Нагота отшельников в письменных источниках и ее символическое значение

 
Код статьиS086919080002873-7-1
DOI10.31857/S086919080002873-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы142-149
Аннотация

Статья посвящена одной подробности, неоднократно встречающейся в монашеской литературе: отшельники в глубокой пустыне нередко изображаются нагими или скудно одетыми. Нагота объясняется или чисто практически (износом первоначальной одежды), или как дополнительный вид аскезы, или как крайняя степень отрешения от всего земного. Однако при сопоставлении с дохристианскими и раннехристианскими толкованиями Быт 3 можно сделать вывод, что нагота отшельников символизирует возврат к первоначальному безгрешному состоянию Адама и Евы. В эллинистических источниках, повествующих о блаженном народе, этому мотиву соответствует мотив единения с природой, возвращения к первоначальной гармонии.

Ключевые словаотшельники, земной рай, монашеская литература, Библия, Адам и Ева
Получено27.12.2018
Дата публикации27.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1496

Оценка читателей: голосов 0

1. Ванеева Е.И. Хождение Зосимы к рахманам. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 2: Л–Я. Л., 1989. С. 489–491.

2. Веселовский А.Н. Из истории романа и повести. Материалы и исследования. Вып. 1. Греко-византийский период. СПб., 1886.

3. Войтенко А.А. Оазис Ианния и Иамврия в агиографической традиции IV в. Диалог со временем. Вып. 37. М., 2011. С. 262–273.

4. Войтенко А.А. Яблоки и фиги. Одно разночтение в Житии св. Онуфрия Великого. Вестник Московского Государственного педагогического университета. Серия «Исторические науки». № 3(19). М., 2015. C. 80–88.

5. Мильков В. В. Тема земного рая в древнерусских апокрифах. 1: Хождение Зосимы к рахманам. Язык и текст. Том 3 (2016). № 4. С. 44–71.

6. Смагина Е.Б. Манихейство (по ранним источникам). М., 2011.

7. Adamschriften: Die apokryphen gnostichen Adamschriften: aus dem armenischen ubersetzt und untersucht. E. Preuschen. Giesen, 1900.

8. Amélineau E. Voyage d’un moine égyptien dans le desert, in: Institut Français d’Archéologie Orientale. Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l'archéologie égyptiennes et assyriennes: pour servir de bulletin à la Mission Française du Caire. Vol. 6. Nr. 3–4. Le Caire, 1885. Pp. 166–194.

9. Bibliotheca hagiographica graeca. F. Halkin, ed. Bruxelles, 1973. Vol. I–III. BHGa – Novum Auctarium. Bibliotheca hagiographica graeca. F. Halkin, ed. Bruxelles, 1984.

10. Burkert W. Apokalyptik im frühen Griechentum: Impulse und Transformationen. Apocalypticism in the Mediterranean World and the Near East. Proceedings of the International Colloquium on Apocalypticism, Uppsala, August 12–17, 1979. Ed. by D. Hellholm. Tübingen, 1989. Pp. 235–254.

11. Charlesworth J.H. History of the Rechabites (First to Fourth Centuries A.D.). A new translation and introduction by J.H. Charlesworth. The Old Testament Pseudepigrapha. Charlesworth J.H., ed. Vol. 2. New York – London. u.a., 1985. Pp. 443–446.

12. Coptic Martyrdoms in the Dialect of Upper Egypt. E.A. Wallis Budge, ed. (Coptic Texts. Vol. IV.) London, 1914.

13. Crum W.E. A Coptic Dictionary. Compiled with the help of many scholars by W.E. Crum. Oxford, 1979.

14. Cuvigny H., Hussein A., Wagner G. Les ostraca grecs d’Aïn Waqfa (Oasis de Kharga). Documents de fouilles de l’Institut Français d’Archéologie Orientale, XXX. Le Caire, 1993.

15. Cuvigny H., Wagner G. Les Ostraca grecs de Douch I–III. Le Caire, 1986–1992.

16. Encomiastica from the Pierpont Morgan Library. Five Coptic Homilies attributed to Anastasius of Euchaita, Epiphanius of Salamis, Isaac of Antinoe, Severian of Gabala, and Theopempus of Antioch. Ed. by P. Chapman, L. Depuydt, M.E. Foat, A.B. Scott, S.E. Thompson. L. Depuydt, General Editor. (CSCO. Vol. 554. Scriptores Coptici. Tomus 47). Lovanii, 1993.

17. Encomiastica from the Pierpont Morgan Library. Five Coptic Homilies attributed to Anastasius of Euchaita, Epiphanius of Salamis, Isaac of Antinoe, Severian of Gabala, and Theopempus of Antioch. Translated by P. Chapman, L. Depuydt, M.E. Foat, A.B. Scott, S.E. Thompson.With an Introduction by S.A. Harvey. L. Depuydt, General Editor. (CSCO. Vol. 555. Scriptores Coptici. Tomus 48). Lovanii, 1993.

18. Genesis Rabbah. The Judaic Commentary to the Book of Genesis. J. Neusner, ed. Vol. I–III. Atlanta, 1985.

19. Ginzberg L. Legends of the Jews. Philadelphia, 1947.

20. Haelewyck J.-C. Historia Zosimi de Vita Beatorum Rechabitarum. Édition de la version syriaque brève. Le Muséon, 127. Fasc. 1. Louvain, 2014. Pp. 95–147.

21. Halkin F. La vie de saint Onuphre par Nikolaos le Sinaïte. Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. N. S. Vol. 24. Roma, 1987. Pp. 7–27.

22. Hagiographica inedita decem e codicibus eruit F. Halkin. Turnhout; Leuven, 1989. Pp. 79–88.

23. Histories of the Monks of Upper Egypt and the Life of Onophrius by Paphnutius with a Discourse on saint Onnophrius by Pisentius of Coptos. T. Vivian, transl. (Cistercian Studies Series: Number One Hundred Forty). Kalamazoo, Michigan, 2000.

24. Homiletica, from the Pierpont Morgan Library. Seven Coptic Homilies attributed to Basil the Great, John Chrysostom, and Euodius of Rome. Ed. by D. Brakke, P. Chapman, Z. Pleše, J.R. Smith, M.C. Stone, C.S. Wansink, F. Weidmann. L. Depuydt, General Editor. (CSCO. Vol. 524. Scriptores Coptici. Tomus 43). Lovanii, 1991.

25. Juhl D. Die Askese im Liber Graduum und bei Afrahat. Eine vergleichende Studie zur frühsyrischen Frömmigkeit. Wiesbaden, 1996.

26. Malevez M. La nudité chez les ermites. Symbole et réalité. Actes du huitième congrès international d'études coptes, Paris, 28 juin – 3 juillet 2004. N. Bosson et A. Boud’Hors (éd.). (Orientalia Lovaniensa Analecta 163) Louvain–Paris–Dudley (Ma.), 2007. Pp. 537–548.

27. Midrash Bereshit Rabbah. Critical Edition with Notes and Commentary. J. Theodor and Ch. Albeck, ed. 2nd ed. Jerusalem, 1996. Vol. 1. Ch. III.VI.

28. Palladius. De Gentibus Indiae et Bragmanibus. W. Berghoff, ed. Meisenheim am Glan, 1967. (Beiträge zur klassischen Philologie, Heft 24).

29. Pietersma A. The Apocryphon of Jannes and Jambres the magicians: P. Chester Beatty XVI. Leyde, 1994.

30. Pietersma A., Lutz R.T. Jannes and Jambres (First to Third Centuries A.D.). A new Translation and Introduction by A. Pietersma and R.T. Lutz. The Old Testament Pseudepigrapha. J.H. Charlesworth, ed. Vol. 2. New York – London. u.a., 1985. Pp. 427–442.

31. Steinmann M. Collatio Alexandri et Dindimi – eine annotierte Arbeitsbibliographie. Göttinger Forum für Altertumswissenschaft, 4. Göttingen, 2001. Pp. 51–84.

32. Πάσχος Π. Β. `Ο ¢ναχωρ»τικος μοναχiσμõς κατ¦ τõν Δ/ α„îνα (Ð Β…ος τοà Μεγ£λου 'Ονοφρ…ου). Θεολογ…α. 61/4 (1990). Pp. 817–857.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх