Экзистенциальные мотивы в творчестве японского прозаика Дадзая Осаму

 
Код статьиS268684310030135-6-1
DOI10.18254/S268684310030135-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: независимый исследователь
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосточный курьер
ВыпускВыпуск №1
Страницы161-169
Аннотация

Характерной особенностью философии экзистенциализма стала ее близость к художественной литературе. Экзистенциалистские идеи, воплотившись в творчестве ряда европейских и американских писателей, оказались созвучными мировосприятию ряда японских прозаиков, таких, например, как Дадзай Осаму, творчество которого до сих пор широко востребовано читательской аудиторией Японии. В последнем законченном сочинении Дадзая — повести «Исповедь “неполноценного” человека» явственно слышны экзистенциальные мотивы, и подробно описан духовный распад личности японского интеллигента, как бы насильно заброшенного в жестокий и бессмысленный мир постиндустриального общества. Автобиографический герой «Исповеди» предпринимает отчаянные попытки найти соответствующий этому бесчеловечному миру способ существования, однако несмотря на все усилия, оказывается из него исторгнутым. Герой Дадзая, отвергающий общество и ставящий во главу угла асоциального индивидуума, способен дать достаточно трезвую оценку японского социального устройства. Подвергая критике общество как таковое, автор также критикует конкретные социальные отношения с их отчужденностью, атомизацией граждан и жестокой конкуренцией. Одаренный, остро чувствующий художник Дадзай Осаму сумел разглядеть процесс распада традиционного самосознания японца в меняющихся условиях жизни Японии ХХ века. Японский прозаик наделил персонажа повести свободой экзистенциального выбора «Я», однако тот вынужден выбирать не между «подлинным Я» и «неподлинным Я», а искать лишь какую-нибудь из форм «неподлинного Я». Это эрзац-свобода экзистенциального индивидуума, социального изгоя-эгоиста, идущего на поводу собственных желаний.

Ключевые словаэкзистенциализм, социальное устройство Японии, японская литература, Дадзай Осаму, японская идентичность
Получено28.02.2024
Дата публикации22.04.2024
Кол-во символов23675
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Первые слабые ростки экзистенциальных настроений в Японии начали появляться на закате эпохи Мэйдзи (1868–1911) с проникновением в страну сочинений А. Шопенгауэра (1788–1860) и Ф. Ницше (1844–1900). Следует заметить, что вышеупомянутые предтечи экзистенциализма сами испытали сильное воздействие восточной духовной традиции, а их теории получили продолжение в работах представителей «философии жизни» и феноменологии, оказавших глубокое влияние на одного из самых авторитетных адептов философии экзистенциализма — немецкого мыслителя М. Хайдеггера (1889–1976). В послевоенное время эта философия обрела довольно широкую популярность [Козловский, 1975; Скворцова, Луцкий, 1985]. Влияние экзистенциальной философии на японскую общественную жизнь ощущается и в наши дни. Причина тому — постепенное разочарование японских интеллектуалов в возможности устроить мир на основе рационалистических принципов Запада. Экзистенциалистские чувства одиночества и отчужденности проявились в среде западной интеллигенции в ХХ в. и в итоге превратились в целую философскую систему взбунтовавшегося против своей униженности и «заброшенности» индивидуума, ощутившего абсурдность бытия и возомнившего себя его центром.
2 Характерная особенность экзистенциализма — близость художественной литературе. «Предельная напряженность переживания кризиса буржуазной цивилизации ХХ века как невозместимого износа духовных смыслов и ценностей; метафизическое освящение этой «смыслоутраты» через отсылку к извечному трагизму смертного «человеческого удела»; тщетные намерения его преодолеть (нередко — попросту претерпеть), перестраивая изнутри миросозерцательные установки самой личности, нравственно «выпавшей» из привычного социума и покинутой в одиночестве среди враждебности сущего, — все эти признаки, особенно выпукло обозначающиеся в экзистенциализме, побуждают усматривать перекличку с ним всякий раз, когда произведения крупных мастеров слова обнаруживают сходное звучание, хотя бы оно и возникало вполне независимо на той же духовно-исторической почве» [Великовский 1975, с. 851]. На Западе экзистенциалистские идеи наиболее ярко воплотились в творчестве таких европейских и американских писателей, как Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар, Жан Ануй, Андре Мальро, Мигель де Унамуно, Норман Мейлер, Джеймс Болдуин, Уильям Голдинг, Айрис Мэрдок, Альфред Дёблин и др. В Японии — у таких прозаиков, как Сиина Риндзо (椎名麟三; 1919–1973), Дадзай Осаму (太宰治; 1909–1948) и Абэ Кобо (安部 公房, 1924–1993) [Скворцова, Луцкий, 2018; Скворцова, Луцкий, 2016, с. 351–360]. «Японские литераторы усматривали в учении экзистенциализма нечто родственное традиционному мышлению и эстетическим взглядам японцев. Экзистенциалистское положение о беспомощности разума, отказ от объективного познания и преобразования реальности, отношение к существованию как к бытию-для-смерти легко согласовывались с мистикой эзотерического буддизма, пустившего глубокие корни в сознании японцев» [Рёхо, 1977, с. 87–88]. Экзистенциальные мотивы «несчастного сознания» слабой личности в творчестве как японских, так и западных писателей были порождены, в основном, социальными проблемами. Однако у японцев эти мотивы были обусловлены прежде всего переживаниями, связанными с ломкой феодальных традиций и утратой многовековых общепринятых ценностей. Стремительность общественных перемен в стране, повлекшая за собой глубокий духовный кризис национального менталитета во многом способствовала обращению ряда японских авторов к экзистенциализму.

всего просмотров: 12

Оценка читателей: голосов 0

1. Великовский С. И. Экзистенциализм. Краткая литературная энциклопедия. Т. 8. М.: Советская энциклопедия, 1975. С. 851–854.

2. Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Сёрена Киркегора. М.: Искусство, 1970, 248 с.

3. Григорьева Т. П. Японская литература ХХ века. М.: Худлит, 1983. 302 с.

4. Гэндай нихон бунгаку кан (Антология современной японской литературы). Т. 36. Дадзай Осаму. Токио: Бунгэй сюндзю, 1968. 494 с.

5. Камю А. Избранное. М.: Прогресс, 1969, 543 с.

6. Кин Д. Нихон бунгаку-о ёму (Читая японскую литературу). Токио: Бунгэй сюндзю, 1977. 278 с.

7. Козловский Ю. Б. Философия экзистенциализма в современной Японии. М.: Наука, 1975, 183 с.

8. Рёхо К. Современный японский роман. М.: Наука, 1977. 303 с.

9. Скворцова Е. Л., Луцкий А. Л. К проблеме восприятия западной философии в Японии (Экзистенциализм и японская духовная традиция). Вопросы философии. 1985. № 10. С. 132–139.

10. Скворцова Е. Л., Луцкий А. Л. Об экзистенциальном сопоставлении Абэ Кобо и Альбера Камю. Пути японской культуры. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 608 с.

11. Скворцова Е. Л., Луцкий А. Л. Экзистенциализм в Японии и его влияние на творчество писателя Сиина Риндзо. Филология: научные исследования, 2016. № 4. С. 351–360.

12. Современная японская повесть. Ред. К. Рёхо. М.: Прогресс, 1980. 672 с.

13. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Академический проект, 2011. 447 с.

14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

15. Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword, Patterns of Japanese Culture. Boston: Houghton, Mifflin Company, 1946. 324 p. (in English).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх