Полипланы Нового и Старого Света

 
Код статьиS020596060020637-2-1
DOI10.31857/S020596060020637-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва, ул. Балтийская, д. 14
Название журналаВопросы истории естествознания и техники
ВыпускТом 43 №2
Страницы303-327
Аннотация

В статье впервые последовательно изложена история разработки и строительства самолетов-полипланов (с числом крыльев не менее четырех) в мире в период до начала Первой мировой войны. Вычленены и перечислены пять идей, приводившие конструкторов к, на первый взгляд, нерациональной схеме полиплана. Это не только увеличение суммарной площади крыльев и стремление увеличить их удлинение для повышения аэродинамического качества, но и применение решетчатых крыльев для устранения перетоков воздуха по размаху крыла, тандемных крыльевых коробок для повышения продольной устойчивости и схемы «моноплан-тандем на подвижной раме» для увеличения устойчивости при больших углах атаки и эффективного управления по тангажу. Приводится перечень 39 построенных в этот период моделей полипланов с указанием идей, которыми руководствовались конструкторы при их создании. Показано, что интерес к полипланам в США и Великобритании по сравнению с остальными странами был непропорционально велик. Сделаны предположения о том, с чем это могло быть связано. Впервые выявлено, что существовали не один, а два различных пятикрылых самолета Дж. Зербе. Дан пример того, что статистический анализ технических конструкций может помочь в оценке степени оригинальности конструкторской школы отдельной страны.

Ключевые словаистория авиации, начало XX в., развитие авиационных конструкций, квадропланы, полипланы, история техники, авиация США
Получено27.06.2022
Дата публикации27.06.2022
Кол-во символов29815
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 383

Оценка читателей: голосов 0

1. A Holiday Flyer (1909) Flight, vol. 1, no. 19, pp. 264–265.

2. Aero Show at Los Angeles (1909) Aeronautics, vol. 4, no. 3, pp. 109–111.

3. Angelucci, E., and Matricardi, P. (1975) World Aircraft. Origins – World War I. Chicago: Rand McNally & Co.

4. Built by Washington Boys (1911) Washington Herald, February 19, no. 1597, p. 7.

5. Chaplygin, S. A. (1914) Teoria reshetchatogo kryla [Theory of the Lattice Wing], in: Chaplygin, S. A. Dinamika poliota. Izbrannye raboty [Flight Dynamics. Selected Works]. Moskva: Iurait, 2017.

6. Dr. Bell’s Tetrahedral Flies (1912) Aeronautics, vol. 10, no. 4, p. 140.

7. Eckland, K. O. (2009) Aerofiles, www.aerofiles.com.

8. First Aero Show Attracts Crowds (1912) The New York Times, May 10, p. 12.

9. Fullerton, J. D. (1908) Notes on the Phillips Flying Machine, The Aeronautical Journal, vol. 12, no. 47, pp. 55–60.

10. Girard (1909) Fly Magazine, 1909, no. 4, p. 12.

11. Goodall, M. H., and Tagg, A. E. (2001) British Aircraft before the Great War. London: Schiffer Publishing.

12. Jane, T. F. (1913) Jane’s All the World’s Aircraft. London: Sampson Low.

13. Jerram, M. F. (1980) Incredible Flying Machines. London: Marshall Cavendish.

14. Kuzʼmin, Iu. V. (2019) Spad proizvodstva samoletov v SSSR v 1980-kh godakh [A Decline in Airplane Production in the USSR in the 1980s], Istoricheskaia informatika, no. 2, pp. 106–146.

15. Kuzʼmin, Iu. V. (2021) Bibliograficheskii spravochnik po samoletam XX veka [A Bibliographic Guide: 20th Century Airplanes]. Moskva: IIET RAN.

16. Lewis, P. B. (1962) British Aircraft 1808–1914. London: Putnam.

17. Liste des brevets d’invention (1910) La Revue Aerienne, no. 47, p. 561.

18. M. B. Sellers Flying (1909) Aeronautics, vol. 5, no. 4, p. 135.

19. McCurdy, J. A. D. (1909) The A. E. A.’s Work, Aeronautics, vol. 4, no. 3. p. 95–96.

20. Phillips, H. (1894) Mechanical Flight: The Sustentation of the Weight, Aeronautics, vol. 1, no. 6, p. 83–84.

21. Phillips, H. (1898) Phillips Flying Machine, Engineer, vol. 15, no. 1, p. 640.

22. Shavrov, V. B. (1985) Istoria konstruktsii samoletov v SSSR do 1938 goda [History of Airplane Designs in the USSR before 1938]. Moskva: Mashinostroenie.

23. Short, S. (1996) Chanute’s Flight Experiments, Vintage Airplanes, no. 6, pp. 8–12.

24. Stadtler Triplane (1909) Aeronautics, vol. 4, no. 4, p. 147.

25. Statistical Abstract of the United States 1900 (1901). Washington: Census Bureau.

26. Statistical Tables 1907 (1908). London: Lloyd.

27. Stoff, J. (2010) Long Island Aircraft Manufacturers. New York: Arcadia Publishing

28. Svishchev, G. P. (ed.) (1994) Poliplan. Entsiklopediia “Aviatsiia”[Multiplane. Encyclopedia “Aviation”]. Moskva: BSE and TsAGI.

29. The Sellers Step Aeroplane (1909) Aeronautics, vol. 5, no. 4, pp. 130–131.

30. Vozduhoplavanie v Anglii [Aeronautics in England] (1910), Vestnik vozdukhoplavaniia, no. 18–19, pp. 77–79.

31. Westerberg, R. (1985) Flyg-Nybergs’ hangar byggnadsminnesförklarad, Flyghistorisk Månadsblad, no. 8, pp. 1–16.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх