Christian Apologist or Roman Patriot? Dracontius and the Exempla Virorum in His De Laudibus Dei (LD III. 250–467)

 
PIIS032103910011314-8-1
DOI10.31857/S032103910011314-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Russian State University for the Humanities
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Institute of World History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVestnik drevnei istorii
EditionVolume 81 Issue 3
Pages649-658
Abstract

The article deals with the religious poem by Dracontius De Laudibus Dei, particularly its third book, dedicated to the problem of self-sacrifice. Usually, this text is regarded as Christian apology, and its polemic character is linked only to anti-pagan propaganda. However, the examination of the fragment that provides examples of ‘wrong’ behaviour from Greek and Roman mythology and history leads to the conclusion that the author’s view on his pagan heroes’ ethical choices was not so simple and reflected a more complex outlook of the Late Antique poet.

KeywordsDracontius, apologetics, Christianity, Roman Africa, Vandals
Received15.09.2021
Publication date16.09.2021
Number of characters23362
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Богословская поэма «Хвала Господу» (De laudibus Dei, далее LD) – крупнейшее сочинение карфагенского поэта римского происхождения Блоссия Эмилия Драконция (вторая половина V – начало VI в.). В вандальской Африке, где появилось это произведение, оставленные Римом культурные и литературные традиции продолжали жить даже несмотря на варварское завоевание. Помимо крупных и хорошо известных прозаиков, таких как Фульгенций или Виктор Витенский, известно немало поэтов Африки, запомнившихся в основном панегириками вандальским королям: кроме самого Драконция это Флорентин, Катон, Луксорий. В этом смысле появление «Хвалы» не выглядит чем-то феноменальным, но даже на общем фоне произведение выделяется по крайней мере своим масштабом.
2 Сочинение, общий объем которого занимает 2327 гекзаметрических строк, состоит из трех книг и посвящено восхвалению Божьей милости, в основном на примерах из Ветхого и Нового Заветов. В попытках разделить творчество Драконция по религиозному признаку эту поэму причисляют к carmina Christiana в противовес carmina profana, стихам языческой тематики, посвященным мифологическим сюжетам классической античности1. 1. Carmina profana – давно известное и устоявшееся в издательской традиции название сборника поэм нехристианской тематики (другой его заголовок – Romulea). Название carmina Christiana появилось скорее искусственно (см., например, Zwierlein 2019). В любом случае необходимо понимать, что это разделение довольно условно и связано больше с тематикой, а не с идейным содержимым произведений. Показательно, что в номинально языческих поэмах исследователи иногда усматривают христианский смысл. См., например, van Zyl Smit 2010.
3 Третья, заключительная книга «Хвалы» значительно отличается от первых двух специфичностью темы и набором exempla, тех самых примеров, важных автору для подтверждения собственной правоты. Главная тема третьей книги – жертвенность, понимаемая поэтом как готовность убить себя или своих близких ради некой высокой цели. Драконций приводит случаи подобного поведения не только из Библии, но и из греческой и римской мифологии и истории, т.е. связанные с традицией классической, дохристианской античности.
4 Сравнительный анализ этих примеров дает возможность по крайней мере отчасти реконструировать особенности мировоззрения карфагенского поэта, важные с точки зрения представлений как о культуре поздней античности (например, относительно того, насколько новое христианское вытеснило старое языческое), так и о тонкостях политического климата в варварских королевствах, начавших возникать в эту эпоху. Североафриканское королевство вандалов стало одним из первых таких государственных образований, и дискуссия о том, как в управлении им взаимодействовали представители римской и варварской элит, идет далеко не один год, успев совершить путь от превалирующей идеи об их конфронтации2 до противоположной, об их симбиозе3. 2. См. Courtois 1955; Diesner 1966.

3. См., например, Merrills, Miles 2009; Conant 2012; Whelan 2018.
5 Драконция в силу некоторых особенностей его биографии можно считать очень подходящей фигурой для продолжения этой дискуссии. Поэт, обладавший статусом «светлейшего мужа», vir clarissimus, и происходивший из семьи сенатора, с одной стороны, был близок к правящим кругам, а с другой – являл собой пример представителя старой римской знати, оказавшейся в условиях варварской оккупации4. При этом известно, что он подвергался преследованиям по политическим мотивам. Попав в немилость к королю Гунтамунду (484–496), Драконций был заключен в тюрьму, где провел несколько лет и написал адресованное тому покаянное письмо в стихах, известное под названием «Искупление» (Satisfactio)5. Предполагают, что и третья книга «Хвалы» по крайней мере частично также была написана в тюрьме6 – и это обстоятельство придает изучению текста дополнительную интригу. 4. Биография Драконция в целом хорошо реконструирована, см., например, Bright 1999, 193; Schetter 1994, 342.

5. См. об этом, например, Merrils 2004; Fielding 2017, 89–127.

6. В тексте третьей книги «Хвалы» есть указания на это (LD III. 597–721). Подробнее см. Moussy, Camus 1985, 28, 43.

Number of purchasers: 0, views: 12

Readers community rating: votes 0

1. Bright, D.F. 1999: The chronology of the poems of Dracontius. Classica et Mediaevalia. Revue danoise de philologie et d’histoire 50, 193–206.

2. Conant, J. 2012: Staying Roman. Conquest and Identity in Africa and the Mediterranean, 439–700. Cambridge–New York.

3. Consolino, F.E., Herrin, J. (eds.) 2020: The Early Middle Ages. (Bible and Women, 6.1). Atlanta.

4. Courtois, C. 1955: Les Vandales et l’Afrique. Paris.

5. Diederich, S. 2019: Dracontius auf Konfrontationskurs: Widerständige Positionen in De laudibus Dei. In: K. Pohl (Hrsg.), Dichtung zwischen Römern und Vandalen. Tradition, Transformation und Innovation in den Werken des Dracontius. Stuttgart, 261–272.

6. Diesner, H.-J. 1966: Das Vandalenreich. Aufstieg und Untergang. Leipzig.

7. Edbrooke, Jr. R.O. 1975: Constantius II and Hormisdas in the forum of Trajan. Mnemosyne 28/4, 412–417.

8. Fielding, I. 2017: Transformations of Ovid in Late Antiquity. Cambridge.

9. Gladhill, B. 2016: Rethinking Roman Alliance. A Study in Poetics and Society. Cambridge.

10. Labarre, S. 2015: Dracontius et les ‘crimes’ des héros païens : historiographie, quête du salut et drames humains. In: É. Wolff (éd.), Littérature, politique et religion en Afrique vandale. Paris, 229–242.

11. Malamud, M. 2012: Double, double: two African Medeas. Ramus. Critical Studies in Greek and Roman Literature 41, 1–2: Roman Medea, 161–189.

12. Merrills, A.H. 2004: The perils of panegyric: the lost poem of Dracontius and its consequences. In: A.H. Merrills, Vandals, Romans and Berbers: New Perspectives on Late Antique North Africa. Burlington, 145–162.

13. Merrills, A.H., Miles, R. 2009: The Vandals. Oxford.

14. Moussy, C., Camus, C. 1985: Dracontius. Œuvres. T. I. Louanges de Dieu, Livres I et II. Paris.

15. Moussy, C. 1988: Dracontius. Œuvres. T. II. Louanges de Dieu, Livre III. Réparation. Paris.

16. Murray, J. 2014: Dracontius (LD 3.279–95) and the source of the Thermopylae nyktomachia. Classical Quarterly 64 (1), 399–401.

17. Nikol'skij, I.M. Obraz Karfagena v politicheskoj ideologii vandal'skogo korolevstva: «mater' Asdingam» ili «vozrozhdayuschijsya Feniks»? Aristej. Vestnik klassicheskoj filologii i antichnoj istorii 20, 2019. 104–113.

18. Nikol'skij, I.M. Mifologicheskie poehmy Drakontsiya i konflikt politicheskikh ehlit v vandal'skoj Afrike. ShAGI 6 (2), 2020. 102–117.

19. Romano, D. 1959: Studi Draconziani. Palermo.

20. Schetter, W. 1994: Über Erfindung und Komposition des ‘Orestes’ des Dracontius. Zur spätantiken Neugestaltung eines klassischen Mythos. In: O. Zwierlein (Hrsg.), Willy Schetter. Kaiserzeit und Spätantike: kleine Schriften 1957–1992. Stuttgart, 342–369.

21. Shea, T.J. 1952: Liber III Dracontii ‘De Laudibus Dei’ with Introduction, Text, Translation and Commentary. M.A. Thesis. Villanova University.

22. Simons, R. 2005: Dracontius und der Mythos. Christliche Weltsicht und pagane Kultur in der ausgehenden Spätantike. Leipzig.

23. Stella, F. 2020: The women of the Old Testament in early Medieval poetry: Judith and the others. In: F.E. Consolino, J. Herrin (eds.): The Early Middle Ages. (Bible and Women, 6.1). Atlanta, 231–258.

24. Tommasi Morescini, Ch.O. 2010: Roman and Christian history in Dracontius’ De Laudibus Dei. In: J. Baun, A. Cameron, M.J. Edwards, M. Vinzent (eds.), Papers Presented at the Fifteenth International Conference on Patristic Studies held Oxford, 2007. (Studia Patristica, XLIV–XLIX). Leuven–Paris–Walpole, 303–308.

25. van Zyl Smit, B. 2010: The amorous queen and the country bumpkin: Clytaemestra and Egistus in Dracontius’ Orestis tragoedia. Akroterion 55, 25–36.

26. Whelan, R. 2018: Being Christian in Vandal Africa: The Politics of Orthodoxy in the Post-Imperial West. Oakland.

27. Zwierlein, O. 2019: Die ‘Carmina Christiana’ des Dracontius. Kritischer Kommentar. Boston–Leiden.

Система Orphus

Loading...
Up