Сельская община в Китае: pro et contra. Часть 1

 
Код статьиS268684310010365-9-1
DOI10.18254/S268684310010365-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой Истории стран Восточной Азии, Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосточный курьер
Выпуск
Страницы57-79
Аннотация

Статья посвящена анализу проблематики аграрной общины в древнем Китае. Автор подробно разбирает вопрос, вызывающий оживленные споры в научном сообществе начиная с К. Маркса и подвергает скрупулезному анализу работы и представления советских и российских историков-востоковедов, содержащих информацию и выводы об общинных структурах в Китае начиная с древности. Автор вводит в статью широкий библиографический материал отечественного китаеведения, приходя к выводу о необычайной живучести общины в Китае.

Ключевые словатрадиционный Китай, община, сельская община, китайская община
Источник финансированияСтатья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2020-0001 «Историко-культурные традиции и ценности в контексте глобальной истории»).
Получено07.07.2020
Дата публикации31.07.2020
Кол-во символов70725
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Автор выражает огромную благодарность Л. Б. Алаеву за многочисленные консультации в ходе написания этой статьи.
2 Данная статья написана под влиянием и в развитие, во-первых, опубликованной в 2017 г. мной совместно с членом-корреспондентом РАН П. Ю. Уваровым книги [Уваров, Рябинин, 2017] «Китай в средневековом мире. Взгляд из всемирной истории», во-вторых, вышедшей годом раньше монографии Л. Б. Алаева [Алаев, 2016]. Признаем: насколько глубоко исследована Алаевым сельская община в большинстве стран и регионов мира, настолько поверхностно освещалась китайская община в нашей работе.
3 Выскажемся о пафосе монографии Л. Б. Алаева, уже в который раз (это далеко не первая работа мэтра, посвященная теме общины; см: [Алаев, 1976; Алаев 1981; Алаев, 1998; Алаев, 2000a; Алаев, 2000b]) убедительно показывающей, что «родовой», «кровнородственной» общины в седой древности не было, что община в социально стратифицированном обществе, особенно после возникновения государства, представляла собой фундаментальный общественный институт, выполнявший функции, чрезвычайно важные не только для общества, но и для государства. В ходе исторического развития община отнюдь не «разлагалась», как на том настаивали немецкая историческая школа XIX в., К. Маркс, советская историография и российская постсоветская наука, некритически воспринявшая марксистское наследство, а нормально функционировала, приспосабливаясь к существующим условиям. Государственный аппарат стремился контролировать общину, подстраивать ее под себя, а если она не поддавалась, создавал квазиобщинные образования, вменяя им в обязанность исполнение части общинных функций. Эти структуры брали на себя функции устройства общей жизнедеятельности сельского населения, частично выполняя общинные функции. Тщетность попыток Л. Г. фон Маурера показать отсутствие частной собственности на землю у древних германских племен (свевов) и наличия у них переделов земли, несостоятельность марксистской концепции развития общины (Кровнородственная община — земледельческая / сельская община — новая община / марка — в качестве универсального процесса, характерного для всего человечества) также убедительно показал Л. Б. Алаев [Алаев, 2016, с. 21–35; Рябинин, 2018, с. 220; Рябинин, Рябинина, 2018].
4

Община в представлении классиков марксизма-ленинизма

5

Для основоположников марксизма К. Маркса и Ф. Энгельса полноценная община могла существовать лишь в первобытном обществе. В социально стратифицированных социумах полноценной общины быть уже не могло: там община были в той или иной степени «разложившейся»: «начавшая разлагаться», «далеко зашедшая в своем разложении», «почти совсем разложившаяся». Типологию «разложения» общины Маркс дал в «Формах, предшествовавших капиталистическому производству» — части «Экономических рукописей 1857–1861 гг.». На основании двух основных характеристик общины — отношений кровного родства и общинной собственности на землю, Маркс привел общую типологию общинных форм:

всего просмотров: 860

Оценка читателей: голосов 0

1. Алаев Л. Б., Ашрафян К. З. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в середние века. М.: Восточная литература, 1995. — 716 с. [Alaev L. B., Ashrafyan K. Z. History of the East. In 6 Vols. Vol. 2. The East in the Mediaeval Times. Moscow: Vostochnaya Literatura, 1995.—716 р. (in Russian)].

2. Алаев Л. Б. Социальная структура индийской деревни (территория Уттар-Прадеша, XIX век). М.: Наука, 1976. — 264 с. [Alaev L. B. Social Structure of the Indian Village (Uttar Pradesh, 19th Century). Moscow: Nauka, 1976. — 264 p. (in Russian)].

3. Алаев Л. Б. Сельская община в Северной Индии. Основные этапы эволюции. М.: Наука, 1981. — 240 с. [Alaev L. B. The Rural Community in North India. The Main Stages of Evolution. Moscow: Nauka, 1981. — 240 p. (in Russian)].

4. Алаев Л. Б. Частная собственность на землю в древней и средневековой Индии. Частная собственность на Востоке. М.: ИВ РАН, 1998. С. 94–119 [Alaev L. B. Private Land Property in Ancient and Medieval India. Private Property in the East. Moscow: IOS RAS, 1998. Рр. 94–119 (in Russian)].

5. Алаев Л. Б. Л. Б. Алаев: Община в его жизни. История научных идей. История нескольких научных идей в документах и материалах. М.: Восточная литература, 2000а. — 584 с. [Alaev L. B. L. B. Alaev: Community in His Life. History of Academic Ideas. The History of Several Scientific Ideas in Documents and Materials. Moscow: Vostochnaya Literatura, 2000a. — 584 p. (in Russian)].

6. Алаев Л. Б. Сельская община. “Роман, вставленный в историю”. Критический анализ теорий общины, исторических свидетельств ее развития и роли в стратифицированном обществе. М.: Ленанд, 2016. — 480 с. [Alaev L. B. The Rural Community. “A Novel Inserted in History.” A Critical Analysis of Community Theories, Historical Evidence of Its Development and Role in a Stratified Society. Moscow: Lenand, 2016. — 480 p. (in Russian)].

7. Алаев Л. Б. Индийская сельская община в российских исторических исследованиях. Страницы истории и историографии Индии и Афганистана. К столетию со дня рождения И. М. Рейснера. М.: Восточная литература, 2000b. С. 107–117 [Alaev L. B. Indian rural community in Russian historical studies. Pages of the history and historiography of India and Afghanistan. On the centenary of the birth of I. M. Reisner. Moscow: Eastern literature, 2000b. Рр. 107–117 (in Russian)].

8. Бокщанин А. А. Императорский Китай в начале XV в.: внутренняя политика. М.: Наука, 1976. — 323 с. [Bokshchanin A. A. Imperial China at the Beginning of the 15th Century: Domestic Politics. Moscow: Nauka, 1976. — 323 p. (in Russian)].

9. Боровкова Л. А. Восстание «красных войск» в Китае. М.: Наука, 1971. — 198 с. [Borovkova L. A. The Uprising of the “Red Troops” in China. Moscow: Nauka, 1971. — 198 p. (in Russian)].

10. Боровкова Л. А. О борьбе китайского народа против монгольских завоевателей в середине XIV в. Татаро-монголы в Азии и Европе, М.: Наука, 1977. С. 447–462 [Borovkova L. A. On the Struggle of the Chinese People against the Mongol Invaders in the Middle of the 14th Century. Tatar-Mongols in Asia and Europe. Moscow: Nauka, 1977. Pp. 447–462 (in Russian)].

11. Боровкова Л. А. О некоторых аспектах аграрной политики Чжу Юань-чжана. Аграрные отношения и крестьянское движение в Китае, М.: Наука, 1974. С. 116–133 [Borovkova L. A. On Some Aspects of the Agrarian Policy of Zhu Yuan-chang. Agrarian Relations and the Peasant Movement in China. Moscow: Nauka, 1974. Pp. 116–133. (in Russian)].

12. Васильев Л. С. Аграрные отношения и община в древнем Китае (XI–VII вв. до н. э.). М.: ГРВЛ, 1961. — 267 с. [Vasiliev L. S. Agrarian Relations and the Community in Ancient China (11th–17th Centuries BC). Moscow: Vostochnaya Literatura, 1961. — 267 p. (in Russian)].

13. Васильев Л. С. Социальная структура и динамика древнекитайского общества. Проблемы истории докапиталистических обществ. М.: Наука, 1968 [Vasiliev L. S. Social Structure and Dynamics of Ancient Chinese Society. Problems of the History of Pre-Capitalist Societies. Moscow: Nauka, 1968. (in Russian)].

14. Деопик Д. В. История Вьетнама. Ч. 1. М.: Издательство МГУ, 1994. — 320 с. [Deopik D. V. History of Vietnam. Part. 1. Moscow: Moscow State University Publishing House, 1994. — 320 р.]

15. Кравцова М. Е., Попова И. Ф. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Том III. Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220–907). М.: Восточная литература, 2014. — 992 с. [Kravtsova M. E., Popova I. F. History of China from Ancient Times to the Beginning of the 21st Century. Vol. III. Three Kingdoms, Jin, Southern and Northern Dynasties, Sui, Tang (220–907). Moscow: Vostochnaya Literatura, 2014. — 992 p. (in Russian)].

16. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Том II. Эпоха Чжаньго, Цинь и Хань (V в. до н. э. – III в. н.э.). М.: Восточная литература, 2016. — 688 с. [The History of China from Ancient Times to the Beginning of the 21st Century. Vol. II The Era of Zhangguo, Qin and Han (5th Century BC – 3rd Century AD). Moscow: Vostochnaya Literatura, 2016. — 688 p. (in Russian)].

17. Крюков М. В. Формы социальной организации древних китайцев. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1967. — 204 с. [Kryukov M. V. Forms of the Social Organization of the Ancient Chinese. Moscow: Nauka, 1967. — 204 p. (in Russian)].

18. Малявин В. В. Аристократия раннесредневекового Китая и ее историческое значение. Социальные организации в Китае. М: Наука, 1981 [Malyavin V. V. Aristocracy of Early Medieval China and Its Historical Significance. Social Organizations in China. M: Nauka, 1981 (in Russian)].

19. Малявин В. В. Гибель древней империи. М.: Наука, 1983. — 226 с. [Malyavin V. V. The Death of an Ancient Empire. Moscow: Nauka, 1983. — 226 p. (in Russian)].

20. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 46. Ч. 1. М.: Политиздат, 1968. — 972 с. [Marx K., Engels F. Works. Vol. 46. P. 1. Moscow: Politizdat, 1968. — 972 p. (in Russian)].

21. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. М.: Политиздат, 1961. — 703 с. [Marx K., Engels F. Works. Vol. 19. Moscow: Politizdat, 1961. — 703 p.(in Russian)].

22. Мугрузин А. С. Аграрные отношения в Китае в 20–40-х годах XX века. М.: Наука, 1970. — 236 с. [Mugruzin A. S. Agrarian Relations in China in the 20–40s of the 20th Century. Moscow: Nauka, 1970. — 236 p. (in Russian)].

23. Непомнин О. Е. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Том VI. Династия Цин (1644–1911). М.: Восточная литература, 2015.— 888 с. [Nepomnin O. E. The History of China from Ancient Times to the Beginning of the 21st Century. Vol. VI. Qing Dynasty (1644–1911). Moscow: Vostochnaya literatura, 2015. — 888 p. (in Russian)].

24. Переломов Л. С. Империя Цинь — первое централизованное государство в Китае. М.: Восточная литература, 1962. — 243 с. [Perelomov L. S. The Qin Empire is the First Centralized State in China. Moscow: Vostochnaya Literatura, 1962. — 243 p. (in Russian)].

25. Переломов Л. С. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Том II. Эпоха Чжаньго, Цинь и Хань (V в. до н. э. – III в. н. э.). М.: Восточная литература, 2016. — 688 с. [Perelomov L. S. The History of China from Ancient Times to the Beginning of the 21st Century. Vol. II The Era of Zhangguo, Qin and Han (5th Century BC – 3rd Century AD). Moscow: Vostochnaya Literatura, 2016. — 688 p. (in Russian)].

26. Переломов Л. С. Община и семья в древнем Китае (III в. до н. э. – III в. н. э.). Труды VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук. М.: Наука, 1964. С. 425–431 [Perelomov L. S. The Сommunity and Family in Ancient China (3rd Сentury BC – 3rd century AD). Proceedings of the VII International Congress of Anthropological and Ethnographic Sciences. Moscow: Nauka, 1964. Pp. 425–431 (in Russian)].

27. Переломов Л. С. О характере сельской общины в период Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.). Народы Азии и Африки. 1965. № 1. С. 93–99 [Perelomov L. S. On the Nature of the Rural Community during the Han period (3rd Century BC – 3rd Century AD). Narody Azii i Afriki. 1965. No. 1. Pp. 93–99 (in Russian)].

28. Переломов Л. С. Эволюция общины и рост частной земельной собственности в Китае в IV в. до н. э. – III в. н. э. Общее и особенное в историческом развитии стран Востока. Материалы дискуссии об общественных формациях на Востоке. М.: Наука, 1966. С. 150–159. [Perelomov L. S. The Evolution of the Community and the Growth of Private Land Ownership in China in the 4th Century BC – 3rd century AD. General and Specific in the Historical Development of the Eastern Countries. Discussion Materials on Social Formations in the East. Moscow: Nauka, 1966. Pp. 150–159. (in Russian)].

29. Писарев А. А. Проблемы типологии китайской общины (первая половина XX в.). Вопросы истории Китая. М.: Издательство МГУ, 1981. С. 70–91. [Pisarev A. A. Problems of Typology of the Chinese Community (First Half of the 20th Century). Problems of the History of China. Moscow: Moscow State University Publishing House, 1981 (in Russian)].

30. Рябинин А. Л. Pецензия на книгу Л. Б. Алаева Сельская община. “Роман, вставленный в историю”. Критический анализ теории общины, исторических свидетельств ее развития и роли в стратифицированном обществе». Вестник института востоковедения. 2018. № 3. С. 218–225 [Ryabinin A. L. Review of Leonid B. Alaev’s Book “A Novel Inserted in History” A Critical Analysis of Community Theories, Historical Evidence of Its Development and Role in a Stratified Society. Vestnik Instituta Vostokovedeniya RAS. 2018. No. 3. Pp. 218–225 (in Russian)].

31. Рябинин А. Л. О «сакральном», структуре власти на Востоке и Западе, а также об особенностях восточного и западного пути развития (ответ «группе четырех»). Восток / Oriens. 2020. № 2. С. 187–200 [Ryabinin A. L. Of All Things ‘Sacred’, the Structure of Power in the East and West, and of the Eastern and Western Ways of Development (The Answer to the Group of Four). Vostok / Oriens. 2020. No. 2. Pp. 187–200 (in Russian)].

32. Рябинин А. Л., Рябинина И. А. Была ли в Китае сельская община? Вестник института востоковедения. 2018. № 5. С. 95–109 [Ryabinin A. L., Ryabinina I. A. Was There a Rural Community in China? Vestnik Instituta Vostokovedeniya RAS. 2018. No. 5. Pp. 218–225 (in Russian)].

33. Свистунова Н. П. О свободной крестьянской собственности в начале правления минской династии. Народы Азии и Африки, 1961, № 3. С. 118–124. [Svistunova N. P. On the Free Peasant’s Property at the Beginning of the Ming Dynasty. Narody Azii and Afriki. 1961. No. 3. Pp. 118–124. (in Russian)].

34. Свистунова Н. П. Аграрная политика Минского правительства во второй половине XIV в. М.: Наука, 1966. — 168 с. [Svistunova N. P. Agrarian Policy of the Ming Government in the Second Half of the 14th Century. Moscow: Nauka, 1966. — 168 p. (in Russian)].

35. Тюрин А. Ю. К вопросу о социальной организации сельского населения в Китае в V–VIII вв. Общество и государство в Китае. Доклады и тезисы. Вып. II. М.: Наука, 1970. С. 258–268 [Tyurin A. Yu. On the Social Organization of the Rural Population in China in the 5th – 8th Centuries. Society and State in China. Iss. II. Moscow: Nauka, 1970. Pp. 258–268 (in Russian)].

36. Тюрин А. Ю. Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III–VIII вв. М.: Наука, 1980. — 194 с. [Tyurin A.Yu. The Formation of Feudal-Dependent Peasantry in China in the 3rd – 8th Centuries. Moscow: Nauka, 1980. — 194 p. (in Russian)].

37. Тяпкина Н. И. Деревня и крестьянство в социально-политической системе Китая (вторая половина XIX – начало XX в.). М.: Наука, 1984. — 194 с. [Tyapkina N. I. Village and Peasantry in the Socio-Political System of China (Second Half of the 19th – early 20th Centuries). Moscow: Nauka, 1984. — 194 p. (in Russian)].

38. Тяпкина Н. И. Местное управление в Китае и социальная организация сельской общины в начале XX в. Китай: Государство и общество. М.: Наука, 1977. С. 232–248 [Tyapkina N. I. Local Government in China and the Social Organization of the Rural Community at the Beginning of the 20th Century. China: State and Society. Moscow: Nauka, 1977. Рр. 232–248 (in Russian)].

39. Уваров П. Ю., Рябинин А. Л. Китай в средневековом мире. Взгляд из всемирной истории. СПБ: Наука, 2017. — 288 с. [Uvarov P. Yu., Ryabinin A. L. China in the Medieval World. A World History Perspective. St. Petersburg: Nauka, 2017. — 288 p. (in Russian)].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх