Fando, R. A. The People’s Universities in the Russian Empire: From Popularization to Organization of Science (Moscow, 2020), ISBN 978-5-8037-0796-7

 
PIIS020596060013001-3-1
DOI10.31857/S020596060013001-3
Publication type Review
Source material for review Фандо Р. А. Народные университеты Российской империи: от популяризации к организации науки. М.: Янус-К, 2020. 344 с. ISBN 978-5-8037-0796-7
Status Published
Authors
Affiliation: Dobrov Institute for Scientific and Technological Potential and Science History Studies of National Academy of Sciences of Ukraine
Address: Ukraine, Kyiv
Journal nameVoprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki
EditionVolume 41 4
Pages828-835
Abstract

  

Keywords
Publication date23.12.2020
Number of characters18584
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Новая монография известного и необычайно продуктивного историка науки Р. А. Фандо продолжает начатое им в предыдущих работах исследование негосударственной системы высшего образования дореволюционной России1, что не только значительно расширяет наше представление об этой области отечественного образования, но и дает интересный срез организации отечественной науки начала прошлого века. Процесс становления новой формы высшего образования протекал сложно и противоречиво, одновременно с попытками демократизации закостеневшей бюрократической системы уходящей империи, которая никак не хотела сдавать свои позиции даже в условиях декларированных конституционных свобод. 1. Фандо Р. А. Университет им. А. Л. Шанявского на фоне смены эпох. М.: Акварель, 2018; Фандо Р. А. «Женский вопрос» в российском образовании (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) // Всеобщая история. 2016. № 1. С. 3–14; Фандо Р. А. Расцвет негосударственного высшего образования в дореволюционной России // Genesis: исторические исследования. 2018. № 7. С. 106–119 и др.
2 Народные университеты («вольные школы») представляли собой негосударственные учебные заведения, созданные на средства частного капитала по типу классических университетов. При определении их структуры и системы управления использовалась практика аналогичных зарубежных учреждений, а при разработке учебных планов и программ – опыт императорских университетов. Но, в отличие от последних, в них отсутствовал ценз на уровень подготовки, сословную принадлежность, вероисповедание и пол абитуриентов. Однако эти возможности перманентно подвергались корректировке со стороны государственных органов надзора за системой образования.
3 Выводы автора об основных функциях народных университетов, управлении и организации учебной работы, соотношении фундаментальных и прикладных знаний, научных исследованиях, создании исследовательских лабораторий и их тематике сделаны прежде всего на материалах Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского. И не только потому, что он был первым, прошел трудный и длительный период легитимации, но и в связи с тем, что его с большими трудностями утвержденный устав был использован другими народными университетами, что, правда, не сделало процесс их ста новления более легким. В отличие от других народных университетов, в Университете им. А. Л. Шанявского был осуществлен более полный цикл деятельности, что позволило выявить типологические черты народных университетов дореволюционной России.
4 В 1908 г., после трехлетней проволочки, было получено официальное разрешение на открытие Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского. В 1916 г. трех других – Народного университета им. Л. И. Лутугина в Петрограде, Нижегородского городского народного университета и Томского городского народного университета им. П. И. Макушина. В монографии представлена история появления и функционирования этих университетов. Регионы, в которых они располагались, отличались по численности и социальному составу населения, ведущим отраслям экономики, что, безусловно, влияло на состав и уровень образования слушателей местных вольных школ. Тем не менее рассматриваемые учреждения, ориентировавшиеся на классические университеты, имели достаточно постоянный состав слушателей, профессорско-преподавательский штат, утвержденные программы курсов; основным видом их деятельности являлось образование, но также присутствовали и другие формы работы – издательская, библиотечная, научно-исследовательская, выставочная, музейная, просветительская.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 561

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up