История первых попыток применение алгебры логики для решения технических задач

 
Код статьиS020596060003890-1-1
DOI10.31857/S020596060003890-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы истории естествознания и техники
ВыпускТом 40 №1
Страницы9-20
Аннотация

Развитие электротехники привело к началу использования в 1880–1890-х гг. в ряде областей техники (в морской башенной артиллерии для обеспечения взаимной замкнутости, при механизации подсчета статистических данных и т.д.) релейных (релейно-контактных) систем, включавших десятки реле и контактов. Проектирование таких систем ввиду их относительной простоты, несмотря на некоторые издержки, осуществлялось без привлечения аппарата алгебры логики. В то же время потребность в логическом описании работы сложных технических систем возникла на железнодорожном транспорте в централизованных системах управления механическими сигналами и стрелками. Такие описания, использовавшие по сути дела двоичные переменные, были созданы французскими и бельгийскими инженерами-практиками. При этом операторы одной из них – системы Фламаша – функционально совпадали с логическими операторами алгебры логики, но не имели присущих последним развитого набора свойств. Система Фламаша не получила развития и была забыта, но, несмотря на свою узкую специализацию, стала провозвестником применения алгебры логики в технике.

Ключевые словасистемы управления, алгебра логики, железнодорожная сигнализация, история техники, система Фламаша
Дата публикации27.03.2019
Кол-во символов22318
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1215

Оценка читателей: голосов 0

1. Apokin, E. A., and Maistrov, L. E. (1974) Razvitie vychislitel’nykh mashin [The Development of Calculating Machines]. Moskva: Nauka.

2. Atlas chertezhei k rukovodstvu shkoly gal’vanerov [The Atlas of Drawings for the Manual of the School of Naval Electricians] (1901). Sankt-Peterburg: Morskoe ministerstvo.

3. Biriukov, B. V., and Shakhov, V. I. (2007) Pervye prilozheniia logiki k tekhnike: Erenfest, Gersevanov i Shestakov. Ot primeneniia logiki k rasschetu sooruzhenii i releinym skhemam k logicheskoi teorii razmernosti fizicheskikh velichin [The First Applications of Logic in Technology: Ehrenfest, Gersevanov, and Shestakov. From Applying Logic to Structure Calculations and Relay Circuits to the Logical Theory of Dimensions of Physical Values], Logicheskie issledovaniia, no. 14, pp. 73–104.

4. Dukel’skii, A. G. (1931) Istoricheskii ocherk razvitiia proektirovaniia i izgotovleniia bashennykh ustanovok v Rossii 1886–1917 gg. [A Historical Essay on the Development of Design and Manufacture of Turret Mounts in Russia from 1886 to 1917]. Moskva: Artilleriiskoe upravlenie RKKA.

5. Erenfest, P. (Ehrenfest, P.) (1910) L. Kutiura. Algebra logiki. Perevod s frantsuzskogo s pribavleniem 1 prof. Sleshinskogo. Mathesis. 1909. 104+XIII str. [Couturat, L. L’Algébra de la logique. Translated from French with the Addendum 1 by Professor I. Sleshinskii. Mathesis. 1909. 104+XIII pp.], Zhurnal Russkogo fiziko-matematicheskogo obshchestva, vol. 42, no. 9, Fizicheskii otdel, pp. 382–387.

6. Flamache, A., Huberti, A., and Stévart, A. (1887) Traité d’exploitation des chemins de fer. Bruxelles: Mayolez, vol. 2, fasc. 1: Signaux.

7. Kareisha, S. D. (1891) O novykh ustroistvakh i priborakh dlia upravleniia strelkami i signalami [On the New Devices and Instruments for Controlling Railroad Switches and Signals], Inzhener (Kiev), vol. 10, no. 6, pp. 263–270.

8. Kareisha, S. D. (1895) O tsentral’nykh ustroistvakh upravleniia strelkami i signalami na russkikh zheleznykh dorogakh [On the Central Devices for Railroad Switches and Signals Control on the Russian Railroads]. Sankt-Peterburg: Iu. N. Erlikh.

9. Kareisha, S. D. (1912) O zavisimosti mezhdu strelochnymi i signal’nymi rychagami v tsentral’nykh apparatakh i obshchie soobrazheniia o tsentralizatsii [On the Interlocking of Switch and Signal Levers in Central Control Systems and General Considerations on the Centralization]. Sankt-Peterburg: Litografiia Trofimova.

10. Plastunov, P. (1898) Schetnaia mashina Hollerith’a [Hollerith’s Calculating Machine], Inzhener (Kiev), vol. 17, no. 9, pp. 395–400.

11. Plastunov, P. (1903) Elektricheskaia schetnaia mashina Gollerita v primenenii k zheleznodorozhnoi statistike [The Application of Hollerith’s Electric Calculating Machine to Railroad Statistics], Inzhener (Kiev), vol. 22, no. 9, pp. 70–72.

12. Struve, V. O. (1894) O primenenii elektrichestva k podschetu statisticheskikh dannykh (Hermann Hollerith – Electric Tabulating System) [On Using Electricity for Calculating Statistical Data (Hermann

13. Hollerith – Electric Tabulating System]. Sankt-Peterburg: Tsentral’nyi statisticheskii komitet MVD. Truesdell, L. E. (1965) The Development of Punch Card Tabulation in the Bureau of the Census 1890–1940 with Outlines of Actual Tabulation Programs. Washington: US Government Printing Office.

14. V. G. (1895) Elektricheskaia mashina Gollerita dlia podscheta statisticheskikh dannykh [Hollerith’s Electric Machine for Calculating Statistical Data], Vestnik opytnoi fiziki i elementarnoi matematiki, no. 225, pp. 193–201.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх