Взгляд Ганди на родную религию: уникальные черты и универсальные смыслы в индуизме

 
Код статьиS086919080002874-8-1
DOI10.31857/S086919080002874-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник Управления научной и инновационной политики Российского университета дружбы народов
Аффилиация: Управление научной и инновационной политики Российского университета дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы150-161
Аннотация

Исследование представляет собой предисловие к русскому переводу статьи М. К. Ганди (1869–1948) «Индуизм» (6.10.1921). Видя несовершенства индийского общества, мыслитель создает идеальный образ родной религии, который ассоциирует с подлинной древней верой и предлагает соотечественникам в качестве ориентира для изменения всех сфер их жизни. Суть предложенных им преобразований – в отказе от слепого преклонения перед любыми авторитетами и в апелляции к живому нравственному чувству как критерию значимости тех или иных религиозных установлений. Критический подход Ганди к современному состоянию родной религии и деятельность, направленная на ее преобразование, позволяют отнести его к числу реформаторов индуизма. Его религиозные взгляды глубоко гуманистичны. Он не признает религию как устоявшуюся систему догм и ритуальных практик. По мнению мыслителя, она призвана служить цели духовного развития каждого человека. Последнее неотделимо от его повседневного мирского опыта, поскольку религия пронизывает собой все сферы общественной жизни. Особенно значимой для Ганди была связь религии и политики. Не допуская использование религиозной риторики ради политических интересов, он одновременно настаивает на одухотворении политики, на ее согласовании с общими для разных вероучений этическими нормами. Ключевой для реформаторов вопрос о месте индуизма среди других вероучений Ганди решает в духе религиозного универсализма, признавая все крупнейшие религии различными Путями, ведущими к Единому Богу. Черты, определяющие своеобразие каждой религии, при этом символически отображают вклад, который призвана сделать соответствующая цивилизация в общечеловеческую судьбу.

Ключевые словареформация индуизма, неоиндуизм, религиозный универсализм, М. К. Ганди, традиция, модернизация
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ). Проект № 16-18-10427.
Получено27.12.2018
Дата публикации27.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1089

Оценка читателей: голосов 0

1. Абдураззакова М. А. Развитие концепции секуляризма в Индии: колониальный период. Индийские исследования в странах СНГ. М.: ИВ РАН, 2007. С. 255–270.

2. Абрамов Д. Б. Светское государство и религиозный радикализм в Индии. М.: ИМЭМО РАН, 2011.

3. Аряева Ю. Е. Индийский секуляризм: единство в многообразии. Индийские исследования в странах СНГ. М.: ИВ РАН, 2007. С. 271–289.

4. Бурмистров С. Л. Гандистский утопический проект: социально-философский анализ. Восток (Oriens). 2006. № 4. С. 55–69.

5. Бхагавадгита. Пер. с санскр., исслед. и примеч. В. С. Семенцова. М.: Восточная литература РАН, 1999.

6. Зонтхаймер Г.-Д. Пять компонентов индуизма и их взаимодействие. Древо индуизма. Отв. ред. И. П. Глушкова. М.: Восточная литература РАН, 1999. С. 265–282.

7. Комаров Э. Н., Литман А. Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. М.: Наука, 1969.

8. Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М.: Мысль, 1983.

9. Мартышин О. В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди. М.: Наука, ГРВЛ, 1970.

10. Меликов В. В. Неоиндуизм: протяженная двойственность (религиозно-философские и социально-политические интерпретации Вивекананды и Ганди). Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. Отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Наука, 1985. С. 222–237.

11. Неру Дж. Открытие Индии. Пер. с англ. В. В. Исааковича, Д. Э. Куниной и др. М.: Издательство иностранной литературы, 1955.

12. Померанц Г. С., Миркина З. А. Великие религии мира. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006.

13. Рыбаков Р. Б. Буржуазная реформация индуизма. М.: Наука, 1981.

14. Скороходова Т. Г. Бенгальское Возрождение. Очерки истории социокультурного синтеза в индийской философской мысли Нового времени. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008(1).

15. Скороходова Т. Г. Традиция в интерпретации мыслителей Бенгальского Возрождения. Вопросы философии. 2008(2). № 12. С. 142–152.

16. Ткачёва А. А. Соотношение идей духовной общности религий и индуистского мессианства в мировоззрении М. К. Ганди. Общественная мысль Индии: прошлое и настоящее. Отв. ред. А. Д. Литман. М.: Наука, ГРВЛ, 1989. С. 23–37.

17. Ткачёва А. А. «Новые религии» Востока. М.: Наука, ГРВЛ, 1991.

18. Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. М.: Восточная литература РАН, 1994.

19. Юрлова Е. С. «Неприкасаемые» в Индии. М.: Наука, ГРВЛ, 1989.

20. Юрлова Е. С. Индия: от неприкасаемых к далитам. Очерки истории, идеологии и политики. М.: Институт востоковедения РАН, 2003.

21. Bose R. C. Brahmoism; or, History of Reformed Hinduism from Its Origin in 1830, under Rajah Mohun Roy, to the Present Time. New York: Funk & Wagnalls, 1884.

22. Desai M. The Gospel of Selfless Action; or The Gita according to Gandhi. Ahmedabad: Navajivan Publishing House, 1946.

23. Gandhi Mahatma. The Collected Works. In 100 vols. New Delhi: Government of India. The Publications Division. Ministry of Information and Broadcasting, 1958–1994.

24. Gandhi M. K. The Essence of Hinduism, ed. V. B. Kher. Ahmedabad: Navajivan Publishing House, 1996.

25. Kripalani J. B. Gandhi. His Life and Thought. New Delhi: Government of India. The Publications Division. Ministry of Information and Broadcasting, 1970.

26. Nanda B. R. In Search of Gandhi: Essays and Reflections. New Delhi: Oxford University Press, 2002.

27. Zacharias H. C. E. Renascent India from Rammohan Roy to Mohandas Gandhi. London: G. Allen & Unwin ltd., 1933.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх