АРИСТОТЕЛЕВО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОЛИГАРХИИ И ОЛИГАРХИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ В АФИНАХ V–IV вв. до н.э.

 
Код статьиS032103910024392-4-1
DOI10.31857/S032103910024392-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация:
Институт всеобщей истории РАН
Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Москва, 119334, Россия, Москва, Ленинский просп., 32а
Аннотация

В «Политике» Аристотеля содержится нетрадиционное и даже неожиданное определение олигархии, представляющее ее, в отличие от общепринятого понимания (исходящего из прозрачной этимологии самого термина) не как «власть немногих», а как «власть богатых». Соответственно, один из главных признаков олигархий для философа – имущественный ценз. В статье рассматривается, как соотносилась с этими теоретическими выкладками политическая практика афинских олигархов. Обнаруживается, что две фазы олигархического движения в Афинах (конец V в. до н.э. и конец IV в. до н.э.) принципиально различаются именно в этом отношении. В первом случае вопрос о цензе даже не поднимался, был применен совершенно иной принцип – создание гражданского коллектива, ограниченного численным лимитом (5000 в 411 г. до н.э., 3000 в 404 г. до н.э.). Во втором же случае исходили в чистом виде из идеи ценза (2000 драхм в 322 г. до н.э., 1000 драхм в 317 г. до н.э.). Таким образом, олигархические режимы первого периода ближе к традиционному определению олигархии, олигархические режимы второго периода ближе к Аристотелеву определению (они и создавались под несомненным идеологическим влиянием перипатетической школы).

Ключевые словаАристотель, Афины, олигархия, демократия, гражданство, «Политика», «Афинская полития», перевороты, имущественный ценз, численный лимит, Четыреста, Тридцать, Деметрий Фалерский
Источник финансированияГрант Российского научного фонда 23-28-00024
Получено12.02.2023
Кол-во символов54340
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1. Badian, E. 1995: The Ghost of Empire: Reflections on Athenian Foreign Policy in the Fourth Century BC. In: W. Eder (ed.), Die athenische Demokratie im 4. Jahrhundert v.Chr.: Vollendung oder Verfall einer Verfassungsform? Stuttgart, 79–106.

2. Boulton, A.O. 2021: Democracy and Empire: The Athenian Invasion of Sicily, 415–413 BCE. Lanham.

3. Bourriot, F. 1976: Recherches sur la nature du genos: Étude d’histoire sociale athénienne. Periodes archaïque et classique. Lille; Paris.

4. Brock, R. 1989: Athenian Oligarchs: The Number Game. Journal of Hellenic Studies 109, 160–164.

5. Brock, R., Hodkinson, S. 2000: Introduction: Alternatives to the Democratic Polis. In: R. Brock, S. Hodkinson (eds.), Alternatives to Athens: Varieties of Political Organization and Community in Ancient Greece. Oxford, 1–31.

6. Carawan, E. 2013: The Athenian Amnesty and Reconstructing the Law. Oxford.

7. Danzig, G. 2014: The Use and Abuse of Critias: Conflicting Portraits in Plato and Xenophon. Classical Quarterly 64/2, 507–524.

8. Davies, J.K. 1971: Athenian Propertied Families 600–300 B.C. Oxford.

9. Davies, J.K. 2004: The Concept of the “Citizen”. In: S. Cataldi (ed.), Poleis e politeiai: Esperienze politiche, tradizioni litterarie, progetti costituzionali. Alessandria, 19–30.

10. Day, J., Chambers, M. 1967: Aristotle’s History of Athenian Democracy. Amsterdam.

11. Diggle, J. 2004: Theophrastus: Characters. Cambridge.

12. Dovatur, A.I. 1965: Politika i Politii Aristotelya [Aristotle’s Politics and Polities]. Moscow, Leningrad.

13. Доватур, А.И. 1965: Политика и Политии Аристотеля. Москва; Ленинград.

14. Duke, G. 2020: Aristotle and Law: The Politics of Nomos. Cambridge.

15. Finley, M.I. 1971: The Ancestral Constitution. Cambridge.

16. Frank, J., Monoson, S.S. 2009: Lived Excellence in Aristotle’s Constitution of Athens: Why the Encomium of Theramenes Matters. In: S. Salkever (ed.), The Cambridge Companion to Ancient Greek Political Thought. Cambridge, 243–270.

17. Frolov, E.D. 2003: Kritiy, syn Kalleskhra, afinyanin, – sofist i tiran [Critias, son of Callaischros, the Athenian, – a Sophist and Tyrant. Vestnik drevney istorii [Journal of ancient history]. 4 (247), 67–89.

18. Фролов, Э.Д. 2003: Критий, сын Каллесхра, афинянин, – софист и тиран. Вестник древней истории 4 (247), 67–89.

19. Gagarin, M. 2002: Antiphon the Athenian: Oratory, Law, and Justice in the Age of the Sophists. Austin.

20. Gehrke, H.-J. 1978: Das Verhältnis von Politic und Philosophie im Waken des Demetrius von Philemon. Chiron 8, 149–193.

21. Gingili, M. 2018: Oligarchies of ‘Fixed Number’ or Citizen Bodies in the Making? In: A. Duplouy, R. Brock (eds.), Defining Citizenship in Archaic Greece. Oxford, 275–293.

22. Gomme, A.W. 1096: The Population of Athens in the Fifth and Fourth Centuries B.C. Westport.

23. Gottesman, A. 2020: The Sōphrosynē of Critias: Aristocratic Ethics after the Thirty Tyrants. In: D.C. Wolfsdorf (ed.), Early Greek Ethics. Oxford, 243–261.

24. Hahm, D.E. 2009: The Mixed Constitution in Greek Thought. In: R.K. Balot (ed.), A Companion to Greek and Roman Political Thought. Oxford, 178–198.

25. Hansen, M.H. 1993: Aristotle’s Alternative to the Sixfold Model of Constitutions. In: M. Piérart (ed.), Aristote et Athènes. Paris, 91–101.

26. Hansen, M.H. 2004: Attika. In: M.H. Hansen, T.H. Nielsen (eds.), An Inventory of Archaic and Classical Poleis: An Investigation Conducted by the Copenhagen Polis Centre for the Danish National Research Foundation. Oxford, 624–642.

27. Hansen, M.H. 2010: The Concepts of Demos, Ekklesia, and Dikasterion in Classical Athens. Greek, Roman and Byzantine Studies 50, 499–536.

28. Harding, P. 1977: Atthis and Politeia. Historia 26/2, 148–160.

29. Harris, E.M. 2019: [Review:] Simonton M. Classical Greek Oligarchy: A Political History. Princeton, 2017. Journal of Hellenic Studies 139, 256–257.

30. Heftner, H. 2001: Der oligarchische Umsturz des Jahres 411 v.Chr. und die Herrschaft der Vierhundert in Athen: Quellenkritische und historische Untersuchungen. Frankfurt am Main.

31. Hornblower, S. 2006: Pindar and Kingship Theory. In: S. Lewis (ed.), Ancient Tyranny. Edinburgh, 151–163.

32. Kennedy, G.A. 2003: Oratory. In: P.E. Easterling, B.M.W. Knox (eds.), The Cambridge History of Classical Literature. I. Greek Literature. Cambridge, 498–526.

33. Krentz, P. 1982: The Thirty at Athens. Ithaca.

34. Lehmann, G.A. 1995: Überlegungen zu den oligarchischen Machtergreifungen im Athen des 4. Jahrhunderts v.Chr. In: W. Eder (ed.), Die athenische Demokratie im 4. Jahrhundert v.Chr.: Vollendung oder Verfall einer Verfassungsform? Stuttgart, 139–150.

35. Lehmann, G.A. 1997: Oligarchische Herrschaft im klassischen Athen: Zu den Krisen und Katastrophen der attischen Demokratie im 5. und 4. Jahrhundert v.Chr. Opladen.

36. Lintott, A. 2000: Aristotle and the Mixed Constitution. In: R. Brock, S. Hodkinson (eds.), Alternatives to Athens: Varieties of Political Organization and Community in Ancient Greece. Oxford, 152–166.

37. Loening, T.C. 1987: The Reconciliation Agreement of 403/2 B.C. in Athens. Stuttgart.

38. Loraux, N. 1997: La cité divisée: L’oubli dans la mémoire d’Athènes. Paris.

39. Marcaccini, C. 2013: Rivoluzione oligarchica o restaurazione della democrazia? I Cinquemilia, la πρόκρισις e la patrios politeia. Klio 95/2, 405–428.

40. Marr, J.L., Rhodes, P.J. 2015: The ‘Old Oligarch’: The Constitution of the Athenians Attributed to Xenophon. Oxford.

41. Mitchell L. Tyrannical Oligarchs at Athens. In: S. Lewis (ed.), Ancient Tyranny. Edinburgh, 178–187.

42. Montanari, F. 2022: History of Ancient Greek Literature. Vol. 1: The Archaic and Classical Ages. Berlin; Boston.

43. Müller, S. 2017: Demetrios von Phalerons pompe und Demochares’ Kritik. In: H. Beck, B. Eckhardt, C. Michels, S. Richter (eds.), Von Magna Graecia nach Asia Minor: Festschrift für Linda-Marie Günther zum 65. Geburtstag. Wiesbaden, 243–254.

44. Nails, D. 2002: The People of Plato: A Prosopography of Plato and Other Socratics. Indianapolis.

45. Osborne, R. 2003: Changing the Discourse. In: K.A. Morgan (ed.), Popular Tyranny: Sovereignty and its Discontents in Ancient Greece. Austin, 251–272.

46. Ostwald, M. 2000: Oligarchia: The Development of a Constitutional Form in Ancient Greece. Stuttgart.

47. O’Sullivan, L. 2001: Philochorus, Pollux and the Nomophulakes of Demetrius of Phalerum. Journal of Hellenic Studies 121, 51–62.

48. Piepenbrink, K. 2018: Demokratische Implikationen in der “Politik” des Aristoteles. In: I. Jordović, U. Walter (eds.), Feindbild und Vorbild: Die athenische Demokratie und ihre intellektuellen Gegner. Berlin; Boston, 249–268.

49. Poddighe, E. 2002: Nel segno di Antipatro: L’eclissi della democrazia ateniese dal 323/2 al 319/8 a.C. Roma.

50. Poddighe, E. 2014: Aristotele, Atene e le metamorfosi dell’idea democratica: Da Solone a Pericle (594–451 a.C.). Roma.

51. Raaflaub, K.A., Ober, J., Wallace, R.W. 2007: Origins of Democracy in Ancient Greece. Berkeley.

52. Rhodes, P.J. 1985: A Commentary on the Aristotelian Athenaion Politeia. Oxford.

53. Rhodes, P.J. 2000: Oligarchs in Athens. In: R. Brock, S. Hodkinson (eds.), Alternatives to Athens: Varieties of Political Organization and Community in Ancient Greece. Oxford, 119–136.

54. Robinson, E.W. 1997: The First Democracies: Early Popular Government outside Athens.

55. Roller, D.W. 1989: Who Murdered Ephialtes? Historia 38/3, 257–266.

56. Rubinstein, L. 2004: Ionia. In: M.H. Hansen, T.H. Nielsen (eds.), An Inventory of Archaic and Classical Poleis: An Investigation Conducted by the Copenhagen Polis Centre for the Danish National Research Foundation. Oxford, 1053–1107.

57. Rutter, N.K. 2000: Syracusan Democracy: ‘Most Like the Athenian?’. In: R. Brock, S. Hodkinson (eds.), Alternatives to Athens: Varieties of Political Organization and Community in Ancient Greece. Oxford, 137–151.

58. Saldutti, V. 2022: The Mixed Constitution of Demetrius Phalereus. Klio 104/1, 159–190.

59. Saunders, T.J. 1991: Penal Law and Family Law in Plato’s Magnesia. In: M. Gagarin (ed.), Symposion 1990: Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. Köln, 115–132,

60. Scheibelreiter, P. 2013: Atheniensium vetus exemplum: Zum Paradigma einer antiken Amnestie. In: K. Harter-Uibopuu, F. Mitthof (eds.), Vergeben und Vergessen? Amnestie in der Antike. Wien, 95–126.

61. Schjøtt, P.O. 1906: Die athenische Aristokratie. Christiania.

62. Schmitz, W. 1995: Reiche und Gleiche: Timokratische Gliederung und demokratische Gleichheit der athenischen Bürger im 4. Jahrhundert v.Chr. In: W. Eder (ed.), Die athenische Demokratie im 4. Jahrhundert v.Chr.: Vollendung oder Verfall einer Verfassungsform? Stuttgart, 573–597.

63. Schütrumpf, E. 1994: Aristotle on Sparta. In: A. Powell, S. Hodkinson (eds.), The Shadow of Sparta. London; New York, 323–345.

64. Shear, J.L. 2011: Polis and Revolution: Responding to Oligarchy in Classical Athens. Cambridge.

65. Simonton, M. 2017: Classical Greek Oligarchy: A Political History. Princeton.

66. Simpson, P.L.P. 2013: Aristotle. In: H. Beck (ed.), A Companion to Ancient Greek Government. Oxford, 105–118.

67. Stockton, D. 1982: The Death of Ephialtes Classical Quarterly 32/1, 227–228.

68. Strauss, B.S. 1993: Fathers and Sons in Athens: Ideology and Society in the Era of the Peloponnesian War. London.

69. Surikov, I.E. 2018: Antichnaya Gretsiya: Politogenez, politicheskie i pravovye instituty (Opuscula selecta II) [Ancient Greece: State formation, political and legal institutions (Opuscula selecta II)]. Moscow.

70. Суриков, И.Е. 2018: Античная Греция: Политогенез, политические и правовые институты (Opuscula selecta II). Москва.

71. Surikov, I.E. 2021: K khronologii zhizni i tvorchestva istorika Gellanika [Towards the chronology of the life and work of the historian Hellanicus]. Vestnik drevney istorii [Journal of ancient history] 81/4, 837–862.

72. Суриков, И.Е. 2021: К хронологии жизни и творчества историка Гелланика. Вестник древней истории 81/4, 837–862.

73. Surikov, I.E. 2022: Afiny v periody smut i v periody stabil’nosti: nekotorye komparativnye nablyudeniya [Athens in the periods of sedition and in the periods of stability: some comparative observations. In: F.A. Mikhailovsky (ed.), Drevniy mir: istoriya i archeologia. Sbornik nauchnykh statey [Ancient world: history and archaeology. Collection of scientific articles]. Moscow, 218–228.

74. Суриков, И.Е. 2022: Афины в периоды смут и в периоды стабильности: некоторые компаративные наблюдения. В кн.: Ф.А. Михайловский (ред.), Древний мир: история и археология. Сборник научных статей. Москва, 218–228.

75. Taylor, M.C. 2002: Implicating the Demos: A Reading of Thucydides on the Rise of the Four Hundred. Journal of Hellenic Studies 122, 91–108.

76. Thomas Aquinas 2007: Commentary on Aristotle’s Politics. Indianapolis; Cambridge.

77. Ungern-Sternberg, J. von 2000: ‘Die Revolution frißt ihre eignen Kinder’: Kritias vs. Theramenes. In: L. Burckhardt, J. von Ungern-Sternberg (eds.), Große Prozesse im antiken Athen. München, 144–156.

78. Usher, S. 2007: Lysias and his Clients. In: E. Carawan (ed.), Oxford Readings in the Attic Orators. Oxford, 27–36.

79. Wallace, R.W. 2013: Councils in Greek Oligarchies and Democracies. In: H. Beck (ed.), A Companion to Ancient Greek Government. Oxford, 191–204.

80. Whitehead, D. 1993: 1–41, 42–69: A Tale of Two Politeiai. In: M. Piérart (ed.), Aristote et Athènes. Paris, 25–38.

81. Williams, J. 1997: Ideology and the Constitution of Demetrius of Phalerum. In: C.D. Hamilton, P. Krentz (eds.), Polis and Polemos: Essays on Politics, War and History in Ancient Greece in Honor of Donald Kagan. Claremont, 327–346.

82. Wolpert, A. 2006: The Violence of the Thirty Tyrants. In: S. Lewis (ed.), Ancient Tyranny. Edinburgh, 213–223.

83. Wolpert, A. 2017: Thucydides on the Four Hundred and the Fall of Athens. In: R.K. Balot, S. Forsdyke, E. Foster (eds.), The Oxford Handbook of Thucydides. Oxford, 179–191.

84. Wolpert, A. 2019: Xenophon on the Violence of the Thirty. In: A. Kapellos (ed.), Xenophon on Violence. Berlin; Boston, 169–187.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх