Особенности внедрения исламского банкинга в экономическую модель страны на примере Судана

 
Код статьиS268684310010363-7-1
DOI10.18254/S268684310010363-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Студент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Название журналаВосточный курьер
Выпуск
Страницы38-47
Аннотация

Исламский банкинг, равно как и исламская экономика, — понятия достаточно молодые, зародившиеся лишь в XXв. Несмотря на это, за последние годы во всех уголках мира возрос предметный интерес к финансовым инструментам, сформированным на основе шариата, что во многом объясняется непосредственной вовлеченностью монархий Персидского залива в развитие рассматриваемых механизмов. На государственном уровне данные инструменты были инкорпорированы лишь в трех странах — Судане, Иране и Пакистане. На сегодняшний день известно, что правительство в Пакистане отказалось от полной исламизации экономики, в открытом доступе отсутствуют полные и достоверные сведения о процессах в иранской финансовой системе; следовательно, Судан представляется единственным рабочим примером внедрения исламской экономической модели на государственном уровне, который можно и нужно изучать. В статье рассматривается создание и развитие в Судане исламского банкинга — не только наиболее важного, но и непосредственно реализуемого на практике направления исламской экономической системы. Важным для исследования представляется не только социально-экономический, но и политический, и международный контекст: изменения 1980–1990-х гг. не только привели к полной исламизации страны, но также стали катализатором процессов, в результате которых страна была включена в список государств-спонсоров терроризма и, как следствие, отключена от международной финансовой системы. Сам этот факт уже демонстрирует неоднозначность результатов внедрения исламского банкинга, и, несмотря на то, что полностью выстроенная на принципах шариата экономическая модель африканской республики в настоящее время остаётся единственным в мире доступным для изучения практическим образцом, необходимо детально изучить связанные с её опытом внутренние и внешние проблемы, прежде чем выносить оценку этому кейсу.

Ключевые словаисламский банкинг, экономика, финансовая система, Судан, шариат
Получено05.07.2020
Дата публикации31.07.2020
Кол-во символов26090
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Общемировой интерес к исламским экономическим институтам в последние несколько лет значительно вырос Развитие информационных технологий позволило широкому кругу лиц узнать об исламской финансовой системе, в теории исключающей спекулятивные операции, становившиеся причинами многих региональных финансовых кризисов. Немаловажную роль играют и геополитические соображения: так, исламские методы финансирования применяются в странах Персидского залива, в последнее время активно привлекаемых западными государствами в качестве источников инвестиций. Наконец, наблюдается значительный рост спроса мусульман на финансовые продукты и услуги [Беккин, 2009, с. 8].
2 Концепция исламской экономической модели была сформирована только во второй половине XX в., а термин «исламская экономика» закрепился в научном сообществе лишь в 1970-х гг. На сегодняшний день известно всего три успешных кейса внедрения исламского банкинга на государственном уровне: в Судане, Пакистане и Иране, при этом Судан остается единственной страной в мире, в которой исламская экономическая модель продолжает функционировать. Таким образом, суданский опыт представляет интерес с точки зрения изучения особенностей установления и использования исламской модели в экономической системе целой страны. Стоит отметить, что при общем количестве работ, посвященных специфическим банковским инструментам и особенностям их функционирования, а также экономическим моделям, используемым непосредственно в Саудовской Аравии, Бахрейне, ОАЭ, Малайзии — странах, которые в силу экономической мощи остаются центрами исламского банкинга, — сами Иран с его концепцией таухидной экономики, Пакистан и Судан остаются практически вне поля исследований, что лишний раз подчеркивает важность разработки данного направления.
3 Логичный вопрос, возникающий при кратком знакомстве с суданской экономической модель, состоит в том, насколько она эффективна, насколько жизнеспособна? Каковы дальнейшие перспективы существования исламской банковской системы в стране, которая даже в пределах региона выделяется количеством накопившихся за последние десятилетия проблем, и можно ли прогнозировать, что упор на нормы шариата при ведении хозяйства на уровне целого государства позволит ему выйти из кризиса и встать на путь стабильного развития и процветания?
4 Первая попытка внедрения исламской финансовой системы на государственном уровне произошла еще в конце XIX в., когда в Судане, входившем в то время в состав Египта, в результате восстания Махди (1881–1885 гг.) против египетской администрации и поддерживавших ее британских войск на большей части современной территории страны было установлено теократическое государство (1885–1898 гг.), в котором все сферы жизни общества, в том числе и экономическая, регулировались на основе установлений шариата. Однако государство просуществовало недолго и пало под ударами объединенных англо-египетских войск. Более чем на полвека идеи по созданию исламского государства оказались в Судане под запретом.

всего просмотров: 531

Оценка читателей: голосов 0

1. Беккин Р. И. Исламская экономика в Судане. Проблемы современной экономики. 2007. № 3 (23). C. 446–447 [Bekkin R. I. Islamic Economy in Sudan. Problems of Modern Economics. 2007. No. 3 (23). Pp. 446–447 (in Russian)].

2. Беккин Р. И. Исламская экономическая модель и современность. М.: Изд. дом Марджани, 2010. — 367 c. [Bekkin R. I. Islamic Economic Model Nowadays. Moscow: Mardjani Publishing House, 2010. — 367 p. (in Russian)].

3. Беккин Р. И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития. М.: Ин-т Африки РАН, 2009. — 50 с. [Bekkin R. I. Islamic Financial Institutes and Instruments in Muslim and Non-Muslim States: Features and Perspectives of Development. Moscow: Institute for African Studies (RAS), 2009. — 50 p. (in Russian)].

4. Куделев В. В. Ситуация в Судане и Южном Судане: март 2020. Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=68986 (дата обращения: 03.05.2020).

5. Abdel Mohsin M. I. The Practice of Islamic Banking System in Sudan. Journal of Economic Cooperation. 2005. No. 26 (4). Pp. 27–50.

6. Abdullah A. A. Zakatable Funds of the State and Modes of their Collection. Institutional Framework of Zakàh: Dimension and Implications. Eds. A. A. F. El-Ashker, M. S. Haq. Jeddah: Islamic Research and Training Institute, Islamic Development Bank, 1995. Pp. 119–148.

7. Central Bank of Sudan 57th Annual Report. Khartoum, 2017. — 249 p.

8. Ebrahim M. Sh. Islamic Banking in Sudan. Social Science Research Network. URL: https://ssrn.com/abstract=1926895 (дата обращения: 02.05.2020).

9. El-Ashker A. A. F., Wilson R. Islamic Economics: A Short History. Leiden: Brill, 2006. — 454 p.

10. Islamic Financial Markets. Ed. R. Wilson. London: Routledge, 2014. — 242 p.

11. Sudan Islamic Finance 2016. Next Phase of Development. Jeddah: Islamic Research and Training Institute, 2016. — 196 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх