A.V. Belousov. Korpus zaklyatiy pontiyskoy Olvii. М., 2020

 
PIIS032103910013578-8-1
DOI10.31857/S032103910013578-8
Publication type Review
Source material for review А.В. БЕЛОУСОВ. Корпус заклятий понтийской Ольвии. М.: Изд-во Московского университета, 2020. 194 с., ил. ISBN 978-5-19-011532-1
Status Published
Authors
Affiliation: Ben Gurion University of the Negev
Address: Israel, Beersheba
Journal nameVestnik drevnei istorii
EditionVolume 81 Issue 3
Pages791-794
Abstract

       

Keywords
Received15.09.2021
Publication date16.09.2021
Number of characters12252
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В 2020 году увидел свет Корпус заклятий понтийской Ольвии, над которым А.В. Белоусов работал около десяти лет. Выход Корпуса, без сомнения, значимое событие в российском антиковедении, тем более что выполнен он в лучших традициях науки об античности: латинское, а затем русское предисловие, леммы, критический аппарат, учитывающий все возможные чтения, подробный комментарий к каждой надписи, фотографии и прорисовки, таблицы шрифтов, библиография и несколько указателей.
2 Корпус состоит из введения, основной части, которая представлена 25 ольвийскими заклятиями, разделенными на шесть групп, и грамматического очерка.
3 Во введении А. Б. описывает историю издания заклятий Северного Причерноморья, начиная с И.В. Помяловского и Е.М. Придика и заканчивая современными публикациями (с. xxii–xxiv); до появления настоящего Корпуса ольвийские заклятия публиковались разрозненно, в различных журнальных статьях – сам по себе поиск этих материалов является огромной работой. Далее А. Б. рассматривает материалы, на которых делались заклятия (керамика и свинец), форму (круглая и прямоугольная), основные формульные типы: nomina deuotorum leguntur sola (только имена заклинаемых лиц); nomina deuotorum et membra corporisque eorum et uis leguntur (имена, части тела и сила заклинаемых); nomina deuotorum et personarum aliarum, membra corporisque eorum leguntur (имена заклинаемых и других лиц, а также их части тела); nomina deuotorum leguntur et deuouendi uerbum (имена заклинаемых и глагол заклятия); similia similibus (формула подобное подобным); dubia et spuria (неясное и сомнительное) (с. xxiv–xxvi). Затем следует палеографический очерк (с. xxvi–xxviii), который позволяет понять принципы датировки заклятий; отдельные датировки, впрочем, возможно пересмотреть в пользу более поздних (см. ниже). Таблицы шрифтов, скрупулезно прорисованные для каждого периода и для каждой надписи, если это представляется возможным, помогают даже неопытному в чтении заклятий читателю сориентироваться в ольвийском материале.
4 К первой группе (nomina deuotorum leguntur sola) относятся 12 надписей (1–12), самая ранняя из которых датируется серединой V в. до н.э., самая поздняя – второй половиной IV в. до н.э. Наибольший интерес представляет надпись № 1, сделанная на круглом остраконе из чернолакового сосуда, на выпуклой стороне изображение, на вогнутой надпись: Ἀριστο/τέλης : ἱέρ(εως) / Ἑρμέω : / καὶ Ἀθναίης / ξυνὼν Ἡρογέ/νης : Ἡροφά/νης (Аристотель, общий жрец Гермеса и Афины; Героген, Герофан). Надпись не раз привлекала внимание ученых, подробный обзор мнений которых дает А. Б. Важное наблюдение автор (со ссылкой на работы С.Р. Тохтасьева) делает относительно изображения на остраконе, которое толковалось и как профиль Афины1, и как портрет восточного мага2: «изображение человеческой головы, обращенной чаще всего влево, сопровождающейся магическими знаками и часто надписями» (с. 5), имеет многочисленные параллели как в Северном Причерноморье, так и вообще в греческом мире. Возможно рассмотреть и еще один вариант чтения: Ξένων вместо ξυνών (ЛИ, ср. чтение А.А. Белецкого и Х.В. Плекета – SEG 34: 770); Ἀθηναῖος вместо Ἀθναίης (ЛИ, вместо имени богини, совершенно не характерного для заклятий). В этом случае надпись можно понимать как «Аристотель, жрец Гермеса, а также Афиней, Ксенон, Героген, Герофан». Знаки интерпункции после слов «Аристотель, Гермес, Героген» в данном случае не являются помехой: при любом толковании они представляют трудность, которую еще предстоит осмыслить. 1. Vinogradov, Rusjaeva 1998, 156.

2. Lebedev 1996, 273.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 13

Readers community rating: votes 0

1. Bravo, B. 2000/2001: Deux ostraka magiques d’Olbia Pontique et quelques données nouvelles sur les procédés de la magie destructive. Talanta 32/33, 149–164.

2. Lebedev, A. 1996: Pharnabazos, the Diviner of Hermes. Two Ostraka with curse letters from Olbia. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 112, 268–278.

3. Stolba, V. 2016: Two Hellenistic defixiones from West Crimea. Greek, Roman and Byzantine Studies 56, 263–292.

4. Tokhtas’ev, S.R. 2000: [New tabellae defixionum from Olbia]. Hyperboreus 6/2, 296–316.

5. Tokhtas'ev, S.R. Novye tabellae defixionum iz Ol'vii. Hyperboreus 6/2, 296–316.

6. Vinogradov Ju.G., Rusjaeva A.S. 1998: Phantasmomagica Olbiopolitana. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 121, 153–164.

Система Orphus

Loading...
Up