Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. 384 с. ISBN 978-5-7598-0819-0

 
Код статьиS020596060004989-9-1
DOI10.31857/S020596060004989-9
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Адрес: Россия, 125315, Москва, ул. Балтийская, д. 14
Название журналаВопросы истории естествознания и техники
ВыпускТом 40 №2
Страницы394-398
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено20.06.2019
Дата публикации20.06.2019
Кол-во символов11910
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Книга знаменитого социолога и историка науки Бруно Латура «Пересборка социального: Введение в акторно-сетевую теорию» впервые была издана в 2005 г. на английском языке в издательстве Оксфордского университета 11, а затем переведена на многие европейские языки: французский (2006), немецкий (2007), испанский (2008), польский (2010), португальский (2012), шведский (2016). На русском языке книга вышла в 2014 г. 1. Latour, B. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory. Oxford: Oxford University Press, 2005.
2 Являясь вызовом устоявшемуся в XX в. представлению о социальном и претендуя на то, чтобы предложить альтернативное понимание социального, книга имеет фундаментальное значение не только для социологов, но и для историков науки – в ней предлагается по-новому взглянуть на то, что в историко-научных и историко-технических исследованиях традиционно именуется социальным контекстом.
3 «Пересборка социального…» носит теоретический характер, и, в отличие от предыдущих работ Латура, таких как «Пастер: Война и мир микробов, с приложением “Несводимого”» 22 или «Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества» 33, здесь нет касающегося истории и эпистемологии науки эмпирического материала. Но, очевидно, ее текст родился как теоретическое осмысление этих и других историко-научных исследований Латура. 2. Latour, B. Pasteur: Guerre et paix des microbes, suivi de “Irreductions”. 2è éd. Paris: La Découverte, 2001 (Poche. Sciences humaines et sociales. 114); Латур, Б. Пастер: Война и мир микробов, с приложением «Несводимого» СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015.

3. Latour, B. Science in Action: How to Follow Scientists and Engineers through Society. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1987; Латур, Б. Наука в действии: Следуя за учеными и инженерами внутри общества. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013, 2015.
4 Во вступлении к книге указывается, что если в исследовании социальное остается неизменным, то такое исследование не относится к акторно-сетевой теории (ACT). В качестве примера не относящейся к АСТ работы Латур приводит книгу своего коллеги датского социолога и историка техники Вибе Бейкера «О велосипедах, бакелитах и лампочках. К теории социотехнических перемен» 4. В то же время Латур отмечает, что значительная часть исследований по истории науки и техники является важной для приверженцев АСТ, поскольку в них, в отличие от чистой социологии, чаще обращается внимание на то, как меняется состав и взаимодействие тех разнородных сущностей, в результате взаимодействия которых образуется переменчивое социальное. 4. Bijker, W. Of Bicyсles, Bakelites, and Bulbs: Towards a Theory of Sociotechnical Change. Cambridge, MA: MIT Press,
5 Латур указывает, что в разгар модернизации востребованность естественных наук была настолько велика, что их методы и подходы распространились и на исследование социального взаимодействия, на исследование общества. Когда изучаются социальные аспекты жизнедеятельности людей, включая социальные аспекты истории науки, исследователь не должен заранее решать, из чего состоит социальный мир. Это самый обычный для химиков, физиков и биологов подход – обособить объект исследования – не должен распространяться на социологию, утверждает Латур. В то же время традиционный социолог (и традиционный историк науки, добавим мы) часто начинает свое исследование социального с того, что стремится его стабилизировать, сделать неизменным, состоящим из определенного, изначально определяемого перечня социальных групп и институтов. Именно такое изначальное структурирование социального создает впечатление обоснованности исследования, но на самом деле, согласно Латуру, лишает социальное присущей ему постоянной изменчивости.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 5, всего просмотров: 1403

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх