Роль жеңге (снохи) в выборе невесты у каракалпаков (по материалам фольклора)

 
Код статьиS086919080000424-3-1
DOI10.31857/S086919080000424-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза
Адрес: Узбекистан, Нукус
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
Выпуск
Страницы102-110
Аннотация

В статье анализируется каракалпакское устное народное творчество, в частности те его образцы, которые связаны с традицией выбора невесты и были широко распространены среди народа во все времена, актуальны они и теперь, особенно у сельского населения.

На фольклорном материале автор выявляет место и роль снохи в семье при выборе подходящей пары, когда парни и девушки достигают брачного возраста. Традиционно у каракалпаков за девушками до замужества присматривала сноха – жена старшего брата или близкого родственника. Снохе обществом поручалось прививать девушкам полезные навыки, учить их культуре поведения в обществе и будущей семье, хозяйственным приемам и нравственным нормам. Словом, она была наставницей девушек. Сноха также несла ответственность за то, чтобы выдать девушку за достойного человека и сделать ее счастливой.

Особое внимание в статье уделено изучению традиции “кыз-жигитлер отырыспасы”, что в переводе означает – “посиделки девушек и юношей, проводимые под присмотром снохи и джигит-аги”, так как именно во время таких посиделок проходили “жууап айтыс” – “словесные состязания между девушками и юношами”, анализ текстов которых приводится в данной статье.

Ключевые словаТрадиция, фольклор, выбор невесты, сноха, молодежь, посиделки, словесное состязание.
Получено10.08.2018
Дата публикации18.10.2018
Кол-во символов19576
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 У народов Средней Азии существует бытовая традиция собираться и проводить время строго по возрастным и статусным группам, Так, существуют центры общения холостяков и места сборищ женатых мужчин, которыми чаще всего бывают общественные места [Свод этнографических понятий и терминов, 1956, с. 119]. Для общения молодежи – юношей и девушек, достигших брачного возраста, у каракалпаков обычно устраиваются посиделки, в которых имеют право участвовать молодые люди обоих полов, но под обязательным присмотром старших родственников. Юноши приходят на посиделки обычно в сопровождении жигит-ағи – мужчины в возрасте, пользующегося всеобщим уважением, а девушки действуют под руководством жеңге (снохи) – жены старшего брата или другого близкого родственника [Каракалпакский фольклор, 1982, с. 136]
2 Издавна у каракалпаков каждой возрастной группой руководил человек, пользовавшийся доверием в сообществе и имеющий большой жизненный опыт. За девушками на выданье, как правило, присматривала женге. В обязанности снохи входило следить, во что одета девушка, учить ее, что надо носить дома, а что в общественных местах, как пользоваться символикой в одежде. Снохи прививали будущим женам хозяйственные и поведенческие навыки, этические нормы, словом – выполняли роль их первых наставниц во всем, что надлежит знать взрослой женщине. Значимое место снохи в семье, ее главенствующая роль как воспитательницы невесты нашло богатое отражение во многих жанрах фольклора каракалпаков: пословицах, поговорках, песнях, сказках и эпосе. Например, в каракалпакском эпосе “Маспатша” Каршыга, женге молодой Айпарши, обращается к ней с такими словами:
3 Есть в женской жизни, Cтолько горьких битв! Позволь твоей наставницею быть, Опасен этот путь без провожатых, Легко о камень голову разбить… [Фольклор. Маспатша, 1988, с. 76].
4 Одной из основных обязанностей снохи было – выдать девушку замуж за достойного человека и сделать все для того, чтобы в дальнейшем она была счастлива в семейной жизни.
5 Следуя давней традиции, совершеннолетний молодой человек, если он хотел соблюсти приличие и этикет, должен был сначала выразить свои чувства к девушке и признаться ей в любви через ее сноху. Вот с какими словами обращается жених к снохе девушки в народной песне “Женгежан” (“Милая моя сноха”):
6
Бес пердели қолымда саз жаңлайды, Он саўсағым пердесинде ойнайды, Жигит қызсыз, қыз жигитсиз болмайды, Ўазыйпаңды билесенбе жеңгежан? Звучит пятиладный дутар, Мои десять пальцев перебирают струны Не бывает джигита – без девушки, а девушки – без джигита, Знаешь ли ты свои обязанности, женгежан? [Каракалпакский фольклор, 1982, с. 135]1.
1. Здесь и далее перевод с каракалпакского автора статьи. – Б.Б.
7

Молодая девушка, в свою очередь, тоже полагается на свою сноху:

8
Пәр – пәрдайым, пәрдайым, Гәп айтасыз ҳәр дайым, Бизге айтпа жеңгеме айт, Жеңгем биледи жағдайым. Зачем вы говорите об этом со мной? Лучше обратитесь к моей жеңге, Она все знает обо мне не хуже меня [Каракалпакский фольклор, 1982, с. 135]

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1599

Оценка читателей: голосов 0

1. Аимбетов К. Народная мудрость. Нукус: Каракалпакстан, 1988 (на каракалпак. яз.).

2. Алламбергенов К. Словесные состязание. Некоторые вопросы каракалпакской литературы. Нукус: Каракалпак. гос. ун-т им. Бердаха, 1982 ( на каракалпак. яз.).

3. Давкараев Н. Полное собрание сочинений. Т. 2. Нукус: Каракалпакстан, 1977 (на каракалпак. яз.).

4. Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969.

5. Есбергенов Х., Атамуратов Т. Традиция и их преобразование в быту каракалпаков. Нукус: Каракалпакстан, 1975.

6. Жийен жырау (Разоренный народ). Нукус: Каракалпакстан, 1981 (на каракалпак. яз.).

7. Каракалпакский фольклор. Т. V. Обрядовые песни. Нукус: Каракалпакстан, 1980 (на каракалпак. яз.).

8. Каракалпакский фольклор. Т. XI. Словесное состязание. Кн. I. Нукус: Каракалпакстан, 1982 (на каракалпак. яз.)

9. Коллектив. Орбита молодежи – 86. Поэзия. Проза. Литературоведение. – Нукус: Каракалпакстан, 1986 (на каракалпак. яз.).

10. Мамбетов К. Этнографические истории каракалпаков. Нукус: Каракалпакстан, 1995 (на каракалпак. яз.).

11. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. I. М.– Л.: Наука, 1956.

12. Словесные состязание. Т. 1. Сабит Муканов о словесных состязаниях. Алматы: Писатель, 1962 (на казах. яз.).

13. Фольклор. Маспатша / Пер. с каракалпак. А. Наумова. Нукус: Каракалпакстан, 1988.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх