Не только Хокусай: три волны японской культуры на Западе. Часть II. Вторая волна: не только Куросава. Японский кинопрорыв на экраны Запада

 
Код статьиS268684310030105-3-1
DOI10.18254/S268684310030105-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Центр японских исследований Института востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосточный курьер
ВыпускВыпуск №1
Страницы226-238
Аннотация

Вторая культурная волна из Японии накрыла Европу и США в 1950–1960 гг. сразу двумя мощными потоками, захватившими область искусства (кинематография) и религиозно-духовную сферу (дзэн-буддизм) (см. Часть I [Катасонова, 2023]). Для японцев эти годы были важным и напряженным периодом в их истории. Пережив сокрушительное поражение в войне с огромными человеческими жертвами и испытав мучительную трагедию атомных бомбардировок, а затем американскую оккупацию, вся нация с необычайным энтузиазмом приступила к духовному, физическому и нравственному возрождению.

Ключевые словаяпонский кинематограф, Акира Куросава, Кэндзи Мидзогути, дзидайгэки, Расёмон, Семь самураев, спагетти-вестерн, дзэн-буддизм, Судзуки Дайсэцу
Получено27.02.2024
Дата публикации22.04.2024
Кол-во символов27322
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Японский кинопрорыв на экраны Запада
2 Известно, что из всех искусств самым массовым является кино, и именно в создании современной национальной киноиндустрии воплотилась вся творческая энергия японцев, которые сделали 1950-е гг. «золотым веком» японского кинематографа. Именно тогда в Японии была создана так называемая «большая шестерка», представляющая собой шесть ведущих японских кинокомпаний, которые почти сразу заработали на всю мощность, производя более 500 фильмов в год. Появилось новое поколение японских режиссеров, часть из которых успела талантливо заявить о себе в предвоенные годы, но их имена никогда раньше не звучали за пределами национальных границ; да и само японское кино долгие годы оставалось практически неизвестным в мире. С наступлением 1950-х годов японские кинематографисты с большим триумфом «прорубили окно» на Запад, познакомив зарубежного зрителями с самобытными национальными картинами.
3 Все началось с Акиры Куросавы и его прославленной ленты «Расёмон» (羅生門, 1950 г.), отмеченной в 1951 г. «Золотым львом» — высшей наградой Венецианского кинофестиваля, и открывшей японское кино для Европы и Америки. Эта работа великого мастера считается самым известным японским фильмом с самым широким кинопрокатом. Печально, что в Японии Куросаву признавали и ценили куда меньше, чем в других странах, считая его самым «западным» японским режиссером [Катасонова, 2016, с. 273–293]. На родине предпочитали других мастеров экрана, близких к популярным национальным жанрам.
4 Действие фильма разворачивается в ХI веке, хотя его события могли бы происходить в любое другое время. Суть картины в разгадке тайн человеческого сознания. В центре сюжета находится расследование по делу об убийстве самурая и изнасиловании его жены, происшедшие в лесу неподалеку от разрушенных ворот Расёмон. События того дня пытаются воспроизвести 4 свидетеля, в том числе, дух самой жертвы. Каждый открывает все новые и новые подробности случившегося, что существенно меняет общую картину преступления и даже имя его виновника. Какая из версий правдива? Этот вопрос мучает зрителя на протяжении всего просмотра, держа зал в необычайном напряжении, которое надолго остается и после окончания фильма (Илл. 1).
5
image1

6 Илл. 1. «Расёмон», режиссер Акира Куросава, 1950 г. Кадр из фильма
7 Fig. 1. “Rashomon”, directed by Akira Kurosawa, 1950. Still from the film
8 Source: URL: >>>> (accessed 25.09.2023)
9 Вскоре на Западе даже появился специальный термин — «эффект Расёмона», который стал широко использоваться в психологии и юриспруденции, в литературе и кинематографе. Речь о противоречивых и субъективных интерпретациях одних и тех же событий очевидцами, на чем построен сюжет фильма, а впоследствии и других лент японских и зарубежных авторов. «Эффектом Расёмона» не раз пользовался известный американский режиссер Брайан Сингер, не говоря уже о такой культовой фигуре, как Квентин Тарантино, воплотивший эту идею в своей дебютной картине «Бешеные псы» (1992). Режиссер оказался весьма восприимчив к японскому влиянию, и отпечаток творчества Куросавы заметен почти во всех его картинах, впрочем, как и огромный интерес к Японии.

всего просмотров: 39

Оценка читателей: голосов 0

1. Cмирнов Н. «Семь самураев»: путь воина от Японии до далекой галактики. Кинопоиск. 26.04.2019. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3354834/?ysclid=lmhqt8vkkw178244131 (accessed 27.04.2019).

2. Десять фильмов Куросавы, которые нельзя не увидеть. РИА НОВОСТИ. 23.03.2010. URL: https://ria.ru/20100323/215910993.html?ysclid=lmhqv7u4v0428398134 (accessed 24.03.2010).

3. Завадский М. Восток на Западе (о дзэн-буддизме). Эксперт. 28.12.2010. URL: https://expert.ru/avtory/mark_zavadskiy/5/?ysclid=lsn5nh19zz546206074 (accessed 08.02.2023)

4. Катасонова Е. Л. Заметки о японском кино: все оттенки розового. Японские исследования. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zametki-o-yaponskom-kino-vse-ottenki-rozovogo/viewer (accessed 08.02.2024).

5. Катасонова Е. Л. Не только Хокусай: три волны японской культуры на Западе. Часть I. Восточный курьер. 2023. № 3. С. 222–233

6. Катасонова Е. Л. Якудза-эйга: история жанра. Ежегодник Япония. 2015. С. 225–240.

7. Катасонова Е. Л. Куросава Акира: самурай с русской душой. Ежегодник Япония. 2016. С. 273–293

8. Лучшие фильмы всех времен по версии издания Sight&Sound. Кинопоиск. 2024. URL: https://www.kinopoisk.ru/lists/movies/best_by_sight_sound/?ysclid=lsd53g29cf180252653 (accessed 23.01.2024).

9. Матисс А. Как я делал свои книги. Искусство книги 1958–1960. Вып. 3. М.: Искусство, 1962. С. 183–184

10. Стаценко В. Давным-давно в далекой-далекой галактике: 45 лет назад вышел первый фильм саги «Звездные войны». RT на русском. 25.05.2022. URL: https://russian.rt.com/nopolitics/article/1007297-zvyozdnye-voiny-45-let?ysclid=lmhqwjg4ix119877649 (accessed 25.03.2023)

11. Трофименков М. О «Сказках туманной луны после дождя» Кэндзи Мидзогути. Коммерсантъ. 24.10.2008. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1043963 (accessed 11.11.2023).

12. Черный М. Отзывы и рецензии. За пригоршню долларов. U not alone. 29.01.2011. URL: https://unotalone.ru/catalog/8455/reviews?ysclid=lsd48r9p6v374441535 (accessed 23.01.2024).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх