D.F. Leão, P.J. Rhodes. The Laws of Solon: A New Edition with Introduction, Translation and Commentary. London–New York, 2016

 
PIIS032103910004513-7-1
DOI10.31857/S032103910004513-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Institute of World History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVestnik drevnei istorii
EditionVolume 79 Issue 1
Pages191-199
Abstract

      

Keywords
Received26.03.2019
Publication date26.03.2019
Number of characters25623
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 На протяжении полувека каждый, кто занимался солоновским законодательством, должен был обязательно иметь в качестве настольной – в самом буквальном смысле слова – книгу выдающегося историка древнегреческого права Э. Рушенбуша «ΣΟΛΩΝΟΣ ΝΟΜΟΙ»1. Притом все отдавали себе отчет в том, что она при всех ее достоинствах не лишена также и существенных недостатков2. Главнейшим из них, бесспорно, является тот, что свидетельства источников о законах Солона автор привел практически не комментированными. Лишь редко-редко он делал очень краткие примечания, в которых декларативно, без развернутой аргументации, высказывал тот или иной тезис3. 1. Ruschenbusch 1966.

2. Это обстоятельство особенно акцентировано в работе Scafuro 2006.

3. Характерный пример: Ruschenbusch 1966, 83. Речь идет о законе, который традиционно трактуется как запрещающий нейтралитет во время гражданской смуты (стасиса), а Рушенбуш выдвигает неожиданную (и, на наш взгляд, неприемлемую) точку зрения, согласно которой закон в действительности карал за уклонение от воинской службы.
2 Строго говоря, в указанной работе ученый обещал, что пространный комментарий уже вскоре последует, однако при его жизни читатели так и не дождались выполнения обещания, хотя Рушенбуш еще долго и плодотворно трудился. Уже после кончины немецкого исследователя в его материалах были обнаружены достаточно значительные наброски труда, который должен был включать немецкий перевод законов Солона и тот самый комментарий. Этот текст, конечно, опубликовали4 – просто как часть научного наследия столь видного специалиста, – однако в силу своей явной незавершенности и, так сказать, «чернового характера» он представляет в основном историографический интерес. 4. Ruschenbusch 2010.
3 Таким образом, проблема осталась нерешенной. Это и побудило двух антиковедов довести дело до конца, при этом корректируя многие положения Э. Рушенбуша, не выдержавшие, по их мнению, проверку временем (потому-то в заголовке рецензируемой книги и фигурирует выражение «новое издание»). Из авторов имя П. Родса в каких-либо рекомендациях не нуждается5; а его португальский коллега ранее по большей части занимался Плутархом, хотя и о Солоне однажды выпустил монографию6. Она, впрочем, не получила большого резонанса, поскольку была написана на не самом распространенном в Европе языке. По содержанию книга примыкала к большой группе исследований о Солоне как этическом и политическом мыслителе-поэте, вышедших в 1990-е и 2000-е годы7. 5. Упомянем одну из его последних работ, вышедшую по-русски: Rhodes 2018.

6. Leão 2001.

7. Например: Anhalt 1993; Almeida 2003; Irwin 2005; Lewis 2008; Noussia-Fantuzzi 2010.
4 Работа, о которой здесь идет речь, начинается предисловием и не очень обширным введением, во всех отношениях отличающимся от того колоссального введения, которое предпослал своему классическому труду Рушенбуш8. Последний адресовался исключительно к читателям-профессионалам, имеющим по крайней мере общее понятие о солоновском законодательстве, и поэтому сконцентрировался на разборе ряда достаточно специальных вопросов: в какой степени и как долго сохранялись законы кодекса 594 г. до н.э., посредством каких механизмов их текст доходил до позднейших авторов, цитирующих их, насколько аутентичными следует считать такие цитаты, что такое кирбы и аксоны и т.п. 8. Ruschenbusch 1966, 1–61.
5 В новом же издании приводятся сведения самые элементарные: кто такой был Солон, чем он знаменит, в каком контексте действовал, как сложилась судьба его свода законов… Здесь перед нами очевиднейшим образом налицо проявление максимально общей тенденции, характерной для западного антиковедения последних лет: максимально популяризировать изложение. Что интересно, сам же П. Родс некоторое время назад едко сетовал на эту тенденцию9, определяя ее иронической формулировкой «писать для Винни-Пуха», жаловался на то, что теперь он не нашел бы издателя для своей первой монографии (об институте Совета в Афинах)10, поскольку она является сугубо научной, а теперь, получается, и сам поддался этой тенденции. Ну что ж, видимо, ныне иначе уже невозможно. 9. Rhodes 2003, 57.

10. Rhodes 1972. Она-то, заметим, первой и прославила Родса, сразу поставив его в ряды крупнейших специалистов по истории Древней Греции.

Number of purchasers: 3, views: 726

Readers community rating: votes 0

1. Almeida, J.A. 2003: Justice as an Aspect of the Polis Idea in Solon’s Political Poems: A Reading of the Fragments in Light of the Researches of New Classical Archaeology. Leiden.

2. Anhalt, E.K. 1993: Solon the Singer: Politics and Poetics. Lanham.

3. Barta, H. 2010–2011: “Graeca non leguntur”? Zu den Ursprüngen des europäischen Rechts im antiken Griechenland. Bd I–II. Wiesbaden.

4. Blok, J.H. 2006: Solon’s funerary laws: Questions of authenticity and function. In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. (Mnemosyne, Supplements, 272). Leiden–Boston, 197–247.

5. Blok, J.H. 2009: Perikles’ citizenship law: A new perspective. Historia 58/2, 141–170.

6. Boegehold, A.L. et al. 1995: The Lawcourts at Athens: Sites, Buildings, Equipment, Procedure, and Testimonia. (The Athenian Agora, 28). Princeton.

7. Cantarella, E. 1964: La ἐγγύη prima e dopo la legislazione di Solone nel diritto matrimoniale attico. Rendiconti dell’Istituto Lombardo Accademia di scienze e lettere. Classe di lettere e scienze morali e storiche 98, 121–161.

8. Cantarella, E. 1991: Moicheia. Reconsidering a problem. In: M. Gagarin (Hrsg.), Symposion 1990. Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. (Akten der Gesellschaft für Griechische und Hellenistische Rechtsgeschichte, 8). Köln–Wien, 289–296.

9. Carawan, E. 1998: Rhetoric and the Law of Draco. Oxford.

10. Carawan, E. 2013: The Athenian Amnesty and Reconstructing the Law. Oxford.

11. Coşkun, A. 2013: Weitere Überlegungen zu den Voraussetzungen und Folgen des Perikleischen Bürgerrechtsgesetzes: Naturalisierung und Epigamie im Klassischen Athen. Klio 95/2, 391–404.

12. Dmitriev, S. 2018: The Birth of the Athenian Community: From Solon to Cleisthenes. London–New York.

13. Eder, W. 1986: The political significance of the codification of law in archaic societies: An unconventional hypothesis. In: K.A. Raaflaub (ed.), Social Struggles in Archaic Rome: New Perspectives on the Conflict of the Orders. Berkeley, 262–300.

14. Gagarin, M. 1981a: Drakon and Early Athenian Homicide Law. New Haven.

15. Gagarin, M. 1981b: The thesmothetai and the earliest Athenian tyranny law. Transactions and Proceedings of the American Philological Association 111, 71–77.

16. Gagarin, M. 1986: Early Greek Law. Berkeley.

17. Hansen, M.H. 2010: The concepts of Demos, Ekklesia, and Dikasterion in classical Athens. Greek, Roman and Byzantine Studies 50, 499–536.

18. Hölkeskamp, K.-J. 1999: Schiedsrichter, Gesetzgeber und Gesetzgebung im archaischen Griechenland. (HISTORIA. Einzelschriften, 131). Stuttgart.

19. Hölkeskamp, K.-J. 2005: What’s in a code? Solon’s laws between complexity, compilation and contingency. Hermes 133/3, 280–293.

20. Humphreys, S.C. 1991. A historical approach to Drakon’s law on homicide. In: M. Gagarin (Hrsg.), Symposion 1990. Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. (Akten der Gesellschaft für Griechische und Hellenistische Rechtsgeschichte, 8). Köln–Wien, 17–45.

21. Irwin, E. 2005: Solon and Early Greek Poetry: The Politics of Exhortation. Cambridge.

22. Jones, J.W. 1956: The Law and Legal Theory of the Greeks: An Introduction. Oxford.

23. Just, R. 1989: Women in Athenian Law and Life. London–New York.

24. Karabelias, E. 1975: L’épiclérat dans la comédie nouvelle et dans les sources latines. In: H.J. Wolff (Hrsg.), Symposion 1971. Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. Köln–Wien, 215–254.

25. Kroll, J.H. 1998: Silver in Solon’s Laws. In: R. Ashton, S. Hurter (eds.), Studies in Greek Numismatics in Memory of M.J. Price. London, 225–232.

26. Kroll, J.H. 2008: The Monetary Use of Weighed Bullion in Archaic Greece. In: W.V. Harris (ed.), The Monetary Systems of the Greeks and Romans. Oxford, 12–37.

27. Lape, S. 2002/2003: Solon and the institution of the “democratic” family form. Classical Journal 98/2, 117–139.

28. Leão, D.F. 2001: Solón: Ética e política. Lisboa.

29. Lewis, J.D. 2008: Solon the Thinker: Political Thought in Archaic Athens. London.

30. MacDowell, D.M. 1963: Athenian Homicide Law in the Age of the Orators. Manchester.

31. Martin, R.P. 2016: Solon in comedy. In: G. Nagy, M. Noussia-Fantuzzi (eds.), Solon in the Making: The Early Reception in the Fifth and Fourth Centuries. Berlin–Boston, 66–84.

32. Martina, A. 1968: Solone: Testimonianze sulla vita e l’opera. Roma.

33. Mélèze Modrzejewski, J. 1991: La sanction de l’homicide en droit grec et hellenistique. In: M. Gagarin (Hrsg.), Symposion 1990. Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. (Akten der Gesellschaft für Griechische und Hellenistische Rechtsgeschichte, 8). Köln–Wien, 3–16.

34. Mossé, C. 1991: La place de la pallakê dans la famille athenienne. In: M. Gagarin (Hrsg.), Symposion 1990. Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. (Akten der Gesellschaft für Griechische und Hellenistische Rechtsgeschichte, 8). Köln–Wien, 273–279.

35. Noussia-Fantuzzi, M. 2010: Solon the Athenian, the Poetic Fragments. (Mnemosyne, Supplements, 326). Leiden–Boston.

36. Osborne, R. 1997: Law, the democratic citizen and the representation of women in classical Athens. Past & Present 155/1, 3–33.

37. Pal'tseva, L.A. 2007: K voprosu o sostave zakonodatel'stva Drakonta. Mnemon: issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira 6, 195–210.

38. Rhodes, P.J. 1972: The Athenian Boule. Oxford.

39. Rhodes, P.J. 1975: Solon and the numismatists. Numismatic Chronicle 15, 1–11.

40. Rhodes, P.J. 2003: Athenian Democracy and Modern Ideology. London.

41. Rhodes, P.J. 2006: The reforms and laws of Solon: An optimistic view. In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. (Mnemosyne, Supplements, 272). Leiden–Boston, 248–260.

42. Rhodes, P.J. 2015: Solon in Aristotle’s school. In: G. Nagy, M. Noussia-Fantuzzi (eds.), Solon in the Making: The Early Reception in the Fifth and Fourth Centuries. Berlin–Boston, 151–160.

43. Rods, P.Dzh. 2018: Afinskoe narodnoe sobranie: nereshennye problemy. V sb.: O.L. Gabelko, A.V. Makhlayuk, A.A. Sinitsyn (red.), ΠΕΝΤΗΚΟΝΤΑΕΤΙΑ: Issledovaniya po antichnoj istorii i kul'ture. SPb., 110–116.

44. Robinson, E.W. 1997: The First Democracies: Early Popular Government outside Athens. (HISTORIA. Einzelschriften 107). Stuttgart.

45. Ruschenbusch, E. 1966: ΣΟΛΩΝΟΣ ΝΟΜΟΙ: Die Fragmente des solonischen Gesetzwerkes mit einer Text- und Überlieferungsgeschichte. Wiesbaden.

46. Ruschenbusch, E. 2010: Solon: das Gesetzeswerk – Fragmente. Übersetzung und Kommentar. Stuttgart.

47. Scafuro, A.C. 2006: Identifying solonian laws. In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. (Mnemosyne Suppl. 272). Leiden–Boston, 175–196.

48. Schaps, D.M. 1981: Economic Rights of Women in Ancient Greece. Edinburgh.

49. Schmitz, W. 2001: “Drakontische Strafen”. Die Revision der Gesetze Drakons durch Solon und die Blutrache in Athen. Klio 83/1, 7–38.

50. Schmitz, W. 2011: Athen – eine wehrhafte Demokratie? Überlegungen zum Stasisgesetz Solons und zum Ostrakismos. Klio 93/1, 23–51.

51. Stehle, E. 2006: Solon’s self-reflexive political persona and its audience. In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. Leiden–Boston, 79–113.

52. Strauss, B.S. 1993: Fathers and Sons in Athens: Ideology and Society in the Era of the Peloponnesian War. London.

53. Stroud, R.S. 1968: Drakon’s Law on Homicide. Berkeley.

54. Surikov, I.E. 2004: Problemy rannego afinskogo zakonodatel'stva. M.

55. Surikov, I.E. 2013: [Rev.:] Barta H. “Graeca non leguntur”? Zu den Ursprüngen des europäischen Rechts im antiken Griechenland. Bd. I–II. Wiesbaden, 2010–2011. Ancient West and East 12, 344–348.

56. Surikov, I.E. 2015: Krazha v rannem grecheskom prave (na primere Afin). Drevnee pravo / Ius antiquum 1 (31), 12–26.

57. Surikov, I.E. 2016: Peripateticheskaya shkola i formirovanie an-tichnoj narrativnoj traditsii o Solone. Mnemon: issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira 16/1, 19–40.

58. Thür, G. 2014: [Rez.:] Barta H. “Graeca non leguntur”? Zu den Ursprüngen des europäischen Rechts im antiken Griechenland. Bd. I. Wiesbaden, 2010. Klio 96/1, 263–270.

59. Watson, J. 2010: The origin of metic status at Athens. The Cambridge Classical Journal 56, 259–278.

Система Orphus

Loading...
Up