Памятники истории отечественного транспорта в облике города Твери

 
Код статьиS020596060005927-1-1
DOI10.31857/S020596060005927-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Адрес: Россия, 125315, Москва, ул. Балтийская, д.14
Название журналаВопросы истории естествознания и техники
ВыпускТом 40 №3
Страницы482-497
Аннотация

Город Тверь – один из старейших и наиболее посещаемых туристами городов современной России – сформировался и до сих пор продолжает развиваться в немалой степени как узел разнообразных видов транспорта: водного, сухопутного и воздушного, а в другом измерении – дальнемагистрального, местного и сугубо внутригородского. Соответственно в городе сохранилось немало достойных внимания вещественных памятников развития транспорта и транспортной инфраструктуры, накоплен определенный опыт их показа и современного использования. Задачей данной статьи является анализ этого транспортного наследия и его популяризация для широкой общественности.

Ключевые словаРоссия, история, транспорт, памятник, город Тверь
Получено06.09.2019
Дата публикации09.09.2019
Кол-во символов40151
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Тверь (в 1931–1990 гг. – Калинин) – один из старейших городов России, отметивший свое 880-летие в 2015 г. 1 Его название, согласно наиболее распространенным и убедительным версиям, представляет собой редуцированную форму слов «твердь», «твердыня», напоминая о зарождении города как укрепленного пункта, обеспечивавшего безопасность естественной транспортной артерии – реки Волги 2. 1. С юбилеем, родная Тверь! // Вся Тверь. 26 июня 2015 г. № 63 (579). С. 1.

2. См., например: Финкельштейн В. Б. Летопись Твери. Тверь: РИФ, 1996.
2 С основанием в 1703 г. Петром I Санкт-Петербурга Тверь приобрела немалую дополнительную значимость как один из пунктов не только водного, но и сухопутного сообщения между двумя российскими столицами, где странники, пользовавшиеся единственно доступным тогда гужевым транспортом, могли отдохнуть сами, накормить или заменить уставших лошадей. К сожалению, 12 мая 1763 г. складывавшаяся веками преимущественно деревянная застройка Твери была уничтожена сильнейшим пожаром. Взошедшая незадолго до того на престол Екатерина II особым указом повелела восстанавливать город уже по единому регулярному плану, что было достаточно новым тогда не только для отечественной, но и даже мировой практики. Командированный для этого из Москвы опытный архитектор П. Р. Никитин проложил на месте прежнего хитросплетения узеньких переулков три идеально прямые и достаточно широкие даже по меркам XXI в. магистрали, рассчитанные на интенсивное движение наземного транспорта. От въезда в город со стороны Москвы, от нынешней Советской, а исторически Почтовой площади, одна из этих магистралей, ныне улица Вольного Новгорода, приводит к Волге с мостом в направлении на Санкт-Петербург; вторая, Дворянская, Миллионная, а ныне Советская – пронизывает значительную часть города параллельно правому волжскому берегу, а третья, Новоторжская, – уходит к северо-западу на старинные русские города Торжок и Великий Новгород. В целом получившееся трехлучие стало почти зеркальным, развернутым на север, подобием намеченных Петром I в новой столице Невского и Вознесенского проспектов с Гороховой улицей посередине, что было увековечено народным определением «Тверь-городок – Петербурга уголок». Город, зародившийся и выросший как прежде всего крепость на пути возможных захватчиков, оказался, одним из первых во всей России, перестроенным именно под интенсивное движение наземного транспорта 3. 3. Там же.
3 Для максимального удобства Екатерины II и ее многочисленной свиты во время частых переездов между двумя российскими столицами упоминавшийся выше архитектор Никитин, которому помогал молодой и малоизвестный еще тогда М. Ф. Казаков, воздвиг на месте древнего Тверского кремля, между правым берегом Волги и вновь проложенной Дворянской улицей, величественный Путевой дворец. Это богато декорированное каменное здание было построено к весне 1767 г., когда именно из него Екатерина II отправилась в «высочайшее» плавание по Волге, закончившееся в Симбирске (ныне Ульяновск). Флагманская галера той императорской флотилии называлась именно «Тверь» и сохранялась затем в Казани вплоть до 1955 г. 4 А Путевой дворец на тверской земле, который, таким образом, также может рассматриваться как своеобразный памятник не только сухопутного, но и водного транспорта, дошел до нас заметно перестроенным: сначала в начале XIX в. под руководством видного зодчего К. И. Росси, а затем – при восстановлении после сильных разрушении Великой Отечественной войны – по проекту, пожалуй, не менее выдающегося советского архитектора Н. Я. Колли 5. После завершения в начале 2017 г. комплексной реставрации в здание вернулась занимавшая его еще с 1896 г. Тверская картинная галерея. Была обновлена также мемориальная доска, напоминающая, что именно в том дворце весной 1810 г. Н. М. Карамзин впервые прочел избранные главы написанной им незадолго перед тем «Истории государства Российского» проезжавшим через Тверь великой княгине Екатерине Павловне и великому князю Константину Павловичу. 4. Корнилов П. Е. Памятник Волжского судоходства галера «Тверь» XVIII в. Казань: Полиграфшкола им. А. В. Луначарского, 1927.

5. Михня С. Б. 200 мест Твери, которые нужно увидеть. 3-е изд. М.: Мартин, 2016. С. 38–39.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 412

Оценка читателей: голосов 0

1. Al’bom sooruzhenii Sankt-Peterburg – Moskovskoi zheleznoi dorogi [The Album of the St. Petersburg to Moscow Railroad Facilities] (1851). Sankt-Peterburg.

2. Bystrov, A. (2015) Tverskoi tramvai [The Tver Tram], Lokotrans, no. 10, p. 6.

3. Finkel’shtein, V. B. (1996) Letopis’ Tveri [The Cronicles of Tver]. Tver': RIF.

4. Khiger, R. Ia. (1940) Arkhitektura rechnykh vokzalov [The Architecture of River Passenger Terminals]. M.: Gosudarstvennoe arkhitekturnoe izdatel’stvo Akademii arkhitektury SSSR.

5. Kornilov, P. E. (1927) Pamiatnik Volzhskogo sudokhodstva galera “Tver” XVIII v. [The Monument of the 18th Century Volga Navigation, the Galley Ship “Tver”]. Kazan’: Poligrafshkola im. A. V. Lunacharskogo.

6. Kozlov, D. M. (1959) Kalininskii vagonostroitel’nyi zavod. Kratkii istoriko-ekonomicheskii ocherk [The Kalinin Carriage Building Works. A Brief Historico-Economic Essay]. Kalinin: Knizhnoe izdatel’stvo.

7. Kozlova, E. N., and Riazantsev, M. M. (2001) Sankt-Peterburg – Moskva. Puteshestvie po zheleznoi doroge vo vremeni i prostranstve [St. Petersburg – Moscow. Travelling by Rail from St. Petersburg to Moscow through Time and Space]. Sankt-Peterburg: LIK, pp. 110–112.

8. Mikhnia, S. B. (2016) 200 mest Tveri, kotorye nuzhno uvidet’. 3-e izd. [200 Must-See Places in Tver. 3rd ed.]. Moskva: Martin.

9. Na bol’shie skorosti. Trudovaia i revoliutsionnaia letopis’ Kalininskogo ordena Lenina vagonostroitel’nogo zavoda [Reaching High Speeds. The Chronicle of Work and the Revolutionary

10. Chronicle of the Kalinin Carriage Building Works] (1967). Moskva: Moskovskii rabochii.

11. Rakov, V. A. (1999) Lokomotivy otechestvennykh zheleznykh dorog. 1956–1975 [The Locomotives of the Russian Railroads. 1956–1975]. Moskva: Transport.

12. S iubileem, rodnaia Tver’! [Have a Happy Jubilee, Dear Tver!] (2015), Vsia Tver’, June 26, no. 63 (579), p. 1.

13. Semenov, N. M. (1987) A esli na ekskursiiu tramvaem? [What About a Tram Excursion?], Kalininskaia pravda, January 27.

14. Tverskomu tramvaiu 100 let [100th Anniversary of the Tver Tram] (2001). Tver’.

15. Vasil’eva, M. (2015) Iz okna novogodnego tramvaia [From the New Year Tram’s Window], Tverskaia zhizn’, December 24.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх