Скрыдлов А. Ю. Административная статистика в дореформенной России (1802–1852). СПб.: Издательско- полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2022. 282 с. ISBN 978-5-91155-171-1

 
Название публикации (др.)Скрыдлов А. Ю. Административная статистика в дореформенной России (1802–1852). СПб.: Издательско- полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2022. 282 с. ISBN 978-5-91155-171-1
Код статьиS020596060027159-6-1
DOI10.31857/S020596060027159-6
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВопросы истории естествознания и техники
ВыпускТом 44 №3
Страницы591-596
Аннотация

  

Ключевые слова
Дата публикации27.09.2023
Кол-во символов17301
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Монография сотрудника Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова Андрея Юрьевича Скрыдлова «Административная статистика в дореформенной России (1802–1852)» – результат многолетних архивных изысканий1. Мастерство ученого в работе с первоисточником – главное достоинство работы. Названия разнообразных учреждений, описания документов, умозаключения, бытовавшие в историографии, были перепроверены. Некоторые из них уточнены (например, см. с. 33–34). Автор считает, что для объективной оценки систем учета сегодня необходимо изучить их зарождение, видоизменение, восприятие их деятельности современниками: «Государственные органы статистического учета в настоящее время непрерывно реформируются, изменяются методики расчетов ключевых показателей, что сказывается на уровне доверия общества к официальным данным» (с. 9). 1. Исследователь работал преимущественно с фондами Российского государственного исторического архива: ф. 1162 (Государственная канцелярия Государственного совета), ф. 1282 (Канцелярия министра внутренних дел), ф. 1286 (Департамент полиции исполнительной МВД), ф. 1290 (Центральный статистический комитет МВД), ф. 1263 (Комитет министров), ф. 398 (Департамент земледелия Министерства земледелия). В работе процитированы документы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации, Научном архиве Русского географического общества, Санкт-Петербургском филиале Архива Российской академии наук.
2 В первой части книги, состоящей из четырех глав, рассмотрен генезис и эволюция статистических подразделений министерств полиции, внутренних дел и государственных имуществ. Проанализированы предпосылки организации этих ведомств, их нормативно-правовая база, кадровый состав и основные направления деятельности. Рассмотрена трансформация взглядов сановников империи на ценность статистических данных при принятии управленческих решений. Уточнена роль К. Ф. Германа, К. И. Арсеньева, К. С. Веселовского, А. П. Заблоцкого-Десятовского в развитии этой области знания.
3 Вторая часть – собрание документов, «раскрывающих сложный процесс институциализации административной статистики в России» (с. 21). Подборка включает 27 документов, из них 23 ранее не издавались; они оформлены автором в соответствии с действующими нормами археографии. Картина развития административной статистики в рассматриваемый период была бы полнее, если бы автор дал оценку аналогичной деятельности других центральных государственных учреждений – Министерства финансов, Главного управления путей сообщения, военного ведомства.
4 Статистические ведомства организовывались для получения «богатого хранилища» проверенных данных, необходимых для «соображений по всем частям государственного делопроизводства»2. Но в реальности нехватка кадров, отсутствие мотивации у исполнителей, должного финансирования, бюрократический хаос, засекреченность информации, многие другие причины не дали в полной мере реализовать запланированное: «Как на центральном, так и на местном уровне степень интенсивности статистических исследований находилась в прямой зависимости от личной заинтересованности конкретных чиновников работы регулировались отдельными, часто не связанными между собой министерскими предписаниями. Фрагментарная законодательная база не содержала строгого разграничения функций между ведомствами, вследствие чего одни и те же данные собирались разными органами из разных источников, не сличались и порой противоречили друг другу» (с. 266). 2. См. документ №  2. Проект записки о собрании при Государственной канцелярии статистических сведений и о составлении статистики Российского государства [1810–1811 гг.].

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 131

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх