Not Just Hokusai: Three Waves of Japanese Culture in the West. Part II. The Second Wave: Not Only Kurosawa. Japanese Film Breakthrough to Western Screens

 
PIIS268684310030105-3-1
DOI10.18254/S268684310030105-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Center of Japanese Studies, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameOriental courier
EditionIssue 1
Pages226-238
Abstract

The second cultural wave from Japan covered Europe and the United States in the 1950–1960s with two powerful streams that captured the field of art (cinema) and the religious and spiritual sphere (Zen Buddhism). For the Japanese, these years were an important and tense period in their history. Having suffered a crushing defeat in war with enormous loss of life and the excruciating tragedy of the atomic bombings and then the American occupation, the entire nation began its spiritual, physical and moral rebirth with extraordinary enthusiasm.

KeywordsJapanese cinema, Akira Kurosawa, Kenji Mizoguchi, jidaigeki, Rashomon, Seven Samurai, spaghetti western, Zen Buddhism, Suzuki Daisetsu
Received27.02.2024
Publication date22.04.2024
Number of characters27322
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Японский кинопрорыв на экраны Запада
2 Известно, что из всех искусств самым массовым является кино, и именно в создании современной национальной киноиндустрии воплотилась вся творческая энергия японцев, которые сделали 1950-е гг. «золотым веком» японского кинематографа. Именно тогда в Японии была создана так называемая «большая шестерка», представляющая собой шесть ведущих японских кинокомпаний, которые почти сразу заработали на всю мощность, производя более 500 фильмов в год. Появилось новое поколение японских режиссеров, часть из которых успела талантливо заявить о себе в предвоенные годы, но их имена никогда раньше не звучали за пределами национальных границ; да и само японское кино долгие годы оставалось практически неизвестным в мире. С наступлением 1950-х годов японские кинематографисты с большим триумфом «прорубили окно» на Запад, познакомив зарубежного зрителями с самобытными национальными картинами.
3 Все началось с Акиры Куросавы и его прославленной ленты «Расёмон» (羅生門, 1950 г.), отмеченной в 1951 г. «Золотым львом» — высшей наградой Венецианского кинофестиваля, и открывшей японское кино для Европы и Америки. Эта работа великого мастера считается самым известным японским фильмом с самым широким кинопрокатом. Печально, что в Японии Куросаву признавали и ценили куда меньше, чем в других странах, считая его самым «западным» японским режиссером [Катасонова, 2016, с. 273–293]. На родине предпочитали других мастеров экрана, близких к популярным национальным жанрам.
4 Действие фильма разворачивается в ХI веке, хотя его события могли бы происходить в любое другое время. Суть картины в разгадке тайн человеческого сознания. В центре сюжета находится расследование по делу об убийстве самурая и изнасиловании его жены, происшедшие в лесу неподалеку от разрушенных ворот Расёмон. События того дня пытаются воспроизвести 4 свидетеля, в том числе, дух самой жертвы. Каждый открывает все новые и новые подробности случившегося, что существенно меняет общую картину преступления и даже имя его виновника. Какая из версий правдива? Этот вопрос мучает зрителя на протяжении всего просмотра, держа зал в необычайном напряжении, которое надолго остается и после окончания фильма (Илл. 1).
5
image1

6 Илл. 1. «Расёмон», режиссер Акира Куросава, 1950 г. Кадр из фильма
7 Fig. 1. “Rashomon”, directed by Akira Kurosawa, 1950. Still from the film
8 Source: URL: >>>> (accessed 25.09.2023)
9 Вскоре на Западе даже появился специальный термин — «эффект Расёмона», который стал широко использоваться в психологии и юриспруденции, в литературе и кинематографе. Речь о противоречивых и субъективных интерпретациях одних и тех же событий очевидцами, на чем построен сюжет фильма, а впоследствии и других лент японских и зарубежных авторов. «Эффектом Расёмона» не раз пользовался известный американский режиссер Брайан Сингер, не говоря уже о такой культовой фигуре, как Квентин Тарантино, воплотивший эту идею в своей дебютной картине «Бешеные псы» (1992). Режиссер оказался весьма восприимчив к японскому влиянию, и отпечаток творчества Куросавы заметен почти во всех его картинах, впрочем, как и огромный интерес к Японии.

views: 42

Readers community rating: votes 0

1. Smirnov N. “Seven Samurai”: The Path of a Warrior from Japan to a Distant Galaxy. Kinopoisk. (in Russian). 26.04.2019. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3354834/?ysclid=lmhqt8vkkw178244131 (accessed 27.04.2019).

2. Ten Kurosawa Films You Can’t Miss. RIA NEWS. (in Russian). 23.03.2010. URL: https://ria.ru/20100323/215910993.html?ysclid=lmhqv7u4v0428398134 (accessed 24.03.2010).

3. Zavadsky M. East in the West (about Zen Buddhism). Expert. 28.12.2010. (in Russian). URL: https://expert.ru/avtory/mark_zavadskiy/5/?ysclid=lsn5nh19zz546206074 (accessed 08.02.2023)

4. Katasonova E. L. Notes on Japanese Cinema: All Shades of Pink. Japanese Studies. 2016 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zametki-o-yaponskom-kino-vse-ottenki-rozovogo/viewer (accessed 08.02.2024).

5. Katasonova E. L. Not Just Hokusai: Three Waves of Japanese Culture in the West. Part I. Oriental Courier. 2023. No. 3. Pp. 222–233 (in Russian).

6. Katasonova E. L. Yakuza-eiga: History of the Genre. Japan Yearbook. 2015. Pp. 225–240 (in Russian).

7. Katasonova E. L. Kurosawa Akira: Samurai with a Russian Soul. Japan Yearbook. 2016. Pp. 273–293 (in Russian).

8. The Best Films of All Time according to Sight&Sound. Kinopoisk. 2024 (in Russian). URL: https://www.kinopoisk.ru/lists/movies/best_by_sight_sound/?ysclid=lsd53g29cf180252653 (accessed 23.01.2024).

9. Matisse H. How I Made My Books. The Art of Books 1958–1960, Iss. 3. Moscow: Iskusstvo, 1962. Pp. 183–184 (in Russian).

10. Statsenko V. A Long Time Ago in a Galaxy Far, Far away: 45 Years Ago the First Film of the Star Wars Saga Was Released. RT in Russian. (in Russian). 25.05.2022. URL: https://russian.rt.com/nopolitics/article/1007297-zvyozdnye-voiny-45-let?ysclid=lmhqwjg4ix119877649 (accessed 25.03.2023)

11. Trofimenkov M. On “The Tales of the Misty Moon after the Rain” of Kenji Mizoguchi. Kommersant. (in Russian). 24.10.2008. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1043963 (accessed 11.11.2023).

12. Cherny M. Reviews and reviews. For a fistful of dollars. U not alone. (in Russian). 29.01.2011. URL: https://unotalone.ru/catalog/8455/reviews?ysclid=lsd48r9p6v374441535 (accessed 23.01.2024).

Система Orphus

Loading...
Up