Стратегия администрации Трампа в отношении арабских государств Персидского залива

 
Код статьиS268667300015580-8-1
DOI10.31857/S268667300015580-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 7
Страницы95-111
Аннотация

При президенте Трампе Персидский залив стал источником значительного роста нестабильности на Ближнем Востоке. Политика максимального давления на Иран предполагала усиление присутствия США и укрепление сотрудничества с арабскими союзниками. Цель этой статьи состоит в том, чтобы проанализировать внутренние и внешние аспекты стратегии Трампа в Персидском заливе. Рассматривается его политика в отношении Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов и Катара. Основное внимание уделено анализу решений президента США, приведших к росту военной напряженности. Приведены обоснованные аргументы в защиту выдвинутой автором научной гипотезы, что упор на коммерческие отношения и продажи оружия был решающим фактором в стратегии Трампа. Это привело к отказу от политики США, критикующей положение с правами человека в Саудовской Аравии, возобновлению военного вмешательства США в войну в Йемене, возвращению Америки к поставкам самых современных вооружений в Объединенные Арабские Эмираты. Показано, что углубление военного сотрудничества с государствами Залива было направлено на повышение безопасности Израиля и изменение баланса сил не в пользу Ирана.

Ключевые словаПрезидент Трамп, США, Персидский залив, Саудовская Аравия, катарский кризис, конфронтация с Ираном, продажи американского оружия
Получено05.05.2021
Дата публикации06.07.2021
Кол-во символов38708
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Персидский залив и его прибрежные государства Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) и Оман стали свидетелями нескольких конфликтов за последние десятилетия. Они видели ирано-иракскую войну 1980-1988 гг. и две войны в Персидском заливе с участием США, которые сделали этот регион крайне нестабильным. После исламской революции 1979 г. в Иране действия, предпринимаемые Америкой в регионе, были обусловлены главным образом двумя интересами: во-первых, обеспечение непрерывного потока экспорта нефти, а во-вторых, предотвращение иранского доминирования.
3 Хотя Америка, возможно, больше не будет зависеть от арабской нефти в долгосрочной перспективе, защита Персидского залива, включая Ормузский пролив, остается необходимым интересом Соединённых Штатов. Тот факт, что США близки к энергетической «независимости», не меняет американского интереса к обеспечению безопасности союзников и партнеров. Сдерживание Ирана является жизненно важным интересом для США и в свете обеспечения безопасности Израиля. Дальнейшая поддержка союзников в Персидском заливе и военное присутствие отвечают этой цели. Кувейт, Бахрейн, Катар и Оман позволяют размещать американские базы на своей территории, а в Бахрейне находится штаб-квартира Пятого флота США, который является важным элементом военного превосходства Америки не только в Персидском заливе, но и во всей западной части Индийского океана.
4 Все страны Персидского залива, за исключением Ирана и Ирака, являются членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). США успешно сотрудничают с членами этого альянса и используют их потенциал для противодействия иранскому влиянию на Ближнем Востоке и международной борьбы с терроризмом. Дестабилизация Персидского залива по какой-либо причине может нанести серьезный ущерб американским интересам. Сохранение военного присутствия возможно только в том случае, если будут сохранены союзные отношения с ССАГПЗ.
5 В целях поддержания стабильности администрация Обамы воскресила вариант доктрины Никсона, предлагая посредничество в примирении Саудовской Аравии с Ираном. Вашингтон стремился снизить угрозу войны посредством ядерного соглашения с Тегераном, одновременно успокаивая арабских партнеров, таких как Саудовская Аравия, путём увеличения продаж военной продукции. Критики этого подхода указывали на отсутствие для США перспектив играть балансирующую роль между враждующими лагерями, называя это недостижимым. Вместе с тем, они признавали, что военное присутствие США создаёт дополнительные риски, стимулируя более агрессивное поведение со стороны американских партнёров в отношении Ирана.
6 Администрация Трампа продолжила продажу оружия арабским странам Персидского залива, перейдя при этом к открытой конфронтации с Ираном и наращивая всестороннее сотрудничество с Израилем. Ситуация с безопасностью в Персидском заливе в годы президентства Трампа стала ещё более нестабильной, санкционная кампания его администрации по «максимальному давлению» ослабила экономику Ирана, но не заставила Тегеран изменить курс. Тем не менее, важно подчеркнуть, что дефицит безопасности в Персидском заливе проистекает не только из-за ошибок и недостатков политики США, но также из-за роста агрессивности государств Персидского залива, прежде всего Саудовской Аравии.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 507

Оценка читателей: голосов 0

1. Toosi N. Obama, in an awkward twist, becomes Saudi Arabia's defender // Politico. September 22, 2016. Available at: https://www.politico.com/story/2016/09/obama-saudi-arabia-228521 (accessed: 27.03.2021).

2. Jaffe G. Obama’s visit to ally Saudi Arabia shadowed by tensions with the kingdom // The Washington Post. April 20, 2016. Available at: https://www.washingtonpost.com/politics/obamas-visit-to-ally-saudi-arabia-shadowed-by-tensions-with-the-kingdom/2016/04/20/a0a987e0-06eb-11e6-a12f-ea5aed7958dc_story.html?utm_term=.ec236b5e369b (accessed: 27.03.2021).

3. Saudis Welcome Trump’s Rebuff of Obama’s Mideast Views // New York Times. May 20, 2017. Available at: https://www.nytimes.com/2017/05/20/world/middleeast/donald-trump-saudi-arabia.html (accessed: 27.03.2021).

4. Donald Trump, Saudi Arabia Sign Agreements in Move to Counterbalance Iran // The Wall Street Journal. May 20, 2017. Available at: https://www.wsj.com/articles/president-donald-trump-arrives-in-saudi-arabia-as-overseas-trip-starts-1495263979 (accessed: 27.03.2021).

5. Arms Sales to Saudi Arabia and Bahrain Should be Rejected Arms Control Association. May 03, 2017. Available at: https://www.armscontrol.org/issue-briefs/2017-05/arms-sales-saudi-arabia-bahrain-should-rejected (accessed: 27.03.2021).

6. John S. McCain National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2019. H.R.5515. 115th Congress (2017-2018). Available at: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/5515/text (accessed: 27.03.2021).

7. Mahanty D., Shiel A. Time to flip the script on congressional arms sales powers // The Hill. March 15, 2020. Available at: https://www.defenseone.com/ideas/2019/09/its-time-congress-rein-us-arms-exports/159779/ (accessed: 27.03.2021).

8. Text of a Letter from the President to the Speaker of the House of Representatives and the President Pro Tempore of the Senate. Hard National Security Choices. December 12, 2017. Available at: https://www.lawfareblog.com/document-white-house-dec-11-war-powers-report (accessed: 27.03.2021).

9. Defying Congress, Trump sets $8 billion-plus in weapons sales to Saudi Arabia, UAE // Reuter. May 24, 2019. Available at: https://www.reuters.com/article/us-usa-saudi-arms-idUSKCN1SU25R (accessed: 27.03.2021).

10. Trends in International Arms Transfers, 2020. March 15, 2021. Available at: https://reliefweb.int/report/world/trends-international-arms-transfers-2020 (accessed: 27.03.2021).

11. Jamal Khashoggi’s murder. Anadolu Agency Publications.47. Ankara, January 2019. Available at: https://www.aa.com.tr/uploads/userFiles/79121245-49cb-4f77-bd45-d9d308a833b3/08_2019%2F11_subat%2F03%2FCEMALKASIKCI-CINAYETI-EN.pdf (accessed: 27.03.2021).

12. Rasheed Z. UN report blames Saudi Arabia for Khashoggi’s murder. What next? // Aljazeera. Jun 20, 2019. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2019/6/20/un-report-blames-saudi-arabia-for-khashoggis-murder-what-next (accessed: 27.03.2021)

13. Herb Jeremy, Gaouette Nicole. US intelligence report finds Saudi Crown Prince responsible for approving operation that killed Khashoggi // CNN. February 26, 2021. Available at: https://edition.cnn.com/2021/02/26/politics/biden-administration-khashoggi-report/index.html (accessed: 27.03.2021).

14. Blanchard C. Qatar: Background and U.S. Relations. Congressional Research Service. November 4, 2014. Available at: https://fas.org/sgp/crs/mideast/RL31718.pdf (accessed: 27.03.2021).

15. des Roches D. A base is more than buildings: the military implications of the Qatar crisis. June 8, 2017. Available at: https://warontherocks.com/2017/06/a-base-is-more-than-buildings-the-military-implications-of-the-qatar-crisis/ (accessed: 27.03.2021).

16. Qatar crisis: What you need to know // BBC. July 19, 2017. Available at: https://www.bbc.com/news/world-middle-east-40173757 (accessed: 27.03.2021).

17. Gulf crisis: Trump escalates row by accusing Qatar of sponsoring terror // The Guardian. June 09, 2017. Available at: https://www.theguardian.com/us-news/2017/jun/09/trump-qatar-sponsor-terrorism-middle-east (accessed: 27.03.2021).

18. Finnegan C. State Department takes sudden hard line on Saudis over Qatar // ABC News. June 21, 2017. Available at: https://abcnews.go.com/International/state-department-takes-sudden-hard-line-saudis-qatar/story?id=48168079 (accessed: 27.03.2021).

19. U.S. Security Cooperation With the United Arab Emirates / Bureau of political-military affairs. January 20, 2021. Available at: https://www.state.gov/u-s-security-cooperation-with-the-united-arab-emirates/ (accessed: 27.03.2021).

20. Trump announces historic peace agreement between Israel and United Arab Emirates // The Washington Post. August 14, 2020. Available at: https://www.washingtonpost.com/politics/trump-announces-historic-peace-agreement-between-israel-and-united-arab-emirates/2020/08/13/363f3c54-dd76-11ea-8051-d5f887d73381_story.html (accessed: 27.03.2021).

21. Wrigley A. New UAE Arms Sales Raise Concerns // The Arms Control Association. December 2020. Available at: https://www.armscontrol.org/act/2020-12/news/new-uae-arms-sales-raise-concerns (accessed: 27.03.2021).

22. Roblin S. After OKing UAE F-35s, Israel Asks For F-22 Raptors.Here’s Why That’s Not Likely To Fly. Aerospace & Defense // Forbes. October, 2020. Available at: https://www.forbes.com/sites/sebastienroblin/2020/10/26/after-okaying-uae-f-35s-israel-asks-for-f-22-raptors-heres-why-thats-not-likely-to-fly/?sh=3560506e374b (ac-cessed: 27.03.2021).

23. Stavridis J. Selling Fighter Jets to the UAE Is All About Israel // Bloomberg. September 23, 2020. Available at: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2020-09-23/selling-f-35-fighter-jets-to-the-uae-is-all-about-israel (accessed: 27.03.2021).

24. Makovsky M. What Selling F-35 Stealth Jets to the UAE Means for Israel. The Jewish Institute for National Security of America. December 7, 2020. Available at: https://jinsa.org/what-selling-f-35-stealth-jets-to-the-uae-means-for-israel/ (accessed: 27.03.2021).

25. U.S. Senate backs massive arms sales to UAE after Trump veto threat // Reuters. December 09, 2020. Available at: https://www.reuters.com/article/us-usa-emirates-arms-idUSKBN28J2BZ (accessed: 27.03.2021).

26. Khalel S. Trump administration approved UAE arms sale hour before Biden inauguration. January 21, 2021. Available at: https://www.middleeasteye.net/news/trump-administration-signs-contract-uae-arms-sale-just-bidens-inauguration (accessed: 27.03.2021).

27. Biden admin intends to move forward with $23B UAE weapons sales // CNN. April 14, 2021. Available at: https://edition.cnn.com/2021/04/14/politics/uae-f-35-arms-sales/index.html (accessed: 21.04.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх