Visual Activism in the Middle East: The Way Art Tries to Change the World

 
PIIS268684310010396-3-1
DOI10.18254/S268684310010396-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Magister of the Faculty of Oriental Studies, State Academic University for the Humanities
Affiliation: State Academic University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameOriental courier
Edition
Pages180-195
Abstract

  The article reflects on modern protest art and its revolutionary potential. The author pays special attention to visual art, which has appeared in recent years in the countries of the Middle East, — primarily street art, graffiti, and cinema. Protests that take place in the Middle East and North Africa recently have again reflected the need for change in society. And it is no coincidence that this was not only a political, but also an artistic protest — graffiti, music and poetry became important participants in the protest, recalling that art is a way of constructing a new reality. Thus, article raises the question what is the revolutionary potential of art at a time when there is no further illusions about radical changes in the system and the very idea of revolution is a matter of the past.

Keywordsrevolution, cinematography, graffiti, visual art, Middle East, Iran, modernity
Received18.07.2020
Publication date31.07.2020
Number of characters40284
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

Современность характеризуется большим объемом визуальной информации, в значительной степени формирующей взгляд человека на реальность. С развитием технологий мир наполняется симулякрами — изображениями и знаками, претендующими на отображение реальности. Визуальные образы стали важным инструментом, структурирующим современные общества, они исключают из реальности одних и позволяют доминировать другим, превращая не явленную в визуальной культуре реальность в невидимую. Таким образом, визуальное становится одним из инструментов контроля за восприятием мира и желаниями людей. Система, построенная на потреблении, с помощью визуальных образов вырабатывает у человека желания и соответственно определяет его свободное время. «Я думаю, уже в следующем поколении правители поймут, что поощрение инфантильности и наркогипноз гораздо более эффективны, как государственные инструменты, чем дубинки и тюрьмы, и власть над людьми гораздо легче получить, предлагая им приятное, комфортное рабство, вместо того чтобы склонять их к послушанию пинками и поркой», — писал автор «Дивного нового мира» Олдос Хаксли.

2

Результатом описанного порядка становится исчезновение политики — не как работы институтов власти, но как возможности появления несогласия со statusquo, как возможности приведения мира к другой системе, а значит и возможности изменений.

3

Немецкий драматург Хайнер Мюллер (1929–1995) утверждал, что единственная задача искусства — пробудить тоску по другому состоянию мира и именно эта тоска оказывается революционной1. Как художнику пробудить эту тоску сегодня, вообще как смотреть на мир, когда реальность постоянно ускользает, заменяется вторичной реальностью симулякров? Как сказать что-то новое когда любая претензия на истинность со стороны кажется наивной и подвергается критике? Можно ли сказать нечто о человеке серьезно после того, как сама возможность серьезного высказывания была отменена?

1. Theater; In Germany, a Warning From Heiner Muller. New York Times. URL: https://www.nytimes.com/1990/07/08/theater/theater-in-germany-a-warning-from-heiner-muller.html (датаобращения: 17.06.2020).
4

Исследуя несущее в себе критику современного порядка визуальное искусство, возникшее в последние годы на Ближнем Востоке, автор стремится поставить важные вопросы, касающиеся осмысления современной ситуации не только внутри региона, но и в мире в целом. Данная статья — попытка ответить на вопрос, каков революционный потенциал искусства, когда иллюзий насчет радикальных изменений системы не осталось и сама идея революции ушла в прошлое.

5

Революция в эпоху «пост-идеологической» меланхолии Исследователи называют последние десятилетия «текучей современностью» или временем «безвременья», главными чертами которого стали изменчивость, скорость, легкость и гибкость. В отличие от ХХ века, времени войн, революций и веры в возможность изменения мира и построения некой прочной структуры, предлагаемой модернистскими проектами, современность — время, лишенное иллюзий. Современность течет и в любой момент может принять любую форму, однако эта форма никогда не станет радикально ломать уже наработанное. Чтобы сохранить statusquo современность должна постоянно меняться… не изменяясь. Говоря о сегодняшнем обществе, социолог Зигмунт Бауман использовал метафору «текучести». Утрата устойчивости мира, неопределенность жизненной политики и будущего — вот черты «пост-идеологической» эпохи, «постсовременности», современности без иллюзий. По словам Баумана, нашу «форму современности» отличает одна особенность: «постепенный крах и быстрый конец иллюзии времен ранней современности: веры в то, что есть конец дороге, по которой мы движемся, достижимая цель исторического изменения, состояние совершенства, которое будет достигнуто завтра, в следующем году или в следующем тысячелетии, некое хорошее общество, справедливое и бесконфликтное во всех или некоторых из многих его постулированных аспектов» [Бауман, 2008, с. 36].

views: 335

Readers community rating: votes 0

1. Fukuyama F. Konets istorii i poslednij chelovek. M.: izdatel'stvo AST, 2015. — 576 s. [Fukuyama F. The End of History and the Last Man. Moscow: AST, 2015. — 576 p. (In Russian)].

2. Kapustin B. Rassuzhdeniya o «kontse revolyutsii». M.: Izd-vo Instituta Gajdara, 2019. — 144 s. [Kapustin B. Consideration on the End of Revolution. Moscow: Gaidar Institute Publishing House, 2019. — 144 p. (In Russian)].

3. Bodrijyar Zh. Simvolicheskij obmen i smert'. M.: Dobrosvet, 2000. — 387 s. [Baudrillard J. Symbolic Exchange and Death. Moscow: Dobrosvet, 2000. — 387 p. (In Russian)].

4. Bodrijyar. Zh. Gorod i nenavist'. Zhurnal Logos. M.: «Territoriya buduschego». 2006. — 815 s. [Baudrillard J. City and Hatered. Moscow: «Territory of the Future», 2006. — 815 p. (In Russian)].

5. Dubrovskaya D. V. Zrenie kak zerkalo: evropejskie teorii vizual'nosti i «akkomodativnyj» stil' khudozhnikov-iezuitov v Kitae. Voprosy filosofii. 2019. № 4. s. 166–172 [Dubrovskaya D. V. Vision as a Speculum: European Visual Theories, and Jesuit Artists’ Accomodative Style in China. 2019. No. 4. Pp. 166–172].

6. Rans'er Zh. Nesoglasie. Spb.: Machina, 2013. — 192 s. [Ranciere J. Disagreement. Saint-Petersburg: Machina, 2013. — 192 p. (In Russian)].

7. Rans'er Zh. Razdelyaya chuvstvennoe. Spb.: Izd-vo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2007. — 263 c. [Ranciere J. The Distribution of the Sensible. Saint-Petersburg: European University Publishing House, 2007. — 263 p. (In Russian)].

8. Grojs B. Politika poehtiki. M.: Ad Marginem Press, 2012. — 400 c. [Groys B. Politics of Poetics. Moscow: Ad Margined Press, 2012. — 400 p. (In Russian)].

9. Theater; In Germany, a Warning From Heiner Muller. New York Times. URL: https://www.nytimes.com/1990/07/08/theater/theater-in-germany-a-warning-from-heiner-muller.html (data obrascheniya: 17.06.2020).

10. XV Malye Bannye chteniya «Tyaguchaya sovremennost': postmodernistskaya po forme, konservativnaya po soderzhaniyu et vice versa» (Fakul'tet svobodnykh iskusstv i nauk SPbGU, 24–25.05.2019). NLO. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/160_nlo_6_2019/ (data obrascheniya 18.06.2020).

11. Boris Grojs ob Ol'ge Chernyshevoj. V poiskakh dolgogo voskreseniya. Spectate.ru. URL: https://spectate.ru/boris-groys-olga-chernysheva/#easy-footnote-3-2908 (data obrascheniya 18.06.2020).

12. Iranets Kejvan Karimi: rezhisser srodni khudozhniku graffiti. Global Voices. URL: https://ru.globalvoices.org/2016/12/07/55030/ (data obrascheniya: 18.06.2020).

13. One Person’s Story. Human Rights & Democracy for Iran. IranRights.org. URL: https://www.iranrights.org/memorial/story/28400/parvaneh-eskandari-foruhar (data obrascheniya: 18.06.2020)

14. Writing on the City Keywan Karimi. YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=3laaKrp5ebE (data obrascheniya 18.06.2020).

15. Vojna zdes': kak ponimat' pozdnego Godara. Afisha.ru. URL: https://daily.afisha.ru/cinema/9044-voyna-zdes-kak-ponimat-pozdnego-godara/ (data obrascheniya: 18.06.2020).

Система Orphus

Loading...
Up