Экосистема индийских Гималаев: вызовы техногенной цивилизации и уроки рукотворных катастроф. Часть I

 
Код статьиS268684310030370-5-1
DOI10.18254/S268684310030370-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Независимый исследователь
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосточный курьер
ВыпускВыпуск №1
Страницы214-225
Аннотация

Опираясь на выдержки из древнеиндийских священных текстов и обширный пласт более поздней религиозной философской и эпической литературы Индии, автор обосновывает тезис о том, что формировавшееся на их основе общественное сознание жителей страны было пронизано идеей обожествления природы и ее неразрывной связи с жизнью человека. Эти основополагающие принципы продемонстрировали необычайную стойкость к историческим переменам и воплотились в массовых природоохранных движениях, в фольклоре, обрядах и традициях, многие из которых живы и поныне. В основном, как утверждает автор, обожествление природы свойственно жителям сельских областей Индии, и, в особенности, этническим группам, населяющим предгималайские территории. Статья иллюстрируется авторскими фотографиями.

Ключевые словаИндия, Ригведа, экология, Гималаи, Химачал-Прадеш, индуизм, чипко, Кедарнатх, Джошиматх
Дата публикации22.04.2024
Кол-во символов31872
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Вопросы о роли и месте человека в окружающем его материальном мире, об отношении ко всему растительному и живому на земле — к рекам и природным ресурсам, к жизни в гармонии с природой, к неразрывной связи с ней и необходимости ее сохранения — находились в центре внимания далеких предков современных индийцев. По сути дела, за несколько тысячелетий до того, как немецкий естествоиспытатель и философ Э. Г. Геккель (1834–1919), как считается, ввел в научный обиход такое понятие как «экология», многие вопросы, которыми с тех пор занимается эта наука, находили свое простое, и, вместе с тем, очень убедительное толкование на мировоззренческом и понятийном уровнях в древнейших индусских религиозно-философских трактатах и мифологии — ведах, упанишадах, брахманах, пуранах, сутрах, а также в грандиозной эпической поэме «Махабхарата». Конечно, в них не было научных выкладок, доказательств, снимков из космоса и результатов лабораторных исследований, которыми оперирует экология. Важно другое —тексты, до сих пор считающиеся в Индии священными, объясняли, почему человек ради собственного существования и блага должен бережно относиться к природе, содержали весомое морально-этическое обоснование понятия, которое в наше время называют «экологическим сознанием». Иными словами, все устно передаваемые от учителя к ученику священные откровения, записанные уже спустя много веков, были просты и понятны каждому.
2 Нельзя не обратить внимание на еще одну принципиально важную особенность древних памятников индийской культуры: заложенные в текстах основополагающие принципы отношения человека к природе кардинально отличаются от западного восприятия действительности. Европейская парадигма превозносила человека как способный мыслить и действовать венец творения, оправдывая его господство над окружающим миром и право изменять этот мир в соответствии с потребностями, тогда как в Индии человек всегда воспринимался как неотъемлемая часть всего, что его окружает, подчеркивалась и объяснялась его неразрывная связь со всем сущим.
3 Заветы Ригведы
4 Основа восприятия мира была заложена в Индии еще в глубокой древности, в сакральных текстах индуизма. Самые древние из них — ведийские тексты, или веды, не были написаны определенным автором: их содержание было постигнуто избранными риши в процессе мистического озарения, затем устно передавалось на протяжении многих веков от учителя к ученикам, и только спустя много веков было изложено в письменной форме. Веды определяли образ жизни людей, мотивировали их поведение по отношению к природе, которая обожествлялась и воспринималась как единое целое с человеком. Никаких документальных свидетельств об образе жизни людей тех лет не сохранилось, можно лишь предположить, что человек интуитивно ощущал в повседневной действительности неразрывную связь со всем сущим на земле, понимал, что только бережно и вдумчиво относясь ко всему, что его окружает, может обеспечить свое благополучие и просто выжить, что убедительно подкреплялось священными откровениями, испокон веков почитавшимися превыше всего.

всего просмотров: 10

Оценка читателей: голосов 0

1. Атхарваведа. Т. 2. Кн. VIII–XII. Пер. Т. Я. Елизаренковой, M.: Восточная литература, 2007. 293 c.

2. Ригведа. Т. 1. Мандалы I–IV. Пер. Т. Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1989. 768 с.

3. Ригведа. Т. 2. Мандалы V–VIII. Пер. Т. Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1999. 755 c.

4. Ригведа. Т. 3. Мандалы IX–X. Пер. Т. Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1999. 562 c.

5. Bahuguna P. Chipko: A Movement that Gave Forest Conservation a New Life. Frontline, August 21st, 2021. URL: https://frontline.thehindu.com/environment/photo-essay-chipko-a-movement-that-gave-forest-conservation-a-new-life/article35831455.ece (accessed 31.01.2024)

6. Bande U. Folk Traditions and Ecology in Himachal Pradesh. Delhi: Indus Publishing House, 2006, 175 p.

7. Kermani V. Hindu Roots of Modern “Ecology”. Indiafacts. 2016. URL: https://indiafacts.org/hindu-roots-modern-ecology/ (accessed 31.01.2024).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх