirrors for princes”. Comp., introd., transl. and comment. by A. A. Ignatenko. Ethical Thought: Scientific and publicistic readings.1991. Ed. by A. A. Guseinov. Moscow, 1992. Pp. 98–111 (in Russian)].

23. Сизов С. К. Ахейский союз. История древнегреческого федеративного государства (281– 221 гг. до н. э.). М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. 172 с. [Sizov S. K. Achaean Union. History of the Ancient Greek Federal State (281–221 BC). Moscow, 1989. 172 pp. (in Russian)].

24. Сокин А. А. Ганзейский союз в отечественной историографии (постановка проблемы). Исторический ежегодник. 2005. Сборник статей. Под ред. А. В. Якуба, В. П. Корзуна. Омск: Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского, 2006. С. 58–63 [Sokin A. A. The Hanseatic League in Russian historiography (problem statement). Historical Yearbook. 2005. Collection of articles. Ed. by A. V. Yakub, V. P. Korzun. Omsk, 2006. Pp. 58–63 (in Russian)].

25. Таценко Т. Н. Немецкие территориальные государства XVI в. в документах Научно-исторического архива Санкт-Петербургского института истории РАН: Исследования и материалы. СПб.: Дмитрий Буланин, 2017. 448 с. [Tacenko T. N. German territorial states of the XVI century in the documents of the Historical Archive of the St. Petersburg Institute of History, Russian Academy of Sciences: Research and Materials. Saint Petersburg, 2017. 448 pp. (in Russian)].

26. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. Под ред. и предисл. Б. А. Ларина. В 4-х тт. Изд. 2-е. Т. I. М.: Прогресс, 1986. 576 с. [Fasmer M. Etymological dictionary of the Russian language. Transl. by O. N. Trubacheva. Ed. and foreword by B. A. Larin. In 4 vols. 2nd Ed. Vol. I. Moscow, 1986. 576 pp. (in Russian)].

27. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т. Санкт-Петербург, 1890–1907 [Encyclopedic dictionary by Brockhaus and Efron. In 86 vols. Saint Petersburg, 1890–1907].

28. Askari, Nasrin. The Medieval Reception of the Shāhnāma as a Mirror for Princes.Studies in Persian Cultural History. Leiden: E. J. Brill, 2016. 404 pp.

29. Ayalon, David. The Great Yasa of Chingiz Khan: a Re-Examination. Studia Islamica. Vol. 33. 1971. Pp. 97–140.

30. Bayly C. A. Indian Society and the Making of the British Empire. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. 230 pp.

31. Claessen H. J. M. and P. van de Velde (eds). Early State Dynamics. Leiden: E. J. Brill, 1987. Claessen H. J. M. & J. G. Oosten (eds). Ideology and the Formation of Early States. Leiden: E. J. Brill, 1996.

32. Forster, Regula & Yavari, Neguin. Global Medieval: Mirrors for Princes Reconsidered. Cambridge: Harvard University Press, 2015. 234 pp.

33. Hansen, Mogens H. A Comparative Study of Thirty City-state Cultures: an Investigation. Royal Danish Academy of Sciences & Letters: Copenhagen Polis Centre, 2000. 639 pp.

34. Hassan, Daud. The Rise of the Territorial State and the Treaty of Westphalia. Yearbook of New Zealand Jurisprudence. Ed. G. Morgan. Vol. 9. 2006. Pp. 62–70.

35. Heuvel, Christine van den. Beamtenschaft und Territorialstaat: Behördenentwicklung und Sozialstruktur der Beamtenschaft im Hochstift Osnabrück 1550–1800. Kommissionsverlag: H. Th. Wenner, 1984. 460 pp.

36. Jones, Rhys. People / States / Territories: The Political Geographies of British State Transformation. Oxford: Blackwell Publishers, 2007. 595 pp.

37. Lennarz, Albert. Der Territorialstaat des Erzbischofs von Trier um 1220 nach dem Liber annalium iurium archiepiscopi et ecclesie Trevirensis: erster Theil.Universitäts-Buchdruckerei von Carl Georgi, 1900. 45 pp.

38. The Letter of Tansar. Transl. by Mary Boyce. Ed. by M. Minovi. Rome: Istituto Italiano per il Medio ed Estremo Oriente, 1968. 78 pp.

39. Minorsky V. A History of Sharvan and Darband in the 10th–11th centuries. Cambridge: Cambridge University Press, 1958. 219 pp.

40. Southall, Aidan. A Critique of the Typology of States and Political Systems. Political systems and the Distribution of Power. Ed. by M. Banton. London: Tavistock Publications, 1965. Pp. 112–140.

41. Southall, Aidan. The Segmentary State in Africa and Asia. Comparative Studies in Society and History, XXX, I, January 1988. Pp. 52–82.

42. Yacut’s geographisches Wörterbuch aus den Handschriften zu Berlin, St. Petersburg, Paris, London und Oxford. Hrsg. von F. Wüstenfeld. I–IV. Lpz., 1866–1873.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх