А.В. Белоусов. Корпус заклятий понтийской Ольвии. М., 2020

 
Код статьиS032103910013578-8-1
DOI10.31857/S032103910013578-8
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва А.В. БЕЛОУСОВ. Корпус заклятий понтийской Ольвии. М.: Изд-во Московского университета, 2020. 194 с., ил. ISBN 978-5-19-011532-1
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Университет имени Давида Бен-Гуриона в Негеве
Адрес: Израиль, Беэр-Шева
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 81 Выпуск 3
Страницы791-794
Аннотация

       

Ключевые слова
Получено15.09.2021
Дата публикации16.09.2021
Кол-во символов12252
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 2020 году увидел свет Корпус заклятий понтийской Ольвии, над которым А.В. Белоусов работал около десяти лет. Выход Корпуса, без сомнения, значимое событие в российском антиковедении, тем более что выполнен он в лучших традициях науки об античности: латинское, а затем русское предисловие, леммы, критический аппарат, учитывающий все возможные чтения, подробный комментарий к каждой надписи, фотографии и прорисовки, таблицы шрифтов, библиография и несколько указателей.
2 Корпус состоит из введения, основной части, которая представлена 25 ольвийскими заклятиями, разделенными на шесть групп, и грамматического очерка.
3 Во введении А. Б. описывает историю издания заклятий Северного Причерноморья, начиная с И.В. Помяловского и Е.М. Придика и заканчивая современными публикациями (с. xxii–xxiv); до появления настоящего Корпуса ольвийские заклятия публиковались разрозненно, в различных журнальных статьях – сам по себе поиск этих материалов является огромной работой. Далее А. Б. рассматривает материалы, на которых делались заклятия (керамика и свинец), форму (круглая и прямоугольная), основные формульные типы: nomina deuotorum leguntur sola (только имена заклинаемых лиц); nomina deuotorum et membra corporisque eorum et uis leguntur (имена, части тела и сила заклинаемых); nomina deuotorum et personarum aliarum, membra corporisque eorum leguntur (имена заклинаемых и других лиц, а также их части тела); nomina deuotorum leguntur et deuouendi uerbum (имена заклинаемых и глагол заклятия); similia similibus (формула подобное подобным); dubia et spuria (неясное и сомнительное) (с. xxiv–xxvi). Затем следует палеографический очерк (с. xxvi–xxviii), который позволяет понять принципы датировки заклятий; отдельные датировки, впрочем, возможно пересмотреть в пользу более поздних (см. ниже). Таблицы шрифтов, скрупулезно прорисованные для каждого периода и для каждой надписи, если это представляется возможным, помогают даже неопытному в чтении заклятий читателю сориентироваться в ольвийском материале.
4 К первой группе (nomina deuotorum leguntur sola) относятся 12 надписей (1–12), самая ранняя из которых датируется серединой V в. до н.э., самая поздняя – второй половиной IV в. до н.э. Наибольший интерес представляет надпись № 1, сделанная на круглом остраконе из чернолакового сосуда, на выпуклой стороне изображение, на вогнутой надпись: Ἀριστο/τέλης : ἱέρ(εως) / Ἑρμέω : / καὶ Ἀθναίης / ξυνὼν Ἡρογέ/νης : Ἡροφά/νης (Аристотель, общий жрец Гермеса и Афины; Героген, Герофан). Надпись не раз привлекала внимание ученых, подробный обзор мнений которых дает А. Б. Важное наблюдение автор (со ссылкой на работы С.Р. Тохтасьева) делает относительно изображения на остраконе, которое толковалось и как профиль Афины1, и как портрет восточного мага2: «изображение человеческой головы, обращенной чаще всего влево, сопровождающейся магическими знаками и часто надписями» (с. 5), имеет многочисленные параллели как в Северном Причерноморье, так и вообще в греческом мире. Возможно рассмотреть и еще один вариант чтения: Ξένων вместо ξυνών (ЛИ, ср. чтение А.А. Белецкого и Х.В. Плекета – SEG 34: 770); Ἀθηναῖος вместо Ἀθναίης (ЛИ, вместо имени богини, совершенно не характерного для заклятий). В этом случае надпись можно понимать как «Аристотель, жрец Гермеса, а также Афиней, Ксенон, Героген, Герофан». Знаки интерпункции после слов «Аристотель, Гермес, Героген» в данном случае не являются помехой: при любом толковании они представляют трудность, которую еще предстоит осмыслить. 1. Vinogradov, Rusjaeva 1998, 156.

2. Lebedev 1996, 273.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 14

Оценка читателей: голосов 0

1. Bravo, B. 2000/2001: Deux ostraka magiques d’Olbia Pontique et quelques données nouvelles sur les procédés de la magie destructive. Talanta 32/33, 149–164.

2. Lebedev, A. 1996: Pharnabazos, the Diviner of Hermes. Two Ostraka with curse letters from Olbia. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 112, 268–278.

3. Stolba, V. 2016: Two Hellenistic defixiones from West Crimea. Greek, Roman and Byzantine Studies 56, 263–292.

4. Tokhtas’ev, S.R. 2000: [New tabellae defixionum from Olbia]. Hyperboreus 6/2, 296–316.

5. Тохтасьев, С.Р. Новые tabellae defixionum из Ольвии. Hyperboreus 6/2, 296–316.

6. Vinogradov Ju.G., Rusjaeva A.S. 1998: Phantasmomagica Olbiopolitana. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 121, 153–164.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх