Усвоение именных классов в цезском языке

 
Код статьиS0373658X0000928-9-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН
Адрес: Махачкала, 367025, Россия
Аффилиация: Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН
Адрес: Махачкала, 367025, Россия
Аффилиация: Гарвардский университет
Адрес: Кембридж, 02138, США
Аффилиация: Гарвардский университет
Адрес: Кембридж, 02138, США
Название журналаВопросы языкознания
ВыпускНомер 4
Страницы21-36
Аннотация

Данная статья преследует две взаимосвязанные цели. Первая, методологическая, — представление и обсуждение доступной методики по изучению детской речи; такая методика может быть применена к самым разным языкам, в том числе языкам малых народов или бесписьменным. Методика включает в себя создание корпуса детской речи и речи, обращенной к детям (в нашем исследовании около 10 часов живой речи), анализ этого корпуса и дальнейшее экспериментальное исследование моделей и закономерностей, которые попадают в поле зрения исследователя корпусного материала. Наша вторая цель состоит в том, чтобы, пользуясь этой методикой, рассмотреть систему именных классов (родов) в цезском языке нахско-дагестанской семьи и показать, как дети усваивают подобную систему при освоении родного языка. Главным вопросом является набор и соотношение предсказательных признаков, которые позволяют детям и взрослым приписывать конкретные слова к тому или иному именному классу. Данные нашего экспериментального исследования показывают, что дети и взрослые опираются на разные предсказательные признаки. В частности, для детей — носителей языка — формальные признаки существительного (например, начальный или конечный звук слова) играют более важную роль, чем семантика, в то время как для взрослых семантика имеет бóльшее значение.

Ключевые словадетская речь, именной класс (род), корпусная лингвистика, нахско-дагестанские языки, семантические признаки, фонологические признаки, цезский язык, экспериментальная методология
Источник финансированияРабота выполнена при поддержке Научного фонда США (NSF Graduate Research Fellowship Program; NSF IGERT 0801465; NSF 1144223) и стипендии по документации исчезающих языков (DEL)
Получено15.08.2015
Дата публикации15.08.2015
Кол-во символов1312
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 539

Оценка читателей: голосов 0

1. Бокарёв 1959 — Бокарёв А. Н. Цезские (дидойские) языки Дагестана. М.: Издательство АН СССР, 1959. [Bokarev A. N. Tsezskie (didoiskie) yazyki Dagestana [Tsez (Dido) languages of Dagestan]. Moscow: Academy of Sciences of the USSR, 1959.]

2. Гвоздев 1961 — Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Наука, 1961. [Gvozdev A. N. Voprosy izucheniya detskoi rechi [Problems of child speech study]. Moscow: Nauka, 1961.]

3. Имнайшвили 1963 — Имнайшвили Д. С. Дидойский язык в сравнении с гинухским и хваршийским языками. Тбилиси: Академия наук Грузинской ССР, 1963. [Imnaishvili D. S. Didoiskii yazyk v sravnenii s ginukhskim i khvarshiiskim yazykami [The Dido language in comparison with the Hinukh and Khvarshin languages]. Tbilisi: Academy of Sciences of the Georgian SSR, 1963.]

4. Халилов 1999 — Халилов М. Ш. Цезско-русский словарь. М.: Academia, 1999. [Khalilov M. Sh. Tsezskorusskii slovar’ [Tsez-Russian dictionary]. Moscow: Academia, 1999.]

5. Comrie, Polinsky 1999 — Comrie B., Polinsky M. Some observations on class categorization in Tsez. Studies in Caucasian linguistics: Selected papers of the Eighth Caucasian Colloquium. Van den Berg H. (ed.). Leiden: Universiteit Leiden, 1999. Pp. 125—139.

6. Gagliardi 2012 — Gagliardi A. Input and intake in language acquisition. Doct. dissertation. University of Maryland, 2012.

7. Gagliardi, Lidz 2014 — Gagliardi A., Lidz J. Statistical insensitivity in the acquisition of Tsez noun classes. Language. Vol. 90. No. 1. Pp. 58—89.

8. Karmiloff-Smith 1979 — Karmiloff-Smith A. A functional approach to child language. Cambridge: Cambridge University Press, 1979.

9. MacWhinney 1978 — MacWhinney B. The acquisition of morphophonology. Monographs of the Society for research in child development. 1978. Vol. 43. No. 1/2. Pp. 1—123.

10. Mills 1985 — Mills A. E. The acquisition of German. The crosslinguistic study of language acquisition. Slobin D. I. (ed.). Vol. 1. Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum, 1985. Pp. 141—254.

11. Mills 1986 — Mills A. E. The acquisition of gender: A study of English and German. Berlin: Springer, 1986.

12. Plaster et al. 2013 — Plaster K., Polinsky M., Harizanov B. Noun classes grow on trees: Noun classification in the North-East Caucasus. Language typology and historical contingency: In honor of Johanna Nichols. Bickel B., Grenoble L. A., Peterson D. A., Timberlake A. (eds). Amsterdam: John Benjamins, 2013. Pp. 153—170.

13. Rodina 1999 — Rodina Y. Semantics and morphology: The acquisition of grammatical gender in Russian. Doct. dissertation. Tromsø: University of Tromsø, 2009.

14. Szagun et al. 2007 — Szagun G., Stumper B., Sondag N., Franik M. The acquisition of gender marking by young German-speaking children: Evidence for learning guided by phonological regularities. Child Language. 2007. Vol. 34. No. 3. Pp. 445—471.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх