Hellanicus and Andocides

 
PIIS032103910015749-6-1
DOI10.31857/S032103910015749-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Institute of World History, RAS
Russian State University for Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVestnik drevnei istorii
EditionVolume 82 Issue 2
Pages303-318
Abstract

Only a few fragments of Hellanicus of Lesbos contain mentions of real persons, and these fragments, for a obvious reasons, are of the greatest interest for a historian. The article analyzes one of such fragments (Hellan. FGrHist. 4. F170 = 323a. F24, from his Atthis), which mentions Andocides. The author makes a suggestion as to which of this name’s bearers could be the one Hellanicus wrote about, as besides the orator Andocides, several of his namesakes are known in Athens, all of them members of the same aristocratic family. The article offers some observations on the details of that family’s prosopography and genealogy. In addition, the author matches the fragment in question with another fragment of Hellanicus (Hellan. FGrHist. 4. F156) and argues that the latter also comes from the Atthis rather than from Hellanicus’ Troica, as is usually believed.

Keywordsearly Greek historical writing, mythography, genealogy, Athens, Hellanicus of Lesbos, Atthis, Andocides, Odysseus
AcknowledgmentRussian Foundation for Basic Research, project no. 19-09-00022а
Received05.01.2022
Publication date22.06.2022
Number of characters38189
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Среди двухсот с небольшим фрагментов, дошедших от Гелланика Лесбосского1, подавляющее большинство, к сожалению, дает не столь уж и много информации, ценной с собственно исторической точки зрения, поскольку эти фрагменты посвящены мифографической и/или хорографической тематике. Лишь буквально в единичных из них мы встречаем упоминания реальных лиц, и именно они по понятной причине представляют наибольший интерес для историка. В данной статье будет рассмотрен один из таких фрагментов (Hellan. FGrHist. 4. F170 = 323a. F24, из трактата «Аттида»), в котором фигурирует Андокид. 1. Jacoby 1995, 104–152; Fowler 2007, 147–231. Впрочем, в издании Р. Фаулера как раз тот фрагмент, о котором далее пойдет речь, отсутствует, в связи с чем см. ниже.
2 Обычно считается, что это – известный оратор и политик конца V – начала IV в.2 (годы его жизни в справочных пособиях обозначают как «около 440 – после 391 г.»3), включенный александрийскими филологами в канон десяти величайших аттических мастеров красноречия, хотя и считавшийся, пожалуй, самым слабым из этой десятки (уже античные критики давали о нем весьма уничижительные отзывы: Hermog. De id. II. 11; Philostr. Vitae soph. II. 1. 564). Он и в современной исследовательской литературе не привлекает большого внимания4, тем более что его наследие не слишком велико: всего лишь четыре речи, одна из которых (IV, «Против Алкивиада») к тому же традиционно считается не принадлежащей ему5 (хотя мы в свое время доказывали, что Андокид все-таки является автором этого памятника, который, однако, представляет собой не речь в собственном смысле слова, а замаскированный под речь политический памфлет инвективного характера6). Чаще Андокида вспоминают в связи с известными скандальными судебными процессами религиозно-политического характера (415 г. о повреждении герм и 399 г. о мистериях), в которых он действительно сыграл весьма видную роль и, соответственно, столь же видную роль играет в работах об этих событиях7; есть даже специальная монография о месте Андокида в процессе гермокопидов8. 2. Тут и далее, если не указано обратного, все даты – до нашей эры.

3. В 390-х годах Андокид стал одной из ключевых фигур в политической жизни Афин (Strauss 1986, 99–103), но в 392/391 г. после неудачного посольства в Спарту был отдан под суд и бежал из города, не дожидаясь процесса. О его дальнейшей судьбе нет никаких сведений.

4. Нами было просмотрено на этот предмет немалое количество общих трудов по различным аспектам древнегреческого (или античного в целом) ораторского искусства. В них, как правило, Андокид либо просто мимоходом упомянут (как, например, в Kennedy 1994, 64), либо, в лучшем случае, ему посвящаются короткие пассажи на несколько страничек (Roisman 2005, 60–63; Wohl 2010, 206–217; Serafim 2020, 37–38). Об Андокиде как авторе см. также MacDowell 1998; Edwards 2004.

5. Burn 1954; Feraboli 1972; Heftner 1995; 2001; Murphy 2019; Gribble 1997. Соответственно, автор речи обозначается как «Псевдо-Андокид».

6. Surikov 2006a, 429–442.

7. Таких как Aurenche 1974; Murray 1990; McGlew 1999; Graf 2000; Todd 2004; Rubel 2014; Kousser 2015. В отечественной историографии см. Nikityuk 2018 (со ссылками на основную литературу вопроса).

8. Furley 1996.
3 Впрочем, действительно ли Андокид, о котором говорится во фрагменте Гелланика, тождествен оратору? В афинской истории известно, помимо оратора Андокида, еще несколько носителей того же имени. Все они принадлежали к одной семье, исключительно знатной, богатой и влиятельной («семье Андокидов – Леогоров», как ее часто называют, ввиду того что в ней чаще всего встречались именно эти два антропонима)9. Сам Андокид-оратор говорит о своей семье так: «Наш дом – древнейший из всех»10 (οἰκία πασῶν ἀρχαιοτάτη, Andoc. I. 147); с некоторыми нюансами ее истории нам предстоит ознакомиться. 9. Наиболее подробный очерк ее истории: Davies 1971, 27–32.

10. Андокид здесь и далее цитируется в переводе Э.Д. Фролова.
4 Неясна, к сожалению, родовая аффилиация этой семьи, и в эту неясность, даже путаницу, вносит свою лепту и пресловутый фрагмент Гелланика (в том коррумпированном виде, в котором мы его имеем, где ни с того ни с сего всплывает род Кериков – см. ниже). Д. Нейлс в своем просопографическом исследовании совершенно безосновательно называет Андокида выходцем из рода Алкмеонидов11; это заведомо неверно, к Алкмеонидам он не имел ровно никакого отношения. Высказывалась также точка зрения, что семья оратора принадлежала к роду Кефалидов; вопрос давно уже разобрал Дж. Дейвис12 и обоснованно вынес по нему отрицательный вердикт. Никакого рода Кефалидов в Афинах исторической эпохи, похоже, вообще не было, хотя его существование и постулировано в очень старом труде Тепфера по аттической генеалогии13 (к которому ныне мало кто относится всерьез). Со стороны матери Андокид, как мы предположили в другом месте14, был связан с Филаидами; но здесь мы будем заниматься только его происхождением по мужской линии. 11. Nails 2002, 25. Книга Нейлс вообще не чужда погрешностей, вызванных несколько поверхностным подходом к материалу. Не можем не отметить, что количество этих погрешностей катастрофически возросло в русском издании книги (Nails 2019), – естественно, по вине коллектива переводчиков.

12. Davies 1971, 27.

13. Toepffer 1889, 255–267.

14. Surikov 2009.

Number of purchasers: 0, views: 60

Readers community rating: votes 0

1. Aurenche, O. 1974: Les groupes d’Alcibiade, de Léogoras et de Teucros: Remarques sur la vie politique athénienne en 415 avant J.C. Paris.

2. Bengtson, H. 1962: Die Staatsverträge des Altertums. Bd. 2. Die Verträge der griechisch-römischen Welt von 700 bis 338 v.Chr. München–Berlin.

3. Bourriot, F. 1976: Recherches sur la nature du genos: Étude d’histoire sociale athénienne. Periodes archaïque et classique. Lille–Paris.

4. Brenne, S. 2001: Ostrakismos und Prominenz in Athen: Attische Bürger des 5. Jhs. v.Chr. auf den Ostraka. Wien.

5. Burn, A.R. 1954: A Biographical source on Phaiax and Alkibiades? ([Andokides] IV and Plutarch’s Alkibiades). Classical Quarterly 4/3–4, 138–142.

6. Carawan, E. 2013: The Athenian Amnesty and Reconstructing the Law. Oxford.

7. Davies, J.K. 1971: Athenian Propertied Families 600–300 B.C. Oxford.

8. Develin, R. 2003: Athenian Officials 684–321 B.C. Cambridge.

9. Edwards, M. 2004: Andocides. In: I. de Jong, R. Nünlist, A. Bowie (eds.), Narrators, Narratees, and Narratives in Ancient Greek Literature: Studies in Ancient Greek Narrative. Vol. 1. Leiden–Boston, 325–331.

10. Ellis, W.M. 1989: Alcibiades. London–New York.

11. Feraboli, S. 1972: Lingua e stile della orazione “Contro Alcibiade” attribuita ad Andocide. Studi italiani di filologia classica 44, 5–37.

12. Fornara, C.W. 1971: The Athenian Board of Generals from 501 to 404. Wiesbaden.

13. Fowler, R.L. 2007: Early Greek Mythography. Vol. I. Texts. Oxford.

14. Fowler, R.L. 2013: Early Greek Mythography. Vol. II. Commentary. Oxford.

15. Furley, W.D. 1996: Andokides and the Herms: A Study of Crisis in Fifth-Century Athenian Religion. London.

16. Gallotta, B. 1979: Basileís ed eupatrídai. Istituto lombardo. Accademia di scienze e lettere. Rendiconti. Classe di lettere e scienze morali e storiche 113, 261–276.

17. Gomme, A.W. 1945: A Historical Commentary on Thucydides. Vol. I. Introduction and Commentary on Book I. Oxford.

18. Graf, F. 2000: Der Mysterienprozeß. In: L. Burckhardt, J. von Ungern-Sternberg (eds.), Große Prozesse im antiken Athen. München, 114–127.

19. Gribble, D. 1997: Rhetoric and history in [Andocides] 4, Against Alcibiades. Classical Quarterly 47/2, 367–391.

20. Harding, P. 1994: Androtion and the Atthis. Oxford.

21. Hatzfeld, J. 1940: Alcibiade. Étude sur l’histoire d’Athènes à la fin du Ve siècle. Paris.

22. Heftner, H. 1995: Ps.-Andokides’ Rede gegen Alkibiades ([And.] 4) und die politische Diskussionen nach dem Sturz der ‘Dreißig’ in Athen. Klio 77, 75–104.

23. Heftner, H. 2001: Die pseudo-andokideische Rede “Gegen Alkibiades” ([And.] 4) – ein authentischer Beitrag zu einer Ostrakophoriedebatte des Jahres 415 v. Chr.? Philologus 145/1, 39–56.

24. Hemmerdinger, B. 1984: Le régime des eupatrides dans Athènes (621–594). Quaderni di storia 10/19, 165–170.

25. Hornblower, S. 2003: A Commentary on Thucydides. Vol. 1. Books I–III. Oxford.

26. Jacoby, F. 1995: Die Fragmente der griechischen Historiker (FGrHist). Tl. 1. Genealogie und Mythographie. A. Vorrede, Text, Addenda, Konkordanz. Leiden–New York–Köln.

27. Kennedy, G.A. 1994: A New History of Classical Rhetoric. Princeton.

28. Kirchner, I. 1901–1903: Prosopographia Attica. Vol. 1–2. Berlin.

29. Kousser, R. 2015: The mutilation of the Herms: Violence toward images in the late 5th century BC. In: M.M. Miles (ed.), Autopsy in Athens: Recent Archaeological Research on Athens and Attica. Oxford, 76–84.

30. Lehmann, G.A. 1997: Oligarchische Herrschaft im klassischen Athen: Zu den Krisen und Katastrophen der attischen Demokratie im 5. und 4. Jahrhundert v. Chr. Wiesbaden.

31. MacDowell, D.M. 1998: Andocides: Introduction. In: M. Gagarin, D.M. MacDowell (eds.), Antiphon & Andocides. Austin, 95–98.

32. McGlew, J.F. 1999: Politics on the margins: The Athenian Hetaireiai in 415 B.C. Historia 48/1, 1–22.

33. Moretti, L. 1957: Olympionikai, i vincitori negli antichi agoni Olimpici. Roma.

34. Morrison, J.V. 1999: Preface to Thucydides: Rereading the Corcyrean conflict (1. 24–55). Classical Antiquity 8/1, 94–131.

35. Murphy, D.J. 2019: Socrates in early fourth-century rhetoric: Polycrates, Lysias, Isocrates, and Pseudo-Andocides. In: C. Moore (ed.), Brill’s Companion to the Reception of Socrates. Leiden–Boston, 75–97.

36. Murray, O. 1990: The affair of the mysteries: Democracy and the drinking group. In: O. Murray (ed.), Sympotica: A Symposium on the Symposion. Oxford, 149–161.

37. Nails, D. 2002: The People of Plato: A Prosopography of Plato and Other Socratics. Indianapolis.

38. Nails, D. 2019: Lyudi Platona: Prosopografiya Platona i drugikh sokratikov [The People of Plato: A Prosopography of Plato and Other Socratics]. Moscow.

39. Нейлз, Д. Люди Платона. Просопография Платона и других сократиков. М.

40. Nikitskiy, A.V. 1919: [Dracon the Eupatrid]. Izvestiya RAN [Transactions of the Russian Academy of Sciences] 13, 601–614.

41. Никитский, А.В. Драконт Евпатрид. Известия РАН 13, 601–614.

42. Nikityuk, E.V. 2018: Afinskie nechestivtsy: protsessy po obvineniyu v religioznom nechestii v Afinakh v kontse V v. do n.e. [The Athenian Profanes: The Trials on Religious Impiety in Athens in Late 5th Century B.C.]. Sаint Petersburg.

43. Никитюк, Е.В. Афинские нечестивцы: процессы по обвинению в религиозном нечестии в Афинах в конце V в. до н.э. СПб.

44. Papakonstantinou, Z. 2021: Cursing for Justice: Magic, Disputes, and the Lawcourts in Classical Athens. Stuttgart.

45. Pearson, L. 1975: Early Ionian Historians. Westport.

46. Rahe, P.A. 2020: Sparta’s Second Attic War: The Grand Strategy of Classical Sparta, 416–418 B.C. New Haven–London.

47. Roisman, J. 2005: The Rhetoric of Manhood: Masculinity in the Attic Orators. Berkeley.

48. Rubel, A. 2014: Fear and Loathing in Ancient Athens: Religion and Politics During the Peloponnesian War. London–New York.

49. Sealey, R. 1961: Eupatridai. Historia 10/4, 512–514.

50. Serafim, A. 2020: Religious Discourse in Attic Oratory and Politics. London–New York.

51. Strauss, B.S. 1986: Athens After the Peloponnesian War: Class, Faction and Policy, 403–386 BC. London–Sydney.

52. Surikov, I.E. 2006a: Ostrakizm v Afinakh [Ostracism in Athens]. Moscow.

53. Суриков, И.Е. Остракизм в Афинах. М.

54. Surikov, I.E. 2006b: [Antiphontea I: Narrative tradition on life and work of the orator Antiphon]. Studia historica 6, 40–68.

55. Суриков, И.Е. Antiphontea I: Нарративная традиция о жизни и деятельности оратора Антифонта. Studia historica 6, 40–68.

56. Surikov, I.E. 2009: [New observations on the onomastical and prosopographic information of the Athenian ostraka]. Voprosy epigraphiki [Problems of Epigraphy] 3, 102–127.

57. Суриков, И.Е. Новые наблюдения в связи с ономастико-просопографическим материалом афинских остраконов. Вопросы эпиграфики 3, 102–127.

58. Surikov, I.E. 2011: Sokrat [Socrates]. Moscow.

59. Суриков, И.Е. Сократ. М.

60. Surikov, I.E. 2021: [Towards the chronology of the life and work of the historian Hellanicus]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 81/4, 837–862.

61. Суриков, И.Е. К хронологии жизни и творчества историка Гелланика. ВДИ 81/4, 837–862.

62. Todd, S. 2004: Revisiting the herms and the mysteries. In: D.L. Cairns, R.A. Knox (eds.), Law, Rhetoric and Comedy in Classical Athens: Essays in Honour of D.M. MacDowell. Swansea, 87–102.

63. Toepffer, J. 1889: Attische Genealogie. Berlin.

64. Wade-Gery, H.T. 1958: Essays in Greek History. Oxford.

65. Wohl, V. 2010: Law’s Cosmos: Juridical Discourse in Athenian Forensic Oratory. Cambridge.

Система Orphus

Loading...
Up