Фриз Эсквилинского колумбария и его литературный источник

 
Код статьиS032103910008629-4-1
DOI10.31857/S032103910008629-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
Выпуск
Страницы120-149
Аннотация

На живописном фризе (55–35 гг. до н.э.), найденном в Риме на Эсквилине близ Порта Маджоре, изображены сцены из легендарной истории Рима: от прибытия Энея до Ромула и Рема. Вопреки ожиданию, картина лишена каких бы то ни было сказочных «следов» – знамения с белой свиньей при основании Альбы Лонги, фигуры бога Марса в сцене насилия над Реей Сильвией, волчицы, которая вскармливает близнецов. Современные исследователи полагают, что художник шел в русле так называемых «рациональных» историков – Валерия Анциата и Г. Лициния Макра. В статье делается предположение, что фриз является своего рода «иллюстрацией» не к историческому, а к художественному сочинению. Таковым может быть текст «Анналов» Энния.

Ключевые словаэсквилинский фриз, иллюстрация, Энний, римская мифология, римская живопись
Получено24.03.2020
Дата публикации24.03.2020
Кол-во символов71455
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1127

Оценка читателей: голосов 0

1. Albertson, F.C. 2012: Mars and Rhea Silvia in Roman Art. Bruxelles.

2. Baldassarre, I., Pontrandolfo, A., Rouveret, A., Salvadori, M. 2006: Pittura romana. Dall’ellenismo al tardo-antico. Milano.

3. Berry, J. 2015: The Complete Pompeii. London.

4. Bianchi Bandinelli, R., Torelli, M. 2008: L’arte dell’antichità classica. Etruria–Romana. Milano.

5. Bonanome, D. 1996: Iconografia dei miti albani. In: A. Pasqualini (ed.), Alba Longa. Mito, storia, archeologia. Roma, 161–200.

6. Bonanome, D. 2013: Fregio pittorico dal colombario dall’Esquilino. In: C. Gasparri, R. Paris (eds.), Palazzo Massimo alle Terme. Le collezioni. Roma, 376–378.

7. Borda, M. 1958: La pittura romana. Milano.

8. Brizio, E. 1876: Pitture e sepolcri scoperti sull’Esquilino dalla Compagnia Fondiaria Italiana. Roma.

9. Cappelli, R. 1998: Il fregio dipinto dell’Esquilino e la propaganda augustea del mito delle origini. In: A. La Regina (ed.), Museo Nazionale Romano. Palazzo Massimo alle Terme. Roma, 51–58.

10. Cappelli, R. 2000a: I boschi di Marte e l’episodio della seduzione di Silvia. In: A. Carandini, R. Cappelli (eds.), Roma. Romolo, Remo e la fondazione della città. Milano, 161–165.

11. Cappelli, R. 2000b: Questioni di iconografia. In: A. Carandini, R. Cappelli (eds.), Roma. Romolo, Remo e la fondazione della città. Milano, 151–183.

12. Carandini, A. (ed.) 2006–2014: La leggenda di Roma. Vol. I–IV. Milano.

13. Chiarucci, P. 2000: Alba Longa. In: A. Carandini, R. Cappelli (eds.), Roma. Romolo, Remo e la fondazione della città. Milano, 219–221.

14. Coarelli, F. 1987: I santuari del Lazio in età repubblicana. Roma.

15. Coarelli, F. 1992: Il Foro Boario. Dalle origini alla fine della repubblica. Roma.

16. Coarelli, F. 2011: Storia dell’arte romana. Vol. I. Le origini di Roma. La cultura artistica dalle origini al III sec. a.C. Milano.

17. D’Alessio, M.T. 2006: Commento. In: A. Carandini (ed.), La leggenda di Roma. Vol. I. Dalla nascita dei gemelli alla fondazione della città. Milano, 247–339.

18. Д’Амато, Р. Воин Рима. М., 2012.

19. D’Anna, G. 1976: Problemi di letteratura latina arcaica. Roma.

20. D’Anna, G. 1996: Alba Longa in Nevio, Ennio e nei primi annalisti. In: A. Pasqualini (ed.), Alba Longa. Mito, storia, archeologia. Roma, 101–126.

21. D’Anna. G. 1997: Anonimo. Origine del popolo romano. Milano.

22. Dardenay, A. 2010: Les mythes fondateurs de Rome: images et politique dans l’Occident romain. Paris.

23. Dardenay, A. 2012: Images des fondateurs. D’Énée à Romulus. Paris.

24. Dawson, C.M. 1944: Romano-Campanian Mythological Landscape Painting. New Haven.

25. De Sanctis, G. 1979: Storia dei romani. Vol. I. La Conquista del Primato in Italia. Firenze.

26. Ducati, P. 1938: L’arte in Roma dalle origini al sec. VIII. Bologna.

27. Dulière, C. 1979: Lupa Romana. Recherches d’iconographie et essai d’interprétation. Bruxelles–Rome.

28. Эккерман, И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни, 1823–32. Пер. с нем. Н. Ман. М., 1981.

29. Feraudi-Gruènais, F. 2001: “Ubi diutius nobis habitandum est”. Die Innendekoration der kaiserzeitlichen Gräber Roms. Wiesbaden.

30. Fraser, A.D. 1936: The Greek cart-horse. Classical Journal 31/7, 445–447.

31. Goldberg, S.M., Manuwald, G. 2018: Fragmentary Republican Latin. Ennius. Testimonia. Epic Fragments. London–Cambridge (MA).

32. Grandazzi, A. 2008: Alba Longa, histoire d’une légende. Vol. I–II. Rome.

33. Holliday, P.J. 2005: The rhetoric of “Romanitas”: the “tomb of the Statilii” frescoes reconsidered. Memoirs of the American Academy in Rome 50, 89–129.

34. Jameson, M.H. 1951: The hero Echetlaeus. Transactions and Proceedings of the American Philological Association 82, 49–61.

35. Jameson, M.H. 2014: Cults and Rites in Ancient Greece. Essays on Religion and Society. Cambridge.

36. Körte, G. 1916: I rilievi delle urne etrusche. Berlino.

37. Littauer, M.A., Crouwel, J.H. 2002: Selected Writings on Chariots and Other Early Vehicles, Riding and Harness. Leiden–Boston.

38. Lorimer, H.L. 1903: The country cart of ancient Greece. Journal of Hellenic Studies 23, 132–151.

39. Lowenstam, S. 1995: The sources of the Odyssey landscapes. Echos du monde classique: Classical views 39, 193–226.

40. Maj, B.M.F. 1977: La tradizione italica nell’arte romana. Roma.

41. Massa-Pairault, F.-H. 1985: Recherches sur l’art et l’artisanat étrusco-italiques à l’époque hellénestique. Rome.

42. Massa-Pairault, F.-H. 1992: Iconologia e politica nell’Italia antica. Roma, Lazio, Etruria dal VII al I secolo a.C. Milano.

43. Mazzoleni, D., Pappalardo, U. 2004: Fresques des villas romaines. Paris.

44. Мосолкин, А.В. «Tabula Iliaca Capitolina»: мог ли Стесихор знать о путешествии Энея к берегам Италии? НЭ 19, 2015. С. 26–39.

45. Мосолкин, А.В. Mars genitor? Комментарий к Ennius. Fr. 29 Skutsch. ВДИ 1, 2018. С. 5–12.

46. Moormann, E.M. 2001: Scene storiche come decorazioni di tombe romane. In: A. Barbet (ed.), La peinture funéraire antique, IVe siècle av. J.-C. – IVe siècle ap. J.-C. Vienne–Paris, 99–107.

47. Neel, J. 2015: Legendary Rivals: Collegiality and Ambition in the Tales of Early Rome. (Mnemosyne Supplements, 372). Leiden–Boston.

48. Nogara, B. 1907: Le nozze Aldobrandine. I paesaggi con scene dell’Odissea e le altre pitture murali antiche conservate nella Biblioteca vaticana e nei musei pontifici. Milano.

49. Ogilvie, R.M. 1965: A Commentary on Livy. Books 1–5. Oxford.

50. Pais, E. 1913: Storia critica di Roma. Vol. I. Parte Seconda. L’età regia. Roma.

51. Perret, J. 1942: Les origines de la légende troyenne de Rome (281–31). Paris.

52. Pollitt, J.J. 1986: Art in the Hellenistic Age. Cambridge.

53. Pontrandolfo, A. (sine anno et loco): Le tombe dipinti di Paestum.

54. Richard, J.-C. 1983: Pseudo-Aurélius. Les origines du peuple romain. Texte établi, traduit et commenté. Paris.

55. Richardson, J.H. 2015: Review-discussion. Tales of rivalry in Rome. Histos 9, LXX–XC.

56. Robert, C. 1878: Fregio di pitture riferibili ai miti di Enea e di Romolo scoperte sull’Esquilino. Annali dell’instituto di corrispondenza archeologica 15, 234–274.

57. Robert, C. 1895: Die Marathonschlacht in der Poikile und weiteres über Polygnot. Halle.

58. Ronconi, A. 1978: Postilla enniana. Studi italiani di filologia classica 50, 253–259.

59. Scioli, E. 2015: Dream, Fantasy, and Visual Art in Roman Elegy. Madison (WI).

60. Sclafani, M. 2015: Urna di terracotta con coperchio. In: G. Paolucci (a cura di), La collezione comunale del museo civico archeologico di Chianciano Terme. Vol. I. Roma, 11.

61. Sinn, U. 1979: Die Homerischen Becher. Hellenistische Reliefkeramik aus Makedonien. Berlin.

62. Skutsch, O. 1985: The Annals of Quintus Ennius. Oxford.

63. Small, J.P. 2008: The Parallel Worlds of Classical Art and Text. Cambridge.

64. Torelli, M. 1985: L’arte degli Etruschi. Roma–Bari.

65. Trieber, C. 1888: Die Romulussage. Rheinisches Museum für Philologie 43, 569–582.

66. Vahlen, I. 1903: Ennianae poesis reliquiae. Lipsiae.

67. Wallace, R.E. 2005: An Introduction to Wall Inscriptions from Pompeii and Herculaneum. Wauconda.

68. Warmington, E.H. 2006: Remains of Old Latin. Vol. I. Ennius. Caecilius. Cam-bridge (MA).

69. Weitzmann, K. 1959: Ancient Book Illumination. Cambridge, MA.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх