Первые исследования прочностных свойств льда в России для нужд ледоколостроения

 
Код статьиS020596060024503-5-1
DOI10.31857/S020596060024503-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Крыловский государственный научный центр
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Адрес: Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 44; Санкт-Петербург, Лоцманская ул., д. 3
Название журналаВопросы истории естествознания и техники
ВыпускТом 44 №1
Страницы20-36
Аннотация

Развитие ледоколостроения в России и европейских странах, начавшееся во второй половине XIX в., закономерно привело моряков и судостроителей к необходимости изучения ледяного покрова замерзающих акваторий как среды мореплавания. Одной из важнейших характеристик льда, оказывающей важное влияние на ледокольные способности судна, является его прочность. Особенно остро вопрос о крепости морского и пресноводного льда встал перед вице-адмиралом С. О. Макаровым в период его борьбы за создание первого арктического ледокола «Ермак». Поэтому именно он явился инициатором проведения таких исследований. Примерно в одно и то же время с Макаровым к выводу о необходимости исследования прочностных свойств льда пришел известный корабел В. И. Афанасьев, который вместе со своим сыном выполнил ряд экспериментов. К анализу полученных экспериментальных данных Макаров привлек заведующего опытным бассейном А. Н. Крылова. В данной статье описывается история проведения указанных экспериментов и анализируются полученные выводы, которые надолго стали практически единственными данными о прочностных свойствах морского и пресного льда.              

Ключевые словапрочность льда, пресный лед, морской лед, С. О. Макаров, В. И. Афанасьев, А. Н. Крылов
Получено30.03.2023
Дата публикации31.03.2023
Кол-во символов34402
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 265

Оценка читателей: голосов 0

1. Andrienko, V. G. (2009) Ledokol’nyi flot Rossii, 1860-e – 1918 gg. [Icebreaking Fleet of Russia, 1860s – 1918]. Moskva: Evropeiskie izdaniia.

2. Afonas’ev, V. I. (1899) Plastichnost’ i krepost’ l’da [Plasticity and Strength of Ice], Kotlin, no. 17 (571), no. 21 (575), no. 23 (576).

3. Afonas’ev, V. I. (1899) Materialy k izucheniiu dvizheniia sudna. III. Ledokoly [Materials for the Study of Vessel Movement. III. Icebreakers]. Sankt-Peterburg: Tipografiia Morskogo ministerstva.

4. Arnol’d-Aliab’ev, V. I. (1928) Ledovye avarii v Baltiiskom more i bor’ba s nimi [Ice Accidents in the Baltic Sea and Fight Against Them], Morskoi sbornik, no. 4, pp. 162–181.

5. Gil’man, L. S. (1948) Opredelenie napriazhenii v plavaiushchei ledianoi plite, ogranichennoi priamolineinoi kromkoi, ot deistviia nagruzki, prilozhennoi k kromke [Determination of Stresses in a Floating Ice Slab, Bounded by a Straight Edge, from the Action of a Load Applied to the Edge], Trudy Vysshego inzhenerno-tekhnicheskogo uchilishcha VMF, no. 4, pp. 21–35.

6. Isliamov, I. (1901) Probnoe plavanie “Ermaka” na severe v 1899 g [Trial Voyage of Yermak in the North in 1899], Zapiski po gidrografii, no. 23, pp. 194–217.

7. Kamenev, G. F. (1951) Zhizn’ i deiatel’nost’ inzhener-mekhanika V. I. Afanas’eva [The Life and Work of a Mechanical Engineer V. I. Afanasiev], Trudy Leningradskogo korablestroitel’nogo instituta, no. 8, pp. 110–116.

8. Kheisin, D. E. (1960) Prochnostʼ ledianogo pokrova pod deistviem nagruzki, prilozhennoi k ego kromke [The Strength of Ice Cover Under the Action of a Load Applied to Its Edge], Trudy Arkticheskogo i Antarkticheskogo nauchno-issledovatelʼskogo instituta, vol. 237, pp. 133–152.

9. Krasotkina, T. A. (1956) Iz perepiski A. N. Krylova s S. O. Makarovym, I. P. de-Kolongom, N. E. Zhukovskim i drugimi [From the Correspondence Between A. N. Krylov and S. O. Makarov, I. P. de Colongue, N. E. Zhukovsky, and Others], Trudy Instituta istorii estestvoznaniya i tekhniki, vol. 15, pp. 54–167.

10. Krylov, A. N. (1903) Zapiski po teorii korablestroeniia: kurs starshego spetsial’nogo klassa Morskogo kadetskogo korpusa [Notes on the Theory of Shipbuilding: A Course for the Senior Special Class of the Naval Cadet Corps]. Sankt-Peterburg: Tipo-litografiia K. Birkenfel’da.

11. Krylov, A. N. (1949) Nabliudeniia nad krepost’iu l’da i soprotivleniem ego dvizheniiu ledokola “Ermak” [Observations on Ice Strength and Its Resistance to the Movement of the Yermak Icebreaker], in: Smirnov, V. I., and Shimanskii, Iu. A. (eds.) Sobranie trudov akademika A. N. Krylova [A Collection of Works by Academician A. N. Krylov], vol. 9, pt. 2, pp. 165–182.

12. Kuznetsov, P. A. (1939) Deistvie l’da na sooruzheniia morskikh portov i zashchita ot nego [The Effect of Ice on the Seaport Facilities and Protection from It]. Leningrad: Inzhenernyi otdel Krasnoznamennogo Baltiiskogo flota.

13. Lavrov, V. V. (1969) Deformatsiia i prochnost’ l’da [Ice Deformation and Strength]. Leningrad: Gidrometeoizdat.

14. Levonevskii, D. A. (1943) S. O. Makarov i zavoevanie Arktiki [S. O. Makarov and the Conquest of the Arctic]. Leningrad and Moskva: Izdatel’stvo Glavsevmorputi.

15. Makarov, S. O. (1901) “Ermak” vo l’dakh [Yermak in the Ice]. Sankt-Peterburg: Tipografiia SPb. aktsionernogo obshchestva pechatnogo dela v Rossii E. Evdokimov.

16. Maslov, A. I. (1937) Opyt rascheta vneshnikh usilii, deistvuiushchikh na korpus sudna v ledovykh usloviiakh [An Attempt at Calculating External Forces Acting on the Hull in Ice Conditions], Trudy Vsesoiuznogo nauchnogo inzhenerno-tekhnicheskogo obshchestva sudostroeniia, vol. 2, no. 3, pp. 129–132.

17. Poia, D. (Pólya, G.) (1975) Matematika i pravdopodobnye rassuzhdeniia [Mathematics and Plausible Reasoning]. Moskva: Nauka.

18. Runeberg, R. (1889) On Steamers for Winter Navigation and Ice-Breaking (Including Plates at Back of Volume), Minutes of the Proceedings of the Institution of Civil Engineers, vol. 97, iss. 1889, pp. 277–301.

19. Runeberg, R. (1900) Steamers for Winter Navigation and Ice-Breaking (Including Plates at Back of Volume), Minutes of the Proceedings of the Institution of Civil Engineers, vol. 140, iss. 1900, pp. 109–123.

20. Sazonov, K. E. (2021) Model’nyi i naturnyi eksperiment v morskoi ledotekhnike [Model and FullScale Experiment in Marine Ice Engineering]. Sankt-Peterburg: Krylovskii gosudarstvennyi nauchnyi tsentr.

21. Sazonov, K. E. (2021) Inzhener Robert Runeberg: mezhdu Finliandiei i Rossiei [Engineer Robert Runeberg: Between Finland and Russia], Priroda, no. 6 (1270), pp. 67–79.

22. Sazonov, K. E. (2021) «Tsar’-ledokol» akademika A. N. Krylova [Academician A. N. Krylov’s “Tsar Icebreaker”], Problemy Arktiki i Antarktiki, vol. 67, no. 2, pp. 208–221.

23. Stefanovich, A. N. (1977) Admiral S. O. Makarov – sozdatel’ pervogo v mire arkticheskogo ledokola “Ermak” [Admiral S. O. Makarov, the Creator of the World’s First Arctic Icebreaker Yermak], in: Dubravin, A. I. (ed.) Deiatel’nost’ vitse-admirala S. O. Makarova v sudostroenii [Activities of Vice Admiral S. O. Makarov in Shipbuilding]. Leningrad: Sudostroenie.

24. Struve, F. G. W. (1845) Notiz über die Untersuchungen des Eises als fester Körper, Bulletin de la Classe physico-mathématique de l’Académie impériale de sciences de Saint-Pétersbourg, vol. 4, no. 10–11, pp. 169–170.

25. Timoshenko, S. P. (1957) Istoriia nauki o soprotivlenii materialov [History of the Science of Material Strength]. Moskva: Gosudarstvennoe izdatel’stvo tekhniko-teoreticheskoi literatury.

26. Veinberg, B. P. (1940) Led. Svoistva, vozniknovenie i ischeznovenie l’da [Ice. Properties, Appearance and Disappearance of Ice]. Leningrad and Moskva: Gosudarstvennoe izdatel’stvo tekhnikoteoreticheskoi literatury. Vitman, F. F., and Shandrikov, N. P. (1938) Nekotorye issledovaniia mekhanicheskoi prochnosti l’da [Some Studies on Mechanical Strength of Ice], Trudy Arkticheskogo instituta, vol. 110, pp. 83–100.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх