R. Hirsch-Luipold, M. Trapp (Hrsg.). Ist Beten sinnvoll? Die 5. Rede von Maximus von Tyros eingeleitet, übersetzt und mit interpretierenden Essays versehen von Barbara E. Borg, Franco Ferrari, Alfons Fürst, Rainer Hirsch-Luipold, Michael Trapp, Vincenzo Vitiello. Tübingen, 2019

 
PIIS032103910010644-1-1
DOI10.31857/S032103910010644-1
Publication type Review
Source material for review R. Hirsch-Luipold, M. Trapp (Hrsg.). Ist Beten sinnvoll? Die 5. Rede von Maximus von Tyros eingeleitet, übersetzt und mit interpretierenden Essays versehen von Barbara E. Borg, Franco Ferrari, Alfons Fürst, Rainer Hirsch-Luipold, Michael Trapp, Vincenzo Vitiello. Tübingen, 2019.
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVestnik drevnei istorii
EditionVolume 80 Issue 3
Pages791-797
Abstract

           

Keywords
Received22.07.2020
Publication date17.09.2020
Number of characters24209
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Очередной том из серии SAPERE (Scripta antiquitatis posterioris ad ethicam religionemque pertinentia) впервые посвящен Максиму Тирскому. В этой серии вышло уже несколько томов с сочинениями Плутарха, Лукиана, Диона Хризостома, в то время как речи Максима оставались без внимания. Это можно объяснить тем, что Максим Тирский долгое время считался автором, не заслуживающим особого внимания. В XIX и первой половине XX в. его считали софистом, поверхностно рассуждающим о философии, свидетельством чего является оценка, данная В. Кристом в его «Истории греческой литературы»: «Речи дошли до нас случайно, чего их содержание вовсе не заслуживает»1. 1. Christ 1905, 734.
2 Тенденция изменилась во многом благодаря работе М. Траппа, который в конце прошлого века подготовил новое критическое издание речей, написал статьи для ANRW и Der Neue Pauly, сделал английский перевод с комментариями. В течение последних 20 лет вышел полный немецкий, испанский и итальянский перевод речей, а также сборник статей, посвященных Максиму Тирскому2. Само название сборника «Maxime de Tyr, entre rhétorique et philosophie au IIe siècle de notre ère» указывает на смену парадигмы в изучении корпуса. Очевидно, что наиболее продуктивен интердисциплинарный подход, при котором в равной степени учитывается литературный контекст Второй софистики и философский – среднего платонизма. Одностороннее рассмотрение текстов всегда приводило к предвзятым оценкам или к пренебрежению этими текстами. Новый подход, с одной стороны, показывает, как философия распространялась среди слушателей, не имевших философского образования, как при помощи риторических фигур оратор привлекал внимание слушателей. С другой стороны, исследователи Второй софистики часто ограничиваются именами, упомянутыми в «Жизнеописаниях софистов» Филострата, оставляя довольно большой объем текстов без внимания (корпус Максима насчитывает 41 речь). Как будет показано ниже, новое издание пятой речи основывается именно на интердисциплинарном подходе и уделяет особое внимание взаимному влиянию философской и риторической традиций. Поэтому можно сказать, что издание этой речи – очень важный этап в исследовании не только Максима Тирского, но также Второй софистики и среднего платонизма. 2. Fauquier, Pérez-Jean 2016.
3 Выбор именно пятой речи из корпуса объясним не только тематической спецификой серии SAPERE, но также интересом к теме молитвы в научной среде в последнее время. В 2016 г. вышел сборник, посвященный молитве в платонической традиции, под редакцией Дж. Диллона и А. Тимотина, где опубликована обзорная статья О’Брайана о молитве у Максима3. В 2017 г. вышла монография А. Тимотина, посвященная этой же теме, в которой объемная глава, посвященная Максиму4, является доработанным вариантом опубликованной ранее статьи5. Эта речь вызывала интерес исследователей и раньше, о чем свидетельствует комментированный английский перевод ван дер Хорста6, а также первая глава в монографии Г. Сури7. Речь о молитве также переведена на русский И.И. Ковалевой8. 3. O’Brian 2016, 58–72.

4. Timotin 2017, 81–105.

5. Timotin 2016, 163–181.

6. Van der Horst 1996.

7. Soury 1942.

8. Kovaleva 1990.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 654

Readers community rating: votes 0

1. Anderson, G. Sage, Saint and Sophist. Holy Men and Their Associates in the Early Roman Empire. London–New York. 1994.

2. Campos-Daroca, F.J. 2016: Maxime de Tyr, Socrate et les discours selon la philosophie. In: F. Fauquier, B. Pérez-Jean (éds.), Maxime de Tyr, entre rhétorique et philosophie au IIe siècle de notre ère. Montpellier, 95–122.

3. Christ, W. 1905: Geschichte der griechischen Literatur bis auf die Zeit Justinians. 4. Aufl. München.

4. Fauquier, F., Pérez-Jean, B. 2014: Maxime de Tyr. Choix de conférences. Religion et philosophie. Texte établi par M. Trapp, introduit, traduit du grec et annoté par Brigitte Pérez-Jean et Frédéric Fauquier. Paris.

5. Fauquier, F., Pérez-Jean, B. (éds.) 2016: Maxime de Tyr, entre rhétorique et philosophie au IIe siècle de notre ère. Montpellier.

6. Fazzo, V. 1977: La giustificazione delle immagini religiose dalla tarda antichità al cristianesimo. Ι. Tarda antichità. Napoli.

7. Hobein, H. 1911: Zweck und Bedeutung der ersten Rede des Maximus Tyrius, In: ΧΑΡΙΤΕΣ F. Leo zum 60. Geburtstag dargebracht. Berlin, 188–219.

8. Koniaris, G. L. 1983: On Maximus of Tyre: Zetemata (II). Classical Antiquity 2/2, 212–250.

9. Maksim Tirskij. O tom, sleduet li molit'sya. Per. I.I. Kovalevoj. V sb: A.A. Takho-Godi, I.M. Nakhov (red.), Antichnost' v kon-tekste sovremennosti. M., 196–204. 1990.

10. Lauwers, J. 2009: The rhetoric of pedagogical narcissism: philosophy, philotimia and self-display in Maximus of Tyre's first oration. Classical Quarterly 59/2, 593–607.

11. O’Brian, C. 2016: Prayer in Maximus of Tyre. In: J.M. Dillon, A. Timotin. (eds.), Platonic Theories of Prayer. Leiden–Boston, 58–72.

12. Reiske 1774: Maximi Tyrii Dissertationes ex recensione Ioannis Davisii Colleg. Regii Cantab. Praesidis Editio Altera ad duos codd. mss. emen-data notisque locupletioribus aucta cui accesserunt Ier. Marklandi Coll. D. Petri Cantabrig. Socii Annotationes. Recudi curavit et annotatiunculas de suo addidit Io. Iacobus Reiske. I–II. Lipsiae, 1774–1775.

13. Rohdich, R. 1879: De Maximo Tyrio theologo. Breslau.

14. Soury, G. 1942: Aperçus de philosophie religieuse chez Maxime de Tyr, platonicien éclectique. La prière, la divination, le problème du mal. Paris.

15. Timotin, A. 2016: Le discours de Maxime de Tyr sur la prière (Dissertatio V) dans la tradition platonicienne. In: F. Fauquier, B. Pérez-Jean (eds.), Maxime de Tyr, entre rhétorique et philosophie au IIe siècle de notre ère. Montpellier, 163–181.

16. Timotin, A. 2017: La prière dans la tradition platonicienne, de Platon à Proclus. Turnhout.

17. Trapp, M.B. (ed., transl.) 1997a: Maximus of Tyre. The Philosophical Orations. Oxford.

18. Trapp, M.B. 1997b: Philosophical sermons: the “Dialexeis” of Maximus of Tyre. In: W. Haase (ed.), Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II.34/3. Berlin–New York, 1945–1976.

19. Trapp, M.B. 1999: Maximos von Tyros. In: H. Cancik, H. Schneider (Hrsg.), Der Neue Pauly. Bd. 7. Stuttgart, 1074–1075.

20. Trapp, M.B. 2007: Apuleius of Madauros and Maximus of Tyre. In: R.W. Sharples, R. Sorabji (eds.), Greek and Roman Philosophy 100 BC – 200 AD. Vol. 2. London, 467–482.

21. Van der Horst, P.W. 1996: Maximus of Tyre on prayer: an annotated translation of Εἰ δεῖ εὔχεσθαι (Dissertatio 5). In: H. Cancik, H. Lichtenberger, P. Schäfer (Hrsg.), Geschichte – Tradition – Reflexion: Festschrift für Martin Hengel zum 70. Geburtstag. Bd. 2. Griechische und römische Religion. Tübingen, 323–338.

22. Whitmarsh, T. The Second Sophistic. Oxford, 2005.

Система Orphus

Loading...
Up