Триумф корейского христианства в РФ

 
Код статьиS268684310031316-5-1
DOI10.18254/S268684310031316-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник; руководитель проекта «Энциклопедия религиозной жизни современной России»
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, РФ, 107031 Москва, ул. Рождественка, 12
Название журналаВосточный курьер
ВыпускВыпуск №2
Страницы171-183
Аннотация

Исследуя вопрос о распространении корейского протестантизма в России, автор отмечает, что в конце XIX века в Корее возникают протестантские церкви, и происходит взрывной рост их численности и влияния. Еще в конце позапрошлого века корейские протестанты отправляли миссионеров во многие страны, в т. ч. в Россию; в 1909 г. началась миссионерская деятельность среди корейцев Приморья. Несмотря на сопротивление архиепископа Владивостокского и Камчатского Евсевия, миссионеры обратили в протестантизм значительное число проживавших в Приморье корейцев. В 20-е – 30-е гг. советские власти разгромили протестантские церкви Дальнего Востока, а корейцев депортировали в 1937 г. в Среднюю Азию. В годы Перестройки десятки тысяч корейцев вернулись в Приморье, а южнокорейские миссионеры возродили протестантские церкви, играющие заметную роль в религиозной, культурной жизни и в социальном служении. В постперестроечное время у российских корейцев возникли непонимание и конфликты с миссионерами из Южной Кореи, т. к. российские корейцы сильно ассимилировались в русской культуре, что обеспечило им успехи в миссионерской деятельности среди русских. Миссионеры покинули Приморье, и церкви стали полностью самостоятельными. Автор приходит к выводу, что ныне более 50 % прихожан корейских церквей — русские, а сами церкви лишаются этнических корейских черт.

Ключевые словарелигия на Дальнем Востоке, корейские церкви в России, пресвитериане в России, методисты в России, пастор Цой Кван Фуль, пастор Анатолий Ким
Получено19.06.2024
Дата публикации25.07.2024
Кол-во символов34690
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Укоренение христианства в Корее в конце XIX – начале XX в. Зарождение идеологемы «корейцы — богоизбранный народ»
2 Религиозная свобода, пришедшая в Российское государство в конце 80–х гг. ХХ в., породила возрождение религиозной жизни. В этом возрождении было много неожиданного и непредсказуемого. Одно из таких неожиданных явлений — заметная роль представителей корейского народа в развитии многих протестантских (и в меньшей степени других христианских) церквей. Согласно переписи 2021 г. в РФ проживает 88 тыс. корейцев. При такой малочисленности трудно ожидать, чтобы они играли серьезную роль в какой-либо сфере общественной жизни. Чрезвычайная активность корейских христиан в России отражает сильную приверженность корейского народа христианской вере не только в нашей стране. Корейские христиане ярко проявляют себя повсюду в мире (например, в США и Канаде), но наиболее показательно беспрецедентное обращение большинства корейского народа в христианство в течение конца XIX – начала XXI в самой Корее, в Корейской республике.
3 Первые католические миссионеры появились в Корее в конце XVIII в., но правительство запретило пропаганду христианства под страхом смерти. На протяжении почти столетия власти вели отчаянную борьбу с католиками, организовав в 1785–1876 гг. десять крупномасштабных кампаний по искоренению «западной идеологической диверсии». Множество корейских христиан были казнены или погибли в тюрьмах. Судьбу их разделили и иностранные миссионеры, в основном французские и китайские священники. Несмотря на репрессии корейская католическая община продолжала существовать и расти подпольно. К середине XIX в. появились и первые корейцы – католические священники, тайно отправленные общиной учиться в семинарию в Макао и после нелегально вернувшиеся на родину. К моменту фактической легализации христианства в 1880-е гг. численность католиков в Корее превышала 10 000 человек [Kim, 1988].
4 Решающую роль в появлении и развитии в Корее протестантизма сыграли западные миссионеры, деятельность которых началась в Корее в 1880-е гг. Массовое распространение протестантизма — в первую очередь дело рук американцев (в меньшей степени австралийцев и канадцев), первым из которых был пресвитерианин Гораций Аллен (Horace Newton Allen; 1858–1932), прибывший в Корею в 1884 г. В 1885 г. начали свою работу в Корее два других американских миссионера — методисты Гораций Ундервуд (Horace Grant Underwood; 1859–1916) и Генри Аппенцеллер (Henry Gerhard Appenzeller; 1858–1902). Пресвитерианство и методизм стали двумя основными течениями протестантизма, утвердившимися в Корее. В 1910 г. в Корее проживало уже 400 тыс. протестантов [Пак, 2017, с. 26].
5 Протестанты сыграли важную роль в модернизации и вестернизации корейского общества на рубеже веков. Протестантские миссионеры открыли в Корее первые больницы и школы, стояли у истоков высшего образования и народного просвещения. Исключительно в миссионерских школах — других женских учебных заведений тогда просто не было — получило образование первое поколение корейской женской интеллигенции.

всего просмотров: 5

Оценка читателей: голосов 0

1. 100 лет пресвитерианству в Приморском крае. Владивосток: Союз пресвитерианских церквей Приморского края, 2009. 88 с.

2. Бардина З. А. Христианская пресса: ее влияние на общество. Развитие в Приморье. Второй съезд Евангельских Церквей Приморского края. Владивосток, 2003. С. 38–40.

3. Дударенок С. М., Сердюк М. Б. История протестантских церквей Приморского края (XIX–XX вв.). Владивосток, Изд-во Приморского гос. ун-та, 2014. С. 465–487

4. Дударенок С., Федирко О. Возрождение и развитие протестантизма и католицизма на Дальнем Востоке России в 1990-е годы. Журнал фронтирных исследований. 2020. № 4. С. 12–44

5. Ермолаева Е. М. Влияние христианского фактора на политическую элиту Южной Кореи после освобождения (1945–1960 гг.). Корееведение. 2023. № 2 (3). С. 29–44

6. Интервью пастора методистской церкви Церкви Божьей Мечты во Владивостоке Анатолия Кима Сергею Филатову 28.09.2023. Архив автора

7. Интервью Сергея Филатова с пастором Вячеславом Ногаем, ректором пресвитерианской семинарии во Владивостоке. 30.09.2023. Архив автора

8. Ланьков А Христианство в Корее. РНЛ. 2006. URL: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/11/20/hristianstvo_v_koree (accessed 15.03.2024)

9. Пак. А. В. Религиозная ситуация в Корее и деятельность христианских миссионеров в конце XIX – начале XX в. М.: ИВ РАН, 2017. 223 с.

10. Пак Сын Ы. Проблемы сахалинских корейцев: история и нерешенные вопросы. Ариран. 2014. URL: https://www.arirang.ru/news/2014/14023.htm (accessed 04.04.2024)

11. Потапова Н. В. «Корейские церкви» на Сахалине в период постсоветской трансформации (1990-е гг). Общество, философия, история, культура. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koreyskie-tserkvi-na-sahaline-v-period-postsovetskoy-transformatsii-1990-e-gg (accessed 15.03.2024)

12. Чжын Хо Сан. Жизнь Цой Кван Фуля и исследование миссионерства в Приморье. Владивосток, 2004. 98 с.

13. Шин Д. История русских корейцев. 150 лет в России. Familio. 1997. URL: https://familio.media/history-and-we/istoriya-russkih-korejczev/?ysclid=ltagy2y0s3109445016. (Accessed 15.03.2024)

14. Kim A. A History of Christianity in Korea. Korea Journal. Seoul, 1988, No. 2. Pp. 103–145.

15. Lee Jung-Young. Christian Indigenization in Korea. Asian Pacific Quarterly of Cultural and Social Affairs. Seoul, 1986, No. 1. P. 17.

16. Wells K. New God, New Nation: Protestants and Self-Reconstruction Nationalism in Korea 1896–1897. Honolulu: Univ of Hawaii Pr., 1990. 224 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх