Город и монастырь: рассказы о дарении пищи из палийской Винаи («Суттавибханга» и «Махавагга»)

 
Код статьиS032103910013521-6-1
DOI10.31857/S032103910013521-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник Института востоковедения РАН; доцент, старший научный сотрудник Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
Институт классического Востока и античности НИУ ВШЭ
Адрес: Moscow
Должность: профессор Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ
Аффилиация: Институт классического Востока и античности НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 81 Выпуск 1
Страницы62-79
Аннотация

Виная – свод правил поведения буддийских монахов и монахинь, включающий также пояснительный нарративный материал – содержит целый ряд рассказов о получении подвижниками милостыни. Ценность этих историй в том, что в них представлены разнообразные бытовые, повседневные ситуации, которые отражают отношения, возникавшие между древнеиндийской монашеской общиной и окружавшим ее социумом. Задача данной статьи – выявить проблемы, волновавшие составителей Винаи, и показать, что различные взаимосвязи между городом и монашеской общиной способствовали формированию новой социальной иерархии, отличавшейся от традиционной. Заинтересованность в этом проявлялась именно в городской среде, поскольку в ней наиболее остро ощущалось несоответствие статуса и материального благосостояния.

Ключевые словабуддизм, палийский канон, Виная, древнеиндийский город, буддийская монашеская община
Получено14.09.2020
Дата публикации29.03.2021
Кол-во символов47708
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 729

Оценка читателей: голосов 0

1. Александрова, Н.В. Путь и текст. Китайские паломники в Индии. М. 2008.

2. Александрова, Н.В., Сакральная топография Бодх-гаи и текстовая традиция. Вестник Института востоковедения РАН 5, 38‒47. 2018.

3. Александрова, Н.В., Русанов, М.А. Бодхисаттва на берегу Найранджаны: история развития сюжета. В сб.: И.С. Смирнов (ред.), Indologica. Сборник статей памяти Т.Я. Елизаренковой. Кн. 2. М., 21‒62. 2012.

4. Александрова, Н.В., Русанов, М.А. Первое подношение Будде: бедная трапеза и богатство смыслов. Часть II. Вестник Института востоковедения РАН 2, 143‒154. 2109b.

5. Александрова, Н.В., Русанов, М.А., Комиссаров, Д.А. Лалитави-стара. Сутра о жизни Будды. Рождение. М. 2017.

6. Anālayo, Bh. 2017: Vinaya Studies. Taipei.

7. Crosta, A. 2015: Cibo e salute nella ciotola del Buddha. Torino.

8. Daswani, R. 2006: Buddhist Monasteries and Monestic Life in Ancient India (From the Third Century BC to the Seventh Century AD). Delhi.

9. Edgerton, F. 1998: Buddhist Hybrid Sanskrit Grammar and Dictionary. Vol. II. Dictionary. Delhi.

10. Findly, E.B. 2003: Dana. Giving and Getting in Pali Buddhism. Delhi.

11. Frauwallner, E. 1956: The Earliest Vinaya and the Beginnings of Buddhist Literature. Roma.

12. Glasenapp, H. von. 1999: Jainism. An Indian Religion of Salvation. Delhi.

13. Holt, J.C. 2015: Discipline. The Canonical Buddhism of the Vinayapiṭaka. Delhi.

14. Johnson, W.J. 1995: Harmless Souls. Karmic Bondage and Religious Change in Early Jainism with Special Reference to Umāsvāti and Kun-dakunda. Delhi.

15. Malalasekera, G.P. 1960: Dictionary of Pāli Proper Names. Vol. I‒II. Lon-don.

16. Oldenberg, H. (ed.) 1879: The Vinaya Piṭakaṃ: One of the Principal Buddhist Holy Scriptures in the Pāli Language. Vol. I. The Mahāvagga. Lon-don‒Edinburgh.

17. Oldenberg, H. (ed.) 1882: The Vinaya Piṭakaṃ: One of the Principal Buddhist Holy Scriptures in the Pāli Language. Vol. IV. The Suttavibhaṅga, Se-cond Part. London‒Edinburgh.

18. Rau, W. 1957: Staat und Gesellschaft im alten Indien nach den Brāhmaṇa-Texten dargestellt. Wiesbaden.

19. Романов, В.Н. Древнеиндийские представления о царе и царстве. ВДИ 4, 26‒33. 1978.

20. Романов, В.Н. Что значит «говорить сатью». По материалам «Ша-тапатха-брахманы». В сб.: В.В. Глебкин (сост.), Труды по культур-ной антропологии. Памяти Григория Александровича Ткаченко. М., 144‒167. 2002.

21. Романов, В.Н. «Шатапатха-брахмана». Кн. Х. Тайная. М. 2010.

22. Schopen, G. 1997: Bones, Stones, and Buddhist Monks: Collected Papers on the Archaeology, Epigraphy, and Texts of Monastic Buddhism in India. Honolulu.

23. Сыркин, А.Я. Упанишады. Перевод с санскрита, предисловие и комментарий. М. 1991.

24. Waldschmidt, E. 1967: Beiträge zur Textgeschichte des Mahāparini-rvāṇasūtra. In: E. Waldschmidt (Hrsg.), Von Ceylon bis Turfan. Schrif-ten zur Geschichte, Literatur, Religion und Kunst des indischen Kultur-raumes. Göttingen, 80‒119.

25. Захарьин, Б. Джатаки. Перевод с пали. М. 1979.

26. Железнова, Н.А. Еда как базовый элемент формирования идентич-ности в джайнской традиции. В сб.: Вкус Востока. Гастрономиче-ские традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки. М., 101‒115. 2018.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх