D. Schwemer, A. Süel. The Akkadian and Sumerian Texts from Ortaköy-Šapinuwa / Ortaköy-Šapinuwa’dan Akadca ve Sümerce Metinler. (Documenta Antiqua Asiae Minoris, 2). Wiesbaden, 2021

 
Код статьиS032103910017896-8-1
DOI10.31857/S032103910017895-7
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва D. SCHWEMER, A. SÜEL. The Akkadian and Sumerian Texts from Ortaköy-Šapinuwa / Ortaköy-Šapinuwa’dan Akadca ve Sümerce Metinler. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2021 (Documenta antiqua Asiae Minoris, 2). XII, 99 p., XXXVIII pl. ISBN: 978-3-447-11645-9
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Институт языкознания РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 82 Выпуск 4
Страницы983-989
Аннотация

     

Ключевые слова
Источник финансированияРабота написана при поддержке гранта РНФ 18-18-00503.
Получено11.12.2021
Дата публикации23.12.2022
Кол-во символов25819
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В 2021 году вышел второй выпуск недавно основанной серии Documenta antiqua Asiae Minoris (DAAM), посвященной изданию древних текстов с территории Малой Азии. Содержание этого выпуска составляет публикация клинописных табличек из Ортакёя / Сапинувы, записанных на аккадском и шумерском языках. Авторы книги – профессор Вюрцбургского университета д-р Даниель Швемер и профессор Хеттского университета в Чоруме, руководитель раскопок в Ортакёе д-р Айгюль Сюэль.
2 Городище Ортакёй, откуда происходят изданные в книге тексты, находится в 53 км к юго-востоку от турецкого города Чорум и исследуется турецкими археологами с 1990 года. Поселение хеттского времени было создано в Ортакёе с нуля, на новом месте, прежде не заселенном людьми. По оценкам турецких специалистов, площадь города составляла около 9 кв. км1. Археологи открыли несколько монументальных построек, среди которых выделяется строение А, предположительно идентифицируемое как дворец. Это крупное здание (2500 м2) с массивными стенами толщиною 2 м в основании. Уступающее по площади строение B (1250 м2), возможно, хранилище, также производит впечатление своей основательностью2. В обоих зданиях хранились клинописные архивы. Тексты DAAM 2 происходят в основном из строения А (№ 6–20). 1. Работа написана при поддержке гранта РНФ 18-18-00503.

2. Süel 2009, 201.
3 Отождествление Ортакёя как хеттской Сапинувы стало возможным благодаря частому упоминанию этого древнего названия в ортакёйских табличках3. Также в Ортакёе была найдена пространная версия хурритского ритуала itkalzi («омовения уст»), состоявшая, вероятно, из 22 таблиц. Обнаруженная в архивах Хаттусы / Богазкёя версия того же ритуала была намного короче и включала всего одиннадцать таблиц. В то же время колофоны богазкёйской версии сообщают, что она возникла в результате сокращения ритуала из Сапинувы4. Это является косвенным, но ярким аргументом в пользу тождества Ортакёя и Сапинувы. 3. Süel 1999, 22–23.

4. de Martino et al. 2013, 131–132; Süel, Weeden 2017, 200.
4 В среднехеттский период (XV – начало XIV в. до н.э.) Сапинува на время стала столицей Хеттского государства, о чем свидетельствуют данные эпиграфики и археологии5. Так, в Ортакёе обнаружены письма, адресованные хеттскому царю членами его семьи, чиновниками, а также послания (очевидно, черновые варианты) хеттского царя зарубежным правителям (часть таких документов как раз публикуется в DAAM 2). Это явно указывает на постоянное присутствие хеттского царя в городе6. Золотые предметы египетского происхождения, найденные в Ортакёе, говорят о дальних торговых и дипломатических связях, что также хорошо согласуется с предположением о столичном статусе Сапинувы7. 5. Функционирование Сапинувы как столицы связывается исследователями с правлением царской четы Тудхалии III и Тадухепы, ср. Süel 2009, 198–199.

6. Süel 2002, 164. О том же, вероятно, свидетельствуют находки топоров и наконечников копий с надписью «великий царь» (LUGAL GAL), см. Süel 2009, 197.

7. Süel 2002, 163.
5 Безусловно, особое место среди ортакёйских находок принадлежит клинописным текстам. Оценки численности этих находок разнятся от публикации к публикации: встречаются цифры в две8, четыре9 и пять тысяч текстов и фрагментов. Именно последнее число фигурирует в предисловии к DAAM 2 (c. ix)10. Очевидно, оно отражает актуальное состояние археологических и эпиграфических исследований в Сапинуве. 8. Ünal 1998, 6.

9. Suël 2009, 193; 2017, 635.

10. Здесь и далее ссылки на рецензируемую книгу помещаются внутри основного текста рецензии, причем указываются только страницы.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 433

Оценка читателей: голосов 0

1. Beckman, G. 2014: The babili-Ritual from Hattusa (CTH 718). (Mesopotamian Civilizations, 19). Winona Lake.

2. Charpin, D. 2009: Chtenie i pis’mo v Vavilonii [Reading and Writing in Babylon]. Moscow.

3. Шарпен, Д. Чтение и письмо в Вавилонии. Пер. с фр. И.С. Архипова. М.

4. Charpin, D., Ziegler, N. 2003: Mari et le Proche-Orient à l’époque amorrite: essai d’histoire politique. (Florilegium marianum, 5). Paris.

5. de Martino, S., Murat, L., Süel, A. 2013: The eleventh tablet of the itkalzi ritual from Šapinuwa. Kaskal: rivista di storia, ambiente e culture del Vicino Oriente Antico 10, 131–148.

6. Devecchi, E. 2015: Missing treaties of the Hittites. Kaskal: rivista di storia, ambiente e culture del Vicino Oriente Antico 12, 156–178.

7. Freu, J., Mazoyer, M. 2007: Les débuts du nouvel empire hittite. (Les Hittites et leur histoire, 2). Paris.

8. Güterbock, H.G. 1997: Hethitische Götterbilder und Kultobjekte. In: H.A. Hoffner, Jr. (ed.), Perspectives on Hittite Civilization: Selected Writings of Hans Gustav Güterbock. (Assyriological Studies, 26). Chicago, 115–125.

9. Mielke, D.P. 2011: Key sites of the Hittite empire. In: S.R. Steadman, G. McMahon (eds.), The Oxford Handbook of Ancient Anatolia, 10,000–323 B.C.E. Oxford, 1031–1054.

10. Moran, W.L. 1992: The Amarna Letters. Baltimore.

11. Stavi, B. 2015: The Reign of Tudhaliya II and Šuppiluliuma I. The Contribution of the Hittite Documentation to a Reconstruction of the Amarna Age. (Texte der Hethiter, 31). Heidelberg.

12. Süel, A. 1999: The name of Ortaköy in the Hittite period. In: XII. Türk Tarih Kongresi. Ankara: 12–16 Eylül 1994. Kongreye sunulan bildiriler. I. Cilt. Ankara, 117–128.

13. Süel, A. 2002: Ortaköy-Šapinuwa. In: K.A. Yener, H.A. Hoffner, Jr. (eds.), Recent Developments in Hittite Archaeology and History. Winona Lake, 157–165.

14. Süel, A. 2009: Another capital city of the Hittite state: Šapinuwa. In: F. Pecchioli Daddi, G. Torri, C. Corti (eds.), Central-North Anatolia in the Hittite Period. New Perspectives in Light of Recent Research. Acts of the International Conference Held at the University of Florence, 7–9 February 2007. (Studia Asiana, 5). Roma, 193–205.

15. Süel, A. 2017: The Anatolian-Syrian relationship in the light of the Ortaköy-Šapinuwa tablets. In: Ç. Maner, M.T. Horowitz, A.S. Gilbert (eds.), Overturning Certainties in Near Eastern Archaeology. A Festschrift in Honor of K. Aslıhan Yener. (Culture and History of the Ancient Near East, 90). Leiden–Boston, 634–644.

16. Süel, A., Süel, M. 2017: Chapter 3. The discovery of a Hittite city. Developments in Hittite geography based on the identification of Ortaköy-Šapinuwa. In: M. Weeden, L.Z. Ullmann (eds.), Hittite Landscape and Geography. (Handbook of Oriental Studies, Section 1: The Near and Middle East, 121). Leiden–Boston, 28–36.

17. Süel, A., Weeden, M. 2017: Chapter 15. Central East: Philology. In: M. Weeden, L.Z. Ullmann (eds.), Hittite Landscape and Geography (Handbook of Oriental Studies, Section 1: The Near and Middle East, 121). Leiden–Boston, 200–208.

18. Ünal, A. 1998: Hittite and Hurrian Cuneiform Tablets from Ortaköy (Çorum), Central Turkey. With Two Excurses on the “Man of the Storm God” and a Full Edition of KBo 23.27. Istanbul.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх