Indian Himalayas Ecosystem: Technological Civilization’s Challenges and Lessons of Man-made Catastrophes. Part I

 
PIIS268684310030370-5-1
DOI10.18254/S268684310030370-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Independent research scholar
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameOriental courier
EditionIssue 1
Pages214-225
Abstract

Basing on excerpts from ancient Indian sacred texts and vast scope of more recent religious and philosophical literature the author concludes that Indian public consciousness, formed on their ground, was permeated by the idea of nature deification and its inseverable relation to the life of a human being. These fundamental principles demonstrated extraordinary durability in the context of ongoing historical changes and found their embodiment in contemporary popular ecological movements, in folklore, rituals and customs. Deification of nature, as author asserts, is characteristic to predominantly rural population of India, and especially to ethnic groups which inhabit Himalayan regions of India. The article is supplemented by author’s photos.

KeywordsIndia, Rigveda, ecology, Himalayas, Himachal-Pradesh, Hinduism, Chipko movement, Kedarnath, Joshimath
Publication date22.04.2024
Number of characters31872
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Вопросы о роли и месте человека в окружающем его материальном мире, об отношении ко всему растительному и живому на земле — к рекам и природным ресурсам, к жизни в гармонии с природой, к неразрывной связи с ней и необходимости ее сохранения — находились в центре внимания далеких предков современных индийцев. По сути дела, за несколько тысячелетий до того, как немецкий естествоиспытатель и философ Э. Г. Геккель (1834–1919), как считается, ввел в научный обиход такое понятие как «экология», многие вопросы, которыми с тех пор занимается эта наука, находили свое простое, и, вместе с тем, очень убедительное толкование на мировоззренческом и понятийном уровнях в древнейших индусских религиозно-философских трактатах и мифологии — ведах, упанишадах, брахманах, пуранах, сутрах, а также в грандиозной эпической поэме «Махабхарата». Конечно, в них не было научных выкладок, доказательств, снимков из космоса и результатов лабораторных исследований, которыми оперирует экология. Важно другое —тексты, до сих пор считающиеся в Индии священными, объясняли, почему человек ради собственного существования и блага должен бережно относиться к природе, содержали весомое морально-этическое обоснование понятия, которое в наше время называют «экологическим сознанием». Иными словами, все устно передаваемые от учителя к ученику священные откровения, записанные уже спустя много веков, были просты и понятны каждому.
2 Нельзя не обратить внимание на еще одну принципиально важную особенность древних памятников индийской культуры: заложенные в текстах основополагающие принципы отношения человека к природе кардинально отличаются от западного восприятия действительности. Европейская парадигма превозносила человека как способный мыслить и действовать венец творения, оправдывая его господство над окружающим миром и право изменять этот мир в соответствии с потребностями, тогда как в Индии человек всегда воспринимался как неотъемлемая часть всего, что его окружает, подчеркивалась и объяснялась его неразрывная связь со всем сущим.
3 Заветы Ригведы
4 Основа восприятия мира была заложена в Индии еще в глубокой древности, в сакральных текстах индуизма. Самые древние из них — ведийские тексты, или веды, не были написаны определенным автором: их содержание было постигнуто избранными риши в процессе мистического озарения, затем устно передавалось на протяжении многих веков от учителя к ученикам, и только спустя много веков было изложено в письменной форме. Веды определяли образ жизни людей, мотивировали их поведение по отношению к природе, которая обожествлялась и воспринималась как единое целое с человеком. Никаких документальных свидетельств об образе жизни людей тех лет не сохранилось, можно лишь предположить, что человек интуитивно ощущал в повседневной действительности неразрывную связь со всем сущим на земле, понимал, что только бережно и вдумчиво относясь ко всему, что его окружает, может обеспечить свое благополучие и просто выжить, что убедительно подкреплялось священными откровениями, испокон веков почитавшимися превыше всего.

views: 40

Readers community rating: votes 0

1. Atharva Veda. Vol. 2. Bks VIII–XII. Tr. by T. Ya. Elizarenkova. Moscow: Vostochnaya literatura, 2007. 293 p. (in Russian).

2. Rig Veda. Vol. 1. Mandalas I–IV. Tr. by T. Ya. Elizarenkova. Moscow: Nauka, 1989. 768 p. (in Russian).

3. Rig Veda. Vol. 2. Mandalas V–VIII. Tr. by T. Ya. Elizarenkova. Moscow: Nauka, 1999. 755 p. (in Russian).

4. Rig Veda. Vol. 3. Mandalas IX–X. Tr. by T. Ya. Elizarenkova. Moscow: Nauka, 1999. 562 p. (in Russian).

5. Bahuguna P. Chipko: A Movement that Gave Forest Conservation a New Life. Frontline, August 21st, 2021. URL: https://frontline.thehindu.com/environment/photo-essay-chipko-a-movement-that-gave-forest-conservation-a-new-life/article35831455.ece (accessed 31.01.2024)

6. Bande U. Folk Traditions and Ecology in Himachal Pradesh. Delhi: Indus Publishing House, 2006, 175 p.

7. Kermani V. Hindu Roots of Modern “Ecology”. Indiafacts. 2016. URL: https://indiafacts.org/hindu-roots-modern-ecology/ (accessed 31.01.2024).

Система Orphus

Loading...
Up